24 часа Ле-Мана и три минуты молчания
В победе экипажа под номером 5 команды Toyota Gazoo Racing, опережавшего ближайших преследователей из Porsche на полминуты, не сомневался никто. До финиша 24‑часовой гонки оставалось менее часа. Болельщики начали покидать трибуны, вымотанные механики в боксах дремали, почти не обращая внимания на транслирующие марафон мониторы, а гости в павильонах команд запихивали в себя остатки еды и шампанского. Как вдруг! За три минуты до клетчатого флага гостевой домик Porsche взорвался аплодисментами и улюлюканьем. Лидирующая Toyota под управлением Казуки Накаджимы стала стремительно терять темп и вскоре замерла на старт-финишной прямой. Телевизионная картинка мгновенно выхватила крупный план боксов японской команды, где улыбки на лицах людей, предвкушавших скорый триумф, в одночасье сменились масками беспомощности, отчаяния и боли.
Я побывал на множестве автоспортивных событий, видел немало взлетов и падений и знаю, что такое быть настоящим болельщиком. Именно по этой причине злорадство гостей Porsche – команды, по приглашению которой я приехал в Ле-Ман, – поразило до глубины души. Подобным образом можно радоваться красивому обгону на трассе. В крайнем случае – пилотской ошибке. Но, когда за три минуты до финиша 24‑часовой гонки машина соперников останавливается в результате технической неисправности, вести себя как гиены, прыгая от радости и раздавая друг другу «краба», – мягко говоря, не очень красиво. Если вы считаете себя настоящим болельщиком, не делайте так никогда.
Конечно, после квалификации, по результатам которой экипажи Porsche оккупировали первый ряд, немцы были уверены в повторении прошлогоднего успеха и предвкушали легкую прогулку к победе. Однако уже через несколько минут после старта – когда сейфтикар (в условиях дождя старт прошел в режиме машины безопасности) вернулся в боксы, дав отмашку настоящей борьбе, – болид Тойоты под управлением Майка Конвея стал всерьез наседать на прототипы Porsche и к концу первого часа «съел» оба «девятьсот девятнадцатых». Забегая вперед, скажу, что в последующие часы Toyota и Porsche еще не раз обменяются позициями в напряженной борьбе за лидерство. И – да, в этом году в сражении за победу практически не участвовали пилоты совсем недавно непобедимой команды Audi. Поначалу пилоты Audi, начав гонку с третьего ряда, с горем пополам держались в темпе лидеров, но вскоре стали существенно отставать. А на шестом часу гонки экипаж Audi в составе Фасслера, Лоттерера и Трелюйе столкнулся с механическими проблемами, отстав от лидеров на шесть кругов и потеряв все шансы на успешное выступление.
Помимо борьбы за победу в абсолютном зачете «Ле-Мана», которую традиционно вели между собой пилоты быстрейшей категории LMP1, вниманием российских болельщиков завладели экипажи Русинов/Стивенс/Раст команды G‑Drive Racing, а также Минассян/Медиани/Алёшин и Петров/Шайтар/Ладыгин, защищающие цвета российской команды SMP Racing. По итогам квалификации парням из G‑Drive удалось завоевать поул в категории прототипов LMP2. Машины SMP Racing шли слабее и заняли на старте 14‑ю и 17‑ю позиции в классе, но пилоты сохранили боевой настрой перед гонкой. А еще зрителям было за кем наблюдать в младших категориях. В зачете GTE Pro внимание целиком и полностью приковали к себе болиды Ford GT, ехавшие за команду Чипа Ганасси. «Голубые овалы» вернулись в «Ле-Ман» после продолжительного перерыва и надеялись на громкое выступление. Ведь Ford в «Ле-Мане» последний раз победил в 1966 году – ровно полвека назад!
Несмотря на то что «Ле-Ман‑2016» проходил в тот же уик-энд, что и дебютный Гран-при Европы Формулы‑1 в Баку, а руководитель WEC Жерар Невё даже назвал такое решение Международной автомобильной федерации покушением на его серию, паддок буквально ломился от болельщиков. В субботу я встретил в закрытом парке президента FIA Жана Тодта! А в воскресенье Жан улетел в Баку. Старт Гран-при Европы минута в минуту совпадал с финишем «Ле-Мана». Так что болельщики при желании могли посмотреть обе трансляции в прямом эфире. А с точки зрения личного посещения две эти гонки не конкурировали между собой изначально. Для европейских фанатов автоспорта поездка в Ле-Ман давно стала доброй традицией, которую ничто не сможет сокрушить. Люди приезжают сюда на личных автомобилях, разбивают палатки и под пронзительный рев моторов, доносящийся с трассы на протяжении всех выходных, жарят сосиски и обмениваются эмоциями. Кстати, на территории кемпингов вокруг трассы можно повстречать такую технику, которую увидишь не в каждом музее! Классические купе Aston Martin, TVR, Noble, не говоря про россыпь Катерхемов, Ferrari, винтажных Мерседесов и фургонов Renault Estafette.
Не удивляйтесь, что вместо повествования о гонке я рассказываю закулисные истории. Если однажды решитесь приехать в Ле-Ман, мигом поймете, что дела в дни гонки здесь обстоят именно таким образом. Посмотрев старт с одной из главных трибун, вы еще какое-то время «позалипаете» в установленный на трассе монитор, транслирующий телевизионную картинку и инфографику с данными об отрывах, а после отправитесь гулять по паддоку или, если есть допуск, по закрытому парку, рассматривая и впитывая всё вокруг. Это единственный способ не помереть от скуки. Ожесточенной борьбы на трассе, как в Формуле‑1, здесь и в помине нет – никто не хочет столкнуться и выбыть из борьбы на ранней стадии гонки. Пилотские ошибки обычно случаются ночью или под утро.
В общем, ближе к вечеру есть прямой резон уехать с трассы в отель. А затем вернуться перед рассветом, чтобы свежим и отдохнувшим наблюдать за кульминацией и встречать финиш.
Пока я спал в своем гостиничном номере площадью около семи квадратных метров (обычно за такой платишь не более 70 евро в сутки, но в дни гонки цены поднялись без преувеличения в десять раз), события на трассе развивались с калейдоскопической быстротой. Экипаж Porsche под номером 1 в составе Марка Уэббера, Тимо Бернхарда и Брендона Хартли столкнулся с отказом водяного насоса системы охлаждения, замена которого заняла сорок кругов. Вторая машина Porsche (Дюма/Яни/Либ) из-за медленного прокола потеряла какое-то время на внеплановом посещении боксов.
В классе GTE Pro непрерывно кипела борьба между командами Ford и Ferrari. А экипаж Романа Русинова команды G‑Drive получил сразу две пенализации за игнорирование желтых флагов.
Удивительно, но на пилотские ошибки экипажи оказались довольно скупы: в отличие от прошлых лет, обошлось без серьезных аварий. Мне запомнился эффектный утренний разворот экс-пилота Формулы‑1 Камуи Кобаяси (Toyota), но японец сумел выбраться из гравийной ловушки на трассу и продолжить борьбу. Тогда никто и подумать не мог, что после схода лидирующего экипажа Тойоты (Дэвидсон/ Буэми/Накаджима) именно этот болид принесет Тойоте ее единственный подиум.
Как выяснится после финиша, без трех минут триумфаторов «Ле-Мана‑2016» вывела из строя резкая потеря давления в системе турбонаддува. Нелепая случайность, произошедшая так некстати и подарившая победу экипажу Porsche и третью ступень подиума – команде Audi.
Несмотря на все пенализации, экипаж Романа Русинова застолбил за собой вторую строчку в категории LMP2, уступив меньше трех минут победителям из команды Signatech Alpine. На третьем месте в LMP2 финишировал экипаж Петров/Ладыгин/Шайтар, обеспечив российским командам двойной подиум в классе – такого триумфа в «Ле-Мане» российские команды еще не знали!
В плотной борьбе между командами Ferrari и Ford в категории GTE Pro победу одержали «голубые овалы» – блестящее возвращение!
В общем, «Ле-Ман‑2016» стал одной из самых непредсказуемых 24‑часовых гонок за последние несколько лет. И в течение ближайшего года командам однозначно будет над чем поработать. В Тойоте приложат все усилия, чтобы технические неисправности больше не вмешивались в планы команды. А Porsche с Audi предстоит изрядно поработать еще и над скоростью. Да, в этом году пилотам болидов 919 Hybrid посчастливилось посмотреть на мир с верхней ступени пьедестала, но я абсолютно уверен, что в команде хотят опережать соперников по чистой скорости. А главное – добывать победы не ценой чужих сходов, а в красивой борьбе на трассе.