Мы их теряем: куда автопроизводители бегут из России?
Cadillac съехался с «китайцами»
Производство легковых машин в России падает уже четвертый год подряд, следуя за обвалившимся спросом на авторынке. В результате созданные в нашей стране производственные мощности в более чем 3 млн автомобилей оказались избыточными – сегодня они загружены менее чем на 40%. На этом фоне некоторые автопроизводители переносят сборку своих машин на предприятия в соседние страны, откуда затем поставляют их на российский рынок. Логистические издержки во многом покрываются менее жесткими требованиями к сборочным проектам со стороны местных властей, а также более дешевой рабочей силой.
Особенно в этом преуспела Белоруссия, чьи власти всеми силами пытаются привлечь мировые автоконцерны к сотрудничеству с отечественными предприятиями. Пожалуй, самым громким стал проект завода «Юнисон» с американским General Motors, который незадолго до этого закрыл свой завод в России, а также свернул сборку на мощностях «Автотора» и ГАЗа. Тем не менее GM наладил поставки в нашу страну кроссоверов Opel Mokka белорусской сборки, а также премиальных вседорожников Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe. Как известно, продажи автомобилей марки Opel в России были прекращены в конце прошлого года, а вот Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe из соседней республики поставляются к нам до сих пор.
На «Юнисоне» с нынешнего года выпускаются и китайские автомобили Zotye Т600 и Z300, которые также предназначены, главным образом, для российского рынка. Кстати, изначально производство этих моделей планировалось наладить на предприятии «Алабуга-моторс» в Татарстане. «Была попытка организовать сборку в России, партнеры нас подвели», – говорит заместитель гендиректора «Зоти Моторс Рус» Александр Гнездюк. А белорусский завод, по его словам, был выбран, прежде всего, потому, что условия производства и локализации в России и Белоруссии одинаковые, и эти страны находятся в едином пространстве Таможенного союза.
Впрочем, Zotye не отказывается от идеи наладить сборку своих автомобилей в России. По крайней мере, это касается новых моделей, которые появятся у нас в ближайшие годы. Так, в 2017 году на российский рынок должны выйти новые кроссоверы – Т300 и SR8. «Если потребуется расширение производственных площадок, то мы будем рассматривать в первую очередь российский проект, но не вместо «Юнисона», а как расширение модельного ряда», – сообщил «За рулем.РФ» Александр Гнездюк.
Geely прописалась под Минском
А вот другой китайский автопроизводитель – Geely – напротив, перенес сборку всех своих новых моделей на завод «БелДжи», фактически свернув производство на российском «Дервейсе». В результате сегодня все автомобили Geely поставляются на российский рынок из Белоруссии, где также планируется наладить выпуск флагманского седана GC9 и абсолютно нового кроссовера Emgrand Cross.
Как отмечают в пресс-службе Geely, ни один китайский автопроизводитель, равно как и «Дервейс», в свое время не смог получить режим промсборки. Производство на этом заводе не предполагает каких-либо льгот со стороны государства и не может принести Geely дополнительных преимуществ от деятельности в России, поэтому было принято решение по переносу сборки новых автомобилей на территорию Белоруссии. «В 2013 году правительство республики предложило Geely рассмотреть проект по созданию собственного завода на ее территории с предоставлением выгод, идентичных тем, что применялись в России. В качестве небольшой производственной площадки «БелДжи» существует с 2013 года, и в настоящее время мы занимаемся подготовкой уже полноформатного проекта», – рассказали «За рулем.РФ» в китайской компании.
Тем не менее «Дервейс» по-прежнему остается партнером Geely, у которой есть возможность осуществлять сборку небольшого количества автомобилей, и в настоящее время рассматривается экономическая целесообразность производства некоторых моделей.