Новые экзаменационные билеты ГИБДД: с правом на ошибку
Мы уже рассказывали о новом порядке сдачи экзаменов в ГИБДД (ЗР, 2016, № 6). На тот момент новые билеты еще не были утверждены главным государственным инспектором безопасности дорожного движения. Сейчас они доступны на официальном сайте ГИБДД (gibdd.ru) – именно эти вопросы с 1 сентября нынешнего года задают кандидатам в водители в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции на теоретическом экзамене.
Во все времена желающие получить права должны были подтвердить знание Правил и навыки управления. По сути, с советских времен кардинальных перемен в порядке сдачи теоретического экзамена не происходило. Конечно, вносились поправки в Правила, корректировались билеты – скажем, на излете СССР экзаменационный билет содержал вдвое меньше вопросов, чем сейчас.
Введение нового формата экзамена связано с реформой автообразования. Появились модернизированные программы обучения и увеличилось число категорий и подкатегорий в водительских удостоверениях. Поэтому МВД пришлось разработать и утвердить новые экзаменационные билеты. Вопросов осталось столько же – восемьсот. Причем основная их часть не изменилась. Но, как пояснил нам Сергей Лобарев, председатель правления НП «Гильдия автошкол» России, введено свыше шестидесяти новых задач. Это связано, прежде всего, с последними изменениями в Правилах, где были прописаны особенности движения мопедов и квадрициклов. Появились и вопросы об использовании дневных ходовых огней, а также об административной ответственности за нарушения.
По мнению Сергея Лобарева, председателя правления НП «Гильдия автошкол» России, в экзаменационных билетах появились интересные и сложные вопросы, над которыми придется поломать голову.
Число билетов также осталось прежним – сорок, в каждом соответственно по двадцать вопросов. Только вопросы в каждом билете теперь сгруппированы в четыре тематических блока. Кандидат в водители, допустивший не более двух ошибок (причем они должны быть в разных блоках экзаменационного билета), должен ответить на дополнительные вопросы. Если он сделает более двух ошибок или две ошибки в одном блоке, отправится на пересдачу.
Но в целом система сдачи экзаменов осталась прежней. Ученику достаточно выучить назубок конкретные задачи. Зазубренный таким образом материал быстро вылетает из головы, а любой нестандартный вопрос может поставить будущего водителя в тупик. Даже по старым билетам с первого раза теоретическую часть сдавали лишь 68% учеников. С усложнением формы билета доля положительных результатов окажется еще меньше.
Почему бы вместо билетов не использовать метод случайной выборки, причем из тех же восьми сотен вопросов, уже утвержденных МВД? Разрозненные задачи запомнить намного сложнее, чем скомпонованные билеты, где вопросы идут в определенной последовательности. А допустил ошибку – пообщайся с экзаменационной комиссией, подтверди свои знания при разборе нескольких типичных дорожных ситуаций. Может, тогда обучающиеся перестанут чисто механически зазубривать билеты и начнут понимать правила поведения на дороге, – глядишь, и аварий станет меньше.