Тест Ford Focus LPG: экономим с пропан-бутаном
Лет десять назад газовое оборудование у нас использовалось преимущественно на грузовой технике с бензиновыми моторами. Бензин был недорог, а с потерей мощности и капризами газобаллонного оборудования мирились лишь владельцы прожорливых автомобилей. Но время идет – совершенствуется электронный впрыск топлива и ГБО. Да и цены на бензин выросли. Вот и потянулся народ к пропан-бутановой смеси, которая вдвое дешевле 95‑го бензина.
Производители тоже не спят. ГАЗ несколько лет назад запустил в серию Газель на сжиженном и сжатом газе. Работает в этом направлении и АВТОВАЗ (ЗР, 2016, № 4), но серийной газовой Лады в гамме мы пока не видим. Зато такой автомобиль в ближайшем будущем может появиться у Форда. В конце февраля этого года во Всеволожске выпустили опытную партию двухтопливных Фокусов. Мы взяли один из них и сравнили с обычной бензиновой версией.
Жидкость или газ?
Почему все-таки для легкового автомобиля предпочтительнее пропан-бутановая смесь, а не метан?
Всё просто. Главное – сжиженный газ занимает меньше места и давление в баллоне не превышает 5–6 бар, в то время как в баллонах со сжатым метаном давление – 250 бар. Значит, баллон для сжиженного газа может быть тоньше и легче, соответственно он дешевле.
На Ford Focus LPG (выбрана 1,6‑литровая версия мощностью 125 л.с.) ставят ГБО четвертого поколения. Компоненты поставляет известная итальянская фирма BRC. Газовый баллон на 40 литров спрятан в нишу, предусмотренную для запасного колеса. В салоне двухтопливность выдает переключатель типа топлива, расположенный под рукояткой стояночного тормоза. На этом же переключателе отображается запас пропана в баке. Штатный трип-компьютер, к сожалению, реагирует лишь на бензин.
Газовая аппаратура пристроилась под капотом. Не обошлось и без изменений в двигателе.
Сёдла выпускных клапанов, сами клапаны и их направляющие выполнены из более жаропрочного сплава, способного выдержать большую тепловую нагрузку. А еще у этого Фокуса свой каталитический нейтрализатор с меньшей пропускной способностью и свечи зажигания с меньшим зазором между электродами: 0,8 вместо 1,1 мм (такой зазор у «бензиновых» свечей).
Газовая динамика
Потеря мощности при переходе на газовое топливо неизбежна. Из-за газообразного состояния топлива наполнение цилиндров хуже. А поскольку октановое число пропан-бутановой смеси выше на 5–10 единиц, процесс сгорания при неизменном угле опережения зажигания (УОЗ) может затянуться. Отсюда более значительный расход топлива и повышенная нагрузка на клапаны. И именно этим объясняется то, что потеря мощности при установке универсальных комплектов ГБО, где значения корректировки УОЗ «средние по больнице» и не рассчитаны под конкретный двигатель, доходит до 10–15%. У Фокуса же декларированная потеря – всего 7%: мощность упала с 125 до 117 л.с. Настройки блока управления газовым оборудованием подобраны исключительно под 1,6‑литровый двигатель Sigma. Газовой машине сложнее трогаться в подъем. А еще ощущается легкая нехватка мощности на верхах – после 5000 об/мин автомобиль откровенно скисает.
Ради эксперимента мы измерили разгонную динамику на топливе обоих типов. На бензине разгон до 100 км/ч занял 13,4 секунды, а при работе на пропане он на 0,8 секунды дольше.
В остальном это всё тот же Focus – с неплохой плавностью хода, четкой механической коробкой передач и великолепной управляемостью.
Овчинка и выделка
Стоит ли экономия с пропаном потерь в динамике и несколько повышенного расхода топлива? Однозначно! Ведь сейчас литр пропан-бутана вдвое дешевле бензина АИ‑95. Комплект ГБО при самостоятельной установке обходится в 25 тысяч рублей, и при среднем расходе топлива 10 л/100 км он окупится через 14 тысяч километров.
У заводских битопливных автомобилей, коим является и Ford Focus LPG, есть еще одно громадное преимущество – гарантия. Установка стороннего комплекта ГБО ведет к неминуемой потере заводской гарантии, а с серийным автомобилем, само собой, таких проблем нет. Условия гарантии и межсервисный интервал остаются те же, что у обычных Фокусов.
Сборка битопливных Фокусов организована в отдельной зоне – это связано со сложностью монтажа ГБО. Однако не исключено, что в дальнейшем такие машины начнут собирать на основной линии.
Покупателям будут доступны комплектации SYNC Edition и Titanium, но цены на двухтопливные Фокусы пока не определены.
ПЛЮС: Экономия на топливе, сохранение гарантии
МИНУС: Потеря в мощности и динамике, нет запаски