Растянутый Rolls-Royce Silver Shadow: в духе экстаза

Удивляемся длине и оснащению редкого Роллс-Ройса. Это не музейный экспонат, а живой, ездящий автомобиль, доработанный на благо водителю и пассажирам.

Нет! Как ни исхитрялся, а развернуться на вроде бы просторной площадке в один заход не удалось. Узкие европейские улочки, зажатые маленькими красочными домиками, не для этого «парохода». Придется покрутиться, уповая… на камеру заднего вида. Во времена молодости этого статного красавца такими удобствами шофера не одаривали. Но этот Rolls-Royce и сегодня не музейный экспонат, а живой, ездящий автомобиль – поэтому его доработали на благо водителю и пассажирам.

Растянуть удовольствие

Удивительный контраст: передняя часть машины, от знаменитой фигурки «Дух экстаза» на капоте до спинки водителя, – воплощение британского аристократизма и даже чопорности. За передней спинкой – кричащая американская роскошь. А корма вновь британская.

Если кто-то сделал автомобиль, почти всегда найдется некто, решивший его удлинить. Если уж наращивали Запорожцы и Трабанты, то вытянуть Rolls-Royce сам автомобильный бог велел. Даже такую относительно демократичную модель, как Silver Shadow.

«Серебряная тень», стартовавшая в 1965‑м, стала для фирмы революционной. Шутка ли, впервые: несущий кузов, дисковые тормоза на всех колесах, независимая подвеска с автоматическим поддержанием постоянного уровня кузова (от этого сложного устройства позднее отказались). Алюминиевый двигатель V8 рабочим объемом 6,23 л развивал… А вот мощность-то фирма в те годы традиционно не указывала, сообщая клиентам, что она достаточная. Из алюминия сделаны также двери, капот и крышка багажника. Относительно небольшой, чуть больше пяти метров в длину, седан был рассчитан не только и не столько на наемных водителей, сколько на любителей управлять автомобилем самостоятельно. В 1966 году в серию запустили также купе и кабриолет. А за океаном принялись делать из благородных «британцев» помпезные стретчи.

В гамме моделей Rolls-Royce был и свой длинный автомобиль – Phantom VI, сменивший в 1968‑м версию пятого поколения. Но он выглядел очень уж тяжеловесно, а главное – стоил почти вдвое больше, нежели Silver Shadow. «Тень» тоже, конечно, была не слишком доступной: за ее цену в середине 1970‑х можно было купить флагманский Mercedes-Вenz 450 SEL 6.9 и Cadillac Fleetwood в придачу.

Постройка стретча – дело для американцев привычное. Правда, с моделью Silver Shadow пришлось повозиться. Ведь у нее, в отличие от Кадиллаков и Линкольнов, не было рамы. Но ради такого дела заокеанские умельцы расстарались. А заодно на часть удлиненных машин водрузили свой двигатель – 5,7‑литровый Small Block концерна General Motors. Дешевле и забот меньше. Именно такой агрегат стоит и на этом автомобиле 1977 года выпуска, полное имя которого – Rolls-Royce Silver Shadow II (второе поколение). К слову, британцы ставили на него мотор увеличенного до 6,75 л объема – мощность по-прежнему не указывали, но в некоторых автомобильных каталогах фигурировали 250 л.с.

Как известно, британцы с 1969 года делали собственную удлиненную версию, которую с 1976‑го именовали Silver Wraith II. Но ее база была увеличена всего-то на 110 мм. Для особо настойчивых заказчиков строили и более длинные машины. Одну из них сделали для Бхагвана Шри Раджниша (он же Ошо) – знаменитого индийского философа и проповедника, сумевшего увлечь своим учением массу людей и объездившего с лекциями весь мир. Говорили, что состояние проповедника достигло 200 миллионов долларов и в его распоряжении было почти сто Роллс-Ройсов разных моделей. Вроде бы Ошо хотел довести их число до трехсот шестидесяти пяти – по одному на каждый день в году, – но не успел.

День длинных теней

Предыдущий владелец этой машины говорил, что она вроде бы из гаража Элизабет Тейлор. Доказательств этому найти не удалось. Но с тем, что такой Silver Shadow подходит для Голливуда, спорить сложно. Вот обитатель светлого роскошного салона плывет на мягком диване, под которым почти столь же мягкая подвеска, от особняка в Беверли-Хиллз к Dorothy Chandler Pavilion на церемонию вручения «Оскаров». Вот звезда, надев еще в салоне обворожительную улыбку, выносит ее вместе с бриллиантами к благодарным поклонникам и жадным фотографам. Они должны быть уверены: жизнь звезды большая и светлая, как этот лимузин.

Кстати, кого наградили в год его рождения? В 1977‑м большую часть статуэток получили сатира на американское телевидение «Телесеть», «Рокки» с вечно молодым и вечно свирепым Сильвестром Сталлоне и «Вся президентская рать» с участием Дастина Хофмана…

В те годы производитель утверждал, что мощность двигателей Роллс-Ройсов достаточная. По аналогии замечу: здесь и мéста вполне достаточно.

Но пора вспомнить о водителе. Тем более что ему несладко. Если стандартный Silver Shadow относился к тому, кто за рулем, с уважением, то строители стретча о шофере почти забыли. Ну, отрезали бы для него от салона хотя бы еще миллиметров двести! Там ведь мéста более чем достаточно! Но нет, водитель прижат к рулю и, чтобы давить на газ, вынужден изгибать ногу, словно йог. А ведь с педалью надо обращаться осторожно. Машина стартует удивительно легко и резво. И ехать следует аккуратно – учитывая габариты и радиус разворота и помня о полицейских – в первую очередь «лежачих», на которых автомобиль, особенно если в салоне больше четырех пассажиров, норовит чиркнуть об асфальт глушителем. И наконец, быстро на такой машине ездить просто неприлично. Хотя тормозит Rolls неплохо да и рулится тоже – лучше, чем ожидаешь, глядя на это великолепие британско-американской инженерии.

Перевод с american english

В 1965 году в русскоязычном журнале «Англия», рекламном издании про жизнь в Великобритании, распространявшемся в Советском Союзе наряду с «Америкой», перепечатали статью из газеты Sunday Times под заголовком «Лучший автомобиль в мире?». Речь шла о модели Phantom, а первая главка открывалась словами доктора Смита – управляющего автомобильным отделением еще единой в те годы авиационно- автомобильной компании Rolls-Royce: «Видите ли, новшество само по себе еще не является достоинством». Речь, разумеется, шла о барабанных тормозах, раме и зависимой задней подвеске. Нетрудно догадаться, что вывод в конце статьи снимал вопросительный знак с ее заголовка.

Появившийся совсем скоро Rolls-Royce Silver Shadow впитал-таки в себя многие новшества, однако британского характера и многих фамильных черт не утратил. Гордые, если не сказать тяжеловесные, очертания кузова, роскошная деревянная панель приборов с загадочно разбросанными кнопками и обстоятельными надписями на все случаи жизни, тонкий руль и забавная клюка селектора коробки под ним. В этой машине британские эргономические штучки удивительно сочетаются с сибаритскими диванами, светлым потолком с разноцветной подсветкой, деревом и роскошным набором для алкогольных радостей. Машина вызывает противоречивые чувства. Над ней не грешно и поиронизировать. Но, признайтесь, в душе почти каждый хотел бы хоть раз прикоснуться к чему-то подобному. Мне же особенно повезло: поездил и в английской части, и в американской.

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Растянутый Rolls-Royce Silver Shadow: в духе экстазаRolls-Royce Corniche
Rolls-Royce Corniche

Rolls-Royce Silver Shadow дебютировал осенью 1965 года. На машине стояли двигатель V8 объемом 6,23 л и четырехступенчатая автоматическая коробка передач. С 1966‑го параллельно с седанами делали купе и кабриолеты. Эти версии в 1971‑м получили имя Corniche. С 1975 по 1986 год производили также купе Camargue работы ателье Pininfarina.

В 1977‑м в производство пошел Silver Shadow II с двигателем объемом 6,75 л и трехступенчатой коробкой передач GM – его скорость достигала 185 км/ч.

Удлиненные на 110 мм машины выпускали с 1969 года, в основном для рынка США. В 1976‑м такой версии присвоили имя Silver Wraith II. Седаны делали до 1980 года. Всего построили 30 057 экземпляров, из них 16 717 – машины первого поколения.

ПОКЛОННИКИ И ТАЛАНТЫ

Растянутый Rolls-Royce Silver Shadow: в духе экстаза

Среди владельцев автомобилей Rolls- Royce Silver Shadow был и генсек Леонид Брежнев. Он любил водить сам и умудрился «пристроить» британский седан в грузовик где-то на Кутузовском проспекте. Ремонтировать машину не стали. Нынче она – в собрании Рижского мотор-музея.

Редакция благодарит Каспарса Вишкинтса за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.

Подпишитесь на «За рулем» в