Chevrolet Niva: 4000 км до Балтийска и обратно
Chevrolet Niva – самый возрастной автомобиль в нашем трио. Вазовский вседорожник выпускают с 2002 года без каких-либо существенных изменений в конструкции. Даже УАЗ Патриот, если не брать в расчет предшественников УАЗ-3162 «Симбир» и УАЗ-3160, получил прописку на конвейере лишь в 2005-м. А Renault Duster на фоне конкурентов воспринимается совсем свежим – впервые этот кроссовер дебютировал в декабре 2009 года под брендом Dacia.
Тем не менее к оценке Нивы мы подошли без поправки на возраст и выяснили, что в каком-то смысле стабильность пошла машине на пользу. Например, салон тестовой машины собран значительно аккуратнее, чем на экземплярах трехгодичной давности, не говоря уже о более ранних версиях. Двери закрываются с первого раза и с минимальным усилием. Передние сиденья и вовсе одни из самых удобных среди отечественных автомобилей.
В пробег взяли Шевроле Ниву в комплектации LE+. Это исполнение появилось в мае 2015-го как развитие версии GLC и включило в себя кондиционер, обогрев лобового стекла, фронтальные подушки безопасности, внедорожный обвес, защиту двигателя, штатный фаркоп, шноркель и шины Continental CrossContact AT с дисками K&K «Камелот». В качестве бонуса – темная обивка потолка. Мелочь, но смотрится действительно здорово!
Как мы уже рассказывали в предыдущих частях, добираться до Калининграда и Балтийска решили через Прибалтику. Вадим Крючков, отвечавший за логистику путешествия, посчитал оптимальным именно этот маршрут. Во-первых, гостиницы в Латгалии (приграничная область Латвии) – даже с учетом текущего валютного курса – ничуть не дороже и при этом комфортнее мотелей, что встречаются на российской территории близ границы. Во-вторых, такой маршрут позволял преодолеть Латвию и Литву на одном баке (в случае с Патриотом, разумеется, на двух), минуя валютные заправки.
На перегоне от Москвы до границы с Латвией претензия к Шевроле Ниве появилась лишь одна: острая нехватка мощности и, как следствие, разгонной динамики. Обгоны медленных фур, с которыми Патриот и Duster справляются играючи, вызывают у Нивы и ее водителя заметные трудности. Еще бы! Ведь под капотом машины 2015 года выпуска – все тот же 80-сильный 1,7-литровый двигатель, знакомый по старой Ниве – ВАЗ-2121. С ним паспортный разгон до 100 км/ч составляет 19 секунд, а на деле – и того больше.
Для первого ночлега выбрали отель Latgale в центре города Резекне – примерно в 80 км от границы (на прохождение границы потратили всего 40 минут). Не назову эту гостиницу современной или комфортной, но для ночлега сойдет. В актив отелю записываем удобное расположение и приятные цены (34 евро за номер). А в минусы – ужасный завтрак, за который определенно не стоит доплачивать. Лучше плотно поесть в одном из ближайших кафе, поскольку в последующие часы возможностей вкусно покушать будет не так и много.
В Прибалтике встречаются дороги самого разного качества. В Латгалии – достаточно бедном районе страны – латаные-перелатаные направления с нечеткой разметкой. Тем не менее мы не встретили здесь сколько-нибудь серьезных ям, в которых можно было бы повредить колесо. А вот возможностей проверить энергоемкость подвесок было немало. Шевроле Нива едет упруго, отлично сглаживает неровности без малейшего намека на пробой. Комфортнее нее в нашем трио лишь Duster. А вот с поведением Патриота – беда. Впрочем, о нем расскажем в следующий раз.
После пересечения формальной латвийско-литовской границы в районе городка Subote асфальт стал ровным, а разметка – свежей и четкой. Вот только через пять километров дорога вновь стала портиться, а закончилось всё катастрофическим по своему состоянию участком с явно затянувшимся ремонтом. Реверсивный светофор с каждого конца и почти десятиминутное ожидание зеленого сигнала – в подарок. Выходит, как минимум в этом приграничном районе отличные дороги – своего рода пыль в глаза. Желание сделать лучше, чем у соседа.
С человеческими «заправками» в Литве на удивление непросто. Конечно, хот-доги и по-настоящему вкусный кофе (по сравнению с ним на российских заправках наливают абсолютнейшую бурду) можно перехватить на любой крупной АЗС, но с полноценными обедами гораздо сложнее. Выбранное нами весьма приличное с виду кафе в Паневежском районе Литвы оказалось достаточно дорогим (обед около 15 евро на человека), да и сервис не понравился. Неправильно приняв заказ и забыв вынести порцию супа, официант попросил каждого предъявить чек, дабы убедиться в факте оплаты. Признаться, даже в самых затрапезных столовых прежде я не наблюдал такого безумия. Конечно, глупо делать выводы по одному заведению и поведению нескольких его сотрудников, однако осадок остался. В первый и – очень надеюсь – в последний раз.
Спустя три часа после обеда наш караван достиг литовско-российской границы. Из всех погранпереходов, что есть на моей памяти, этот – самый красивый. Литовский город Панямуне соединяет с российским Советском красивейший мост, перекинутый через Неман. На прохождение всех контролей ушел ровно час. И да – все три автомобиля преодолели Латвию и Литву на одной заправке. Шевроле Нива показала расход в десять литров на сотню. Не так много в целом, но не так и мало с учетом динамических показателей.
С испытаниями на военном полигоне в Балтийске Шевроле Нива справилась достойно. Внушительные углы въезда (33°) и съезда (37°) помогли без проблем подняться по аппарели на среднюю палубу Зубра и уверенно чувствовать себя на трассе. А претензии к машине на бездорожье оказались ровно теми же, что и на асфальте, – слабый мотор. Чтобы иметь возможность тронуться в грязи, просто необходимо включать понижайку. А еще расстроило архаичное управление межосевой блокировкой. Временами рычаг раздатки меняет положение только под воздействием грубой физической силы.
Время от времени Нива доставала до земли защитой двигателя, но в целом дорожного просвета в 200 мм на бездорожье вполне достаточно. Приятно порадовали и штатные шины Continental CrossContact AT – самые внедорожные в нашем тесте.
Конечно, Шевроле Ниве давно нужен сменщик, но произойдет это еще не скоро. Не предвидится и установка на текущее поколение более мощных силовых агрегатов. Остается надеяться, что Шевроле Нива продолжит оставаться самым доступным автомобилем в классе (цена тестовой машины в богатой комплектации LE+ составляет 698 000 рублей). Ведь по соотношению цены и качества это весьма приятный автомобиль. Сегодня за базовые версии вседорожника некоторые дилеры просят меньше полумиллиона рублей.