Арт-мобиль: автомобили в скульптуре
Хорватский скульптор Иван Клапез дал краткую и понятную формулу успеха в современной скульптуре: «Главное – это концептуальность». Подразумевая, что каноническими подходами ныне никого не удивишь и второго «Мыслителя» создавать бессмысленно.
Начиная с XX века скульптуру не получается разложить по полочкам так же, как живопись. Здесь тоже волнами прошли авангардизм, кубизм, футуризм, примитивизм и, конечно, кинетизм, выросший из конструктивизма. Но очень уж всё смешалось, как в доме Облонских, и лично я не возьмусь определить, что как называется. Рискну лишь обозначить тенденции. Первая: скульптуру более верно называть всеохватным словом «арт». Вторая: автомобиль в этом арте либо прославляли в форме скульптуры, либо цинично использовали как материал.
Кто первый?
На этот вопрос нет ответа. Неизвестно, где и когда автомобиль впервые водрузили на подиум или отлили в бронзе. С момента его рождения прошли десятилетия, прежде чем появились знаменитые модели и легендарные марки, достойные увековечения. И еще больше времени ушло на то, чтобы автомобиль стал «товаром народного потребления», а необходимость его утилизации – серьезной экологической проблемой.
Подозреваю, что именно эти факторы являлись главными побуждающими мотивами для ваяния на автомобильные темы. Экономический расчет, скорее всего, тоже имел место: старые ржавые тачки существенно дешевле гранита или бронзы, но при правильной концепции их можно продать дороже, чем новые.
У скульптуры еще меньше границ, чем у живописи. Материал годится любой, какой только есть под рукой. Скульптуру не требуется хранить в музее при определенной влажности воздуха, поэтому размеры композиции могут быть сколь угодно большими – пространства для размещения арт-объектов пока еще предостаточно.
Почти как музыка
Наибольший интерес с эстетической точки зрения вызывают различные инсталляции с использованием автомобиля (либо его узлов, агрегатов и расходников). Они же, судя по всему, ныне наиболее востребованы социумом. Однако в ходу и классика.
В России самый известный пример – пожалуй, памятник Юрию Никулину на тротуаре возле Московского цирка на Цветном бульваре (2000 год, автор Александр Рукавишников). Три с половиной тонны бронзы. Говорят, что изначальную идею навеки запарковать композицию на проезжей части забраковала ГИБДД.
Во многих городах есть аналоги – без Никулина, но с автомобилем. Вам наверняка попадались пространственные инсталляции неизвестных авторов – вознесенные на стены и крыши Запорожцы и Жигули, грузовики и автобусы на бетонных постаментах. Можно ли их считать произведениями искусства? Отвечу уклончиво: по одной из теорий, музыкой является любой произвольный набор звуков, для которого найдется хотя бы один благодарный слушатель. Не исключено, что похожее правило применимо и к скульптуре.
Сегодня она, как и живопись, невозможна без автомобиля. Многие скульпторы заслужили мировое признание именно благодаря автомобилю. Некоторые вообще работают исключительно с автомобилем или его компонентами. Только в основе большинства творений не сам автомобиль, а какой-нибудь неординарный, неожиданный, эпатажный способ его использования. Главное – концепция!