Водители и пешеходы: кто прав, а кто правее?
В марте этого года на заседании Госсовета по безопасности дорожного движения президент Владимир Путин в очередной раз предложил «ужесточить ответственность». И МВД быстренько выдвинуло идею увеличить штраф для тех водителей, кто не пропускает пешеходов и велосипедистов в ситуациях, когда они пользуются преимуществом. По мнению авторов законопроекта, штрафовать за это нужно не на 1500, а на 2500 руб. Новшество, разумеется, обосновывают необходимостью снизить количество аварий с участием пешеходов.
ГИБДД в пояснительной записке приводит количество административных протоколов, составленных на водителей по статье 12.18 КоАП. В 2014 году таковых было 1,64 млн, в 2015-м – 1,66 млн. Вот только принимать за основу анализа эти цифры я бы не стал. Систематический контроль на пешеходных переходах налажен слабо, и объем выписанных штрафов напрямую зависит от того, как часто личному составу давали команду следить именно за этим проступком.
Схожая картина и за пять месяцев текущего года. Из 58,2 тыс. аварий 18,6 тыс. (32%) – это наезды на пешеходов. В 57% случаев виновны водители, в 42% — пешеходы. На «зебрах» зафиксированы те же 34,8% инцидентов.
Наметившаяся в 2016 году тенденция к уменьшению числа ДТП с участием пешеходов, погибших и пострадавших в них, конечно, утешает. Но вызывает непонимание другое. Статистика свидетельствует об изрядной доле вины пешеходов и крайне низкой культуре их поведения. При этом закручивание гаек испытывают только водители. Им достаются комплексы видеофиксации, повышенные штрафы и внимание сотрудников ДПС во время очередного рейда.
А что же безлошадные участники дорожного движения? Складывается впечатление, что у них есть только права – и никаких обязанностей. Официальные данные ГИБДД это подтверждают. За 2015 год на российских водителей составили 23,8 млн протоколов и еще 37,3 млн штрафов разослано «письмами счастья». А пешеходов наказали 2,8 млн раз. И это притом, что, к примеру, в Москве жителей (читай – пешеходов) примерно вчетверо больше, чем зарегистрированных машин (читай – автомобилистов).
Между тем в ПДД есть четко сформулированный п. 4.5 – как раз об обязанностях пешеходов: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств». Его вряд ли знают даже те, кто что-то слышал о ПДД. Зачем? Ведь, если верить новостям в Сети и по телевизору, наказывают только водителей.
Так у пешеходов складывается ощущение не просто вседозволенности, но и неуязвимости. Не верите? Посмотрите в Интернете подборки записей с видеорегистраторов. Выкладывать их здесь не буду по морально-этическим соображениям (найти их при желании нетрудно). Но поверьте отсмотревшему сотни таких роликов: в большей части аварий с участием пешеходов ни о каком соблюдении процитированного выше пункта Правил и речи не идет! Да, небезгрешны и водители, но говорить только об их вине в корне неправильно.
Готов предложить даже свой рецепт проведения воспитательной работы среди пешеходов. Остро необходимо адресовать им социальную рекламу. Причем размещать ее не на телевидении, а непосредственно перед глазами людей: на автобусных остановках, в общественном транспорте, торговых центрах, школах и т.п. Таблички с основными правилами безопасности или выдержками из ПДД можно развешивать на стойках дорожных знаков около пешеходных переходов. Чем чаще будут попадаться на глаза правила, тем меньше станут их нарушать. Школьные уроки о безопасности на дорогах должны быть не разовыми, а постоянными. Тут я солидарен с теми, кто предлагает ввести отдельный предмет по изучению ПДД.
Наконец, стоит провести несколько рейдов с привлечением телеканалов и новостных интернет-ресурсов. Нежелание ГИБДД заниматься этим понятно. Пешеход может оказаться без документов, и тогда составление протокола обернется доставкой в отдел полиции и тратой времени на выяснение личности. С точки зрения собираемости штрафов и занятости личного состава, не спорю, малоэффективно. Зато в следующий раз человек, скорее всего, хорошо подумает, стоит ли бежать на красный свет, рискуя провести следующие несколько часов в компании полицейских.
Я верю, что и пешеходам можно привить культуру поведения на дорогах. В конце концов, камеры на дорогах сделали свое дело, и автомобилисты (в подавляющем большинстве) стали ездить намного цивилизованнее. То же самое можно сказать и о мотоциклистах: обилие мотобата в столице принесло заметные плоды. Было бы желание…