Покупка генератора или стартера: на что обратить внимание в магазине?
Не секрет, что осенне-зимний период является ответственным месяцем для автомобилиста. Идеальная ситуация, когда автомобиль не добавляет никаких других хлопот, кроме необходимых: смены летней резины на зимнюю и периодического добавления хорошей омывающей жидкости. Однако нередкой является ситуация, даже для владельцев новеньких «железных коней», когда морозным зимним утром машина отказывается заводиться.
Причин тому может быть великое множество, но распространенных, как правило, две – проблема со стартером, или с генератором. Либо стартер вышел из строя и не может раскрутить маховик, либо генератор не справляется со своей основной задачей – зарядкой АКБ – и стартер просто не может взять требуемое количество энергии от АКБ для успешного пуска двигателя. Мы не будем останавливаться подробно на описании причин возникновения таких неполадок и способах их избежать; рассмотрим исключительно случившийся факт – генератор либо стартер вышли из строя, ремонтировать их не хочется или невозможно, а значит нужно приобретать новую деталь. На что обратить внимание при покупке? Итак, по порядку.
Что касается покупки, то, естественно, всегда хочется, чтобы очень качественно и максимально дёшево. Как показывает практика, такое сочетание редко совмещается в изделии, особенно в условиях рыночной экономики. Однако выбор есть всегда. В данном случае всегда есть оригинальная деталь, которая поставляется на конвейер и представляет собой эталон по качеству, но и, как правило, занимающая экстремально высокую ценовую планку, и есть широкое предложение из «неоригинальных» запчастей в разных ценовых категориях. Сразу обратим внимание: покупка самого дешевого аналога, особенно в запчастях, представляет собой «игру в русскую рулетку» - если повезет, деталь прослужит, но крайне недолго; если не повезет, она откажет сразу после установки (если вообще ее возможно будет установить, так как отсутствие контроля геометрических размеров – распространенная «болячка» и предмет дополнительной «экономии» для некоторых «производителей»).
Генератор и стартер – сложные технические продукты, от которых напрямую зависит не только жизнь автомобиля, но и зачастую ваша собственная. Ответственный подход при подборе таких деталей – забота об экономии, прежде всего собственного времени, нервов и здоровья.
Если вы просто хотите сориентироваться в предложении «аналогов» оригинала или все-таки решили испытать вашу удачу с «дешевым» заменителем, то ниже для вас несколько советов, которые позволят вовремя отказаться от покупки откровенного «металлолома»:
Упаковка – даже самый простой осмотр упаковки уже многое сможет сказать о продукте:
- наличие полных адресов поставщика и/или производителя - важно для отсечения «безымянных» продуктов, скрывающих даже место своего рождения
- наличие знаков сертификации (СТР, ЕАС, ISO) – дополнительное подтверждение того, что рассматриваемый продукт соответствует по своим качественным характеристикам принятым техническим стандартам. Специфика современного российского законодательства подразумевает наличие соответствующих сертификатов для генераторов и стартеров. Отсутствие сертификации – тревожный знак, свидетельствующий о сомнительном происхождении данного товара.
- дата производства – знать, когда была изготовлена деталь, важно по многим причинам, среди которых есть, на наш взгляд, наиболее существенная: многие производители считают гарантийный период в том или ином измерении от даты производства
- информация о гарантийном периоде – как правило, есть два постоянных варианта: а) гарантия с момента продажи, б) гарантия с момента производства, в) смешанный вариант, когда дается определенная гарантия с момента продажи, однако ее срок действия может ограничиваться чуть большим периодом даты производства. Например: 2 года с момента продажи, но не более 3-х лет с даты производства. Приведенная в качестве примера гарантия является лояльной и справедливой для генераторов и стартеров.
- отдельным пунктом – еще раз уточните действительность гарантии производителя в конкретном магазине. Многие магазины игнорируют предложения производителей.
- исчерпывающая информация о применяемости и оригинальных кодах изделия – согласитесь, стоит лишний раз убедиться, что данная запчасть подходит именно для вашего автомобиля
- наличие собственной системы идентификации - это когда товар обладает собственным уникальным внутренним номером производителя, например генератор для автомобиля ВАЗ 2110 имеет фирменное обозначение производителя LG 0110; наличие такого обозначения говорит о «системе», в рамках которой работает производитель
- обратите внимание, как упаковано изделие: в идеале в упаковке генератора или стартера должен присутствовать пенопласт либо специальные картонные вкладыши, которые защищают изделие от повреждений во время транспортировки
- и, конечно, если вы покупаете генератор или стартер без упаковки, ваши шансы купить «кота в мешке» вырастают в геометрической прогрессии
Комплектация:
- гарантийный талон – важный и нужный документ. Его отсутствие – лишний тревожный «звоночек».
- дополнительные документы – могут варьироваться от совершенно непринципиальных для данного изделия рекламных буклетов до важнейших инструкций по установке и диагностике, паспортов изделия с отражением всех характеристик генератора или стартера, и результатами тестовых замеров. Чем больше нужных функциональных документов присутствует в коробке с изделием, тем, естественно, лучше, так как вы можете получить больше информации о данном конкретном продукте.
- отдельные модели генераторов и стартеров должны также дополнительно комплектоваться отдельными крепежными элементами (например, кронштейн крепления генератора). Стоит выяснить этот момент заранее, дабы потом избавиться от ненужных проблем с установкой.
Внешний осмотр самого изделия:
- трещины, сколы, вмятины? Тут банально и просто – никаких дефектов на изделии быть не должно. Даже маленькая, вроде бы несущественная, трещинка в корпусе при работе в автомобиле (нагрузка, вибрация, температура) может привести к полному разрушению изделия
- необходимо осмотреть и проверить затяжку основного крепежа генератора или стартера. Понятно, что без соответствующего инструмента точность такого замера «на ощупь» оставляет желать лучшего, однако лишний раз проверить стоит, даже таким примитивным способом. Обратите внимание, что перед установкой изделия не надо проверять затяжку второй (наружной) гайки выводного болта генератора, если таковой имеется (вывод В+) и выводного болта втягивающего реле стартера – они не затянуты специально, для облегчения подключения изделия к машине. Эта гайка относится к комплектации изделия и используется при подключении соединительного провода генератора или стартера. Закручивать гайку необходимо надежно и в то же время аккуратно, чтобы не повредить резьбу выводного болта (шпильки). Информацию по усилию затяжки данного крепежа некоторые производители дают в инструкции к изделию либо наносят на крышку генератора (стартера) вместе с маркировкой выводов. В любом случае руководствоваться всегда можно также информацией из литературы по ремонту конкретного автомобиля или просто почитать тематические форумы.
- если речь идет о генераторе – не поленитесь и пару разу проверните шкив. Никаких заеданий, шума, треска и шелеста при вращении шкива быть не должно. Любой шум или заедание говорит о некачественной сборке. Такое изделие приобретать нельзя. При этом обратите внимание: во-первых, направление рабочего вращения большинства генераторов – по часовой стрелке, если держать шкив перед собой; во-вторых, в генераторах с обгонными муфтами при резкой остановке шкива ротор может продолжить крутиться – это нормально.
- если в точке продажи есть специализированное оборудование для проверки - не поленитесь, задайте вопрос продавцу, можно ли проверить генератор или стартер на таком стенде, или попросите сотрудников сервиса, в котором вы собираетесь ставить генератор или стартер, проверить его перед установкой. Установка генератора и стартера – трудоемкий процесс, особенно на современных автомобилях – лучше сэкономить время и убедиться в работоспособности изделия заранее.
Автор статьи: Игорь Явдощук, директор по маркетингу бренда СтартВОЛЬТ.