По тормозному следу: испытания систем автоторможения
С этого года в EuroNCAP появилось еще одно испытание для систем AEB – пешеходный тест, а в 2018-м введут велосипедный тест. Парадокс: если на автомобиле установлена система защиты пешеходов (наружные подушки, например, как на Discovery Sport), их отключают. Из-за особенностей в настройках датчиков при столкновении с манекеном или макетом автомобиля на тэтчемских тестах один раз срабатывала подушка для пешеходов и дважды приподнимался капот.
Welcome to Thatcham
Discovery Sport, который участвовал в прошлогоднем тесте автомобилей с сиcтемами экстренного торможения AEB (Autonomous Emergency Braking), отказался останавливаться перед неподвижным препятствием (ЗР, 2015, № 6). Это был провал.
– Мы требуем сатисфакции! И приглашаем вас убедиться в том, что наш автомобиль умеет самостоятельно тормозить.
Отказываться было невежливо и даже глупо – когда еще выпадет возможность посмотреть, как проводят такие тесты за рубежом? Волновало и другое: вдруг в нашей методике есть недостатки и надо срочно что-то менять?
Беспосадочный перелет до Лондона, далее час с небольшим на автомобиле — и я перед воротами бывшей базы ВВС США. Ныне это полигон независимой организации Thatcham Research – члена EuroNCAP и одного из лидеров в испытаниях систем безопасности.
– Добро пожаловать в Тэтчем! – директор по научно-исследовательским работам Мэттью Эйвери протянул мне большую ладонь. – Наш центр занимается испытаниями систем пассивной и активной безопасности, а также оценивает эффективность охранных систем и стоимость восстановления автомобилей после аварии. И автопроизводителям, – тут мистер Эйвери победно окинул взглядом представителей марки Land Rover, – мы постоянно внушаем: если хотите заработать пять звезд по нормам EuroNCAP, вам нужно еще чуть-чуть подтянуться. Поэтому они нас не любят. Мы постоянно повышаем планку, чтобы стимулировать прогресс и сохранять человеческие жизни. Финансами нас поддерживают страховые компании Великобритании, а у автопроизводителей не берем ни фунта. Поэтому смело говорим о результатах тестов всю правду.
Больше активности
В последнее время в области пассивной безопасности прорывных идей мало – не появляются принципиально новые устройства для защиты водителя и пассажиров, не растет число подушек безопасности, кузов не столько усиливают, сколько облегчают. Приоритет смещается в сторону средств активной безопасности – систем, предотвращающих аварии. Их еще называют умными помощниками водителя и обозначают аббревиатурой ADAS (Advanced Drive Assistance Systems). Счет ассистентов идет уже на десятки – от системы курсовой устойчивости, которая давно воспринимается как нечто естественное и привычное, до системы аварийного торможения, которая, если верить статистике, на 38% снижает риск гибели и тяжелых ранений.
Системы автоматического торможения сложны не только для разработчиков, но и для испытателей. Прописать сценарий (процедуру, как принято говорить у профессионалов) испытаний – это лишь полдела. Чтобы оценить, насколько хорошо отлажена система, нужна установка, имитирующая автомобиль или хотя бы его заднюю часть. Thatcham Research обзавелся первыми подобными установками чуть более пяти лет назад – то были надувные «автомобили». Потом экспериментировали с силуэтом задней части машины, который подвешивали сбоку на тягач для проверки систем AEB в динамике. Но многие системы воспринимали эти и другие муляжи неоднозначно – электроника не всегда идентифицировала макет как автомобиль, а потому тестовая машина нередко «приезжала» в мишень.
В установке последнего поколения учли все недостатки. Для этого специалисты организации протестировали десятки автомобилей, собрав статистику по радиолокационным и визуальным характеристикам. Нужно было правильно разместить радиолокационные маячки, чтобы макет отражал сигнал радара подобно тому, как это делает автомобиль. Ведь силуэт автомобиля формируется не только металлическим кузовом – на корме десятки мелких элементов, по которым видеокамеры распознают, действительно ли впереди автомобиль. Система оценивает габариты, «видит» колёса, фонари, номерной знак, заднее окно с проглядывающими через него элементами салона.
Не с пустыми руками
Я показал фотографии нашей испытательной установки, участвовавшей в тесте систем AEB, и попросил указать на недостатки. Понятно ведь, что она небезупречна, ведь это наш первый опыт. Это не могло не отразиться на четкости работы систем автоторможения некоторых автомобилей, поскольку алгоритмы у каждой модели свои: управляющая программа и закачанные в электронные мозги базы образов в значительной мере определяют эффективность срабатывания. И чем совершеннее AEB, тем четче она распознаёт, чтó перед капотом – автомобиль или муляж. Ведь на скоростной трассе экстренное торможение по ложной причине не менее опасно, чем не предугаданная вовремя реальная возможность столкновения.
С другой стороны, все автомобили были в равных условиях, но одни распознали муляж машины, а другие – нет…
Главный технический специалист Колин Гровер внимательно рассматривал фотографии и долго, терпеливо объяснял, чтó надо подправить в конструкции. А потом я случайно услышал, как он говорил коллеге: мол, молодцы, ребята, мы такую установку далеко не с первого раза сделали. Приятно, черт возьми! А наш «булли» мы модернизируем и в ближайшее время соберем новый тест автомобилей, оснащенных системами AEB.
Напоследок я спросил у Колина, часто ли у них бывает так, что система автоторможения не видит препятствие и не срабатывает.
– Случается. Например, из-за того, что вокруг нет ни дорожных знаков, ни автомобилей. И рельеф плоский – аэродром всё-таки. У систем снижается чувствительность, и происходит столкновение. А иногда АЕВ выключается при повторных испытаниях, потому что… не может быть у здравомыслящего водителя пять столкновений подряд!
Спасибо, Колин, за бесценный опыт. Модернизируем нашу установку – непременно сообщу о результатах.