Автомобили, которые никому не нужны: топ аутсайдеров
Не буду скрывать свой источник. Это сводки Ассоциации европейского бизнеса (AEB), публикующиеся ежемесячно. Для анализа возьмем новейшие данные, за июль 2016 года и за последнее полугодие. Будем смотреть модели, которые хотя бы потенциально могут неплохо продаваться. Такие автомобили, как Subaru WRX STi и Mitsubishi Lancer Evolution, в расчет не берем: они никогда не были массовыми. Правда, раньше их продавали десятками, теперь – единицами.
В этом году падение авторынка продолжилось, и, как отмечает Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, оно шло быстрее, чем предполагалось в начале года. Однако уже сейчас, во второй половине года, негативный тренд должен замедлиться. И через некоторое время мы перейдем к плато, когда объем продаж автомобилей зафиксируется на определенном уровне. Пока же наблюдаем спад.
Лидеры те же, аутсайдеры новые
За первое полугодие, с января по июнь, в стране продали 672 140 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Лидеры рынка (тop-10) все те же: Lada в альянсе с Renault, Kia и Hyundai, Toyota, Nissan, Volkswagen, ГАЗ-Коммерческие автомобили, Skoda и Ford. Лишь немного отстает от группы лидеров УАЗ, чему можно только радоваться. Хотя 3907 машин, проданных за месяц в огромной стране, на рекорд не тянут. Ведь это общее достижение 175 дилерских центров, от Калининграда до Анадыря (данные аналитического агентства «Автостат»).
Искренне сочувствуем аутсайдерам рынка – ведь чем меньше у нас марок и моделей, тем скуднее выбор. Хуже всего пришлось маркам Acura, Opel и Great Wall: их продажи прекращены – хотя на сайте «Ирито», официального дистрибьютора китайской марки, по-прежнему рекламируется Great Wall H3 по цене от 990 000 рублей. И такой внушительный ценник – одна из причин провала.
А в июне прошлого, 2015 года у нас продали 53 Акуры, 1583 Опеля и 319 Грейт Воллов. Что привело к падению, всем известно: временное прекращение продаж Acura, сворачивание европейского направления General Motors и трения между Great Wall и компанией «Ирито», которая занималась продажей китайских вседорожников в России. Последнее связано с выводом на наш рынок марки Haval. Кстати, сколько у нас продали Хавейлов, в статистике АЕБ не отражено.
Нет этим летом покупателей и у автомобилей марки JAC, также из Поднебесной. Впрочем, они плохо продавались уже давно. В прошлом июне их удалось сбыть только десяток.
В начале лета перестали пользоваться спросом и модели Haima. Оба два, и кроссовер Haima 7 от 599 900 рублей, и седан Haima M3 от 469 900 рублей. Впрочем, «семерка» высвободила место для перспективного кроссовера Haima S5, который обещали привезти нам уже этой осенью. А у «эмки» немало сильных одноклассников. Да и с названием модели китайцы, по-моему, промахнулись. Вряд ли кому-то нравится быть объектом для шуток.
Хотя если смотреть по полугодиям, «Хайма» выглядит стабильной. За первые шесть месяцев 2015-го у нас продали 115 машин этой марки. В этом году за тот же период – 114.
Зато в Россию официально пришли автомобили другой китайской марки, Zotye (Зоти): седан Z300 и «переднеприводный кроссовер» T600, подозрительно похожий на Volkswagen Touareg. Естественно, именно последний и делает марке основную кассу, хотя с ценами от 849 990 до 959 990 рублей это тяжеловато.
Все-таки один миллион рублей – психологическая граница, к которой китайским машинам лучше пока не приближаться. Поэтому за июнь у нас продали всего 21 Zotye. А вообще продажи автомобилей этой марки начались в марте, и за это время удалось реализовать 74 машины.
Еле теплится душа на российских просторах и в другой китайской марке, Changan, хотя под этим брендом у нас продаются три модели: компактный кроссовер CS35 по цене от 747 900 рублей, среднеразмерный седан EADO (Иэдо) от 560 000 и даже седан бизнес-класса Raeton от 1 339 000 рублей.
Чем не угодил нашим потребителям Changan Raeton, легко понять – ведь он не только перевалил за ту самую психологическую границу, но и приблизился по стоимости к очень приличным конкурентам. Например, практически за те же деньги можно купить Kia Optima в богатой комплектации Luxe, а в базовой версии Classic автомобиль на 250 тысяч дешевле!
А вот EADO, конкурируя по ценам с Hyundai Solaris, Kia Rio и Lada Vesta, превосходит их размерами. Но соперников, оказывается, слишком много. Это еще и Renault Logan, и Skoda Rapid, и Citroen C-Elysee, и Volkswagen Polo, Chery Arrizo7, М11 и Bonus3, и Geely Emgrand, и Lifan Solano и Сebrium, и FAW Besturn B50…
Никого не забыл? Наверняка не всех перечислил, но это не важно. Главное – Иэдо — одна из машин в своем классе, на которые покупатель посмотрит лишь в самую последнюю очередь. Такая же история и с CS35. Так что удивляться 24 проданным Чанганам в июне этого года против 51 в прошлом не приходится. Хотя за полгода у марки есть прирост, и приличный, на целых 38%. Но если брать не процентовку, а количество машин, он уже не так впечатляет: 307 против 222.
Нелегкая коммерция
Есть такая китайская марка Foton. У нас под этим именем продаются легкие грузовики и микроавтобусы. В этом июне в России нашли спрос девять Фотонов против двух в прошлом. То есть рост составил (только держитесь) 350%! Можно писать пресс-релиз о рекордных продажах. А за полугодие продано 27 машин этой марки против 13 в 2015-м. И здесь тоже рост — 108%! Что мешает Фотону продаваться не единицами, а хотя бы сотнями, ясно: подразделение коммерческих автомобилей «Группы ГАЗ». С ГАЗелями и Соболями конкурировать у нас очень тяжело.
Не выдерживает конкуренции и Isuzu: в июне этого года у нас обрели владельцев всего 33 машины этой марки, хотя в прошлом таких оказалось 55. А итог по полугодию стал хуже на 18% (248 против 302 экземпляров).
Немногим лучше обстоят дела у Iveco, несмотря на крупный заказ на маршрутки на базе Daily от московских транспортников. В этом июне нашли спрос лишь на 50 итальянских машин – на 16 больше, чем в прошлом году. И все-таки по полугодию получился спад на 5% (316 против 334).
Но что мы все о коммерческой технике? Давайте вернемся к легковушкам. Например, тем же итальянским. Ведь мы их любим, хоть и странною любовью: издалека. Больше как предметы искусства, чем как транспортные средства.
В июне этого года в России продали всего 12 Alfa Romeo. Сейчас нам предлагается две модели легендарной марки — микролитражка MiTO и яркий компактный хэтчбек Giulietta. Впрочем, здесь уже можно говорить о заметном росте, так как в июне прошлого года Альфы у нас не продавались вовсе! А если сравнивать итоги этого и прошлого полугодий, рост оказался четырехкратным: 53 автомобиля в этом году против 13 в прошлом. А в процентах это 308% роста! Видите, какая диалектика…
Я, как и многие другие, давно «похоронил» российские Крайслеры. Однако вот в этом июне они еще продавались. Целых два. В прошлом июне – три. А за шесть месяцев в этом году набралось 16 проданных машин против 24 в прошлом. При большом желании можно собрать всех новоиспеченных владельцев за одним большим столом. Процентовка и по одному месяцу, и по полугодию одинакова: падение на 33%. Насколько я понимаю, во всех случаях речь идет об одной модели – минивэне Grand Voyager, предлагающемся по цене от 3 316 000 рублей. Конечно, и здесь конкуренция огромная. Сколько еще эта марка протянет в таком состоянии, неизвестно.
Из всего этого ясно одно: в период кризиса рынок становится более требовательным к товарам. И если у автомобиля есть какая-то слабина, нужно прикладывать огромные усилия, чтобы компенсировать этот недостаток каким-то достоинством. Лучше всего — привлекательной ценой. Если это невозможно – чем-то еще, нужно проявить смекалку. В благословенные времена стабильности торговлей могут заниматься и ремесленники, в кризисные времена за дело должны браться те, для кого это искусство.
И еще одно. Как говорят те же самые китайцы, как видно, наиболее пострадавшие от этих перипетий, «кризис – это время новых возможностей». Сейчас можно купить машину, которая не должна быть эксклюзивом, но становится им из-за малочисленности. Те, кому нравится отличаться от других – пользуйтесь моментом!
Фото: фирмы-производители и motor1.com