Финский этап WRC: прыгнуть выше головы
Финский этап WRC
Серебро не в радость
На чемпионате мира по ралли у финна Яри-Матти Латвалы были и красивые победы, и досадные поражения. Но никогда не слыл он пилотом расчетливым. Скорее сорвиголовой с запредельной мотивацией – либо угробит автомобиль, либо финиширует на призовом месте. За что, собственно, и любим своими поклонниками. И вот, можно сказать, пятно в биографии – на Ралли Финляндии нынешнего года Латвала проиграл английскому пилоту Крису Мику 13,4 секунды на легендарном скоростном участке «Оунинпохья».
Для бескомпромиссного Яри – пропасть! Чтобы оценить масштаб поражения, нелишне знать: финн ехал в домашней гонке, на легендарном 33‑километровом гравийном спецучастке с обилием трамплинов и закрытых поворотов. Здесь у скандинавов традиционно больше шансов, чем у пилотов из других стран, хотя бы потому, что они знают «Оунинпохью» наизусть. А еще Латвала ехал в статусе трехкратного победителя Ралли Финляндии, на самом быстром автомобиле последних лет, коим является Volkswagen Polo R WRC. В прошлом году здесь же он опередил и своего одноклубника – чемпиона мира Себастьена Ожье, и того же Криса Мика, выступавшего всё на том же хэтче Citroen DS3 WRC.
За проигрышем спецучастка последовал и проигрыш ралли. Пилот заводской команды Латвала довольствовался вторым местом, а первым стал Мик из частной «конюшни» Abu Dhabi Total WRT, которая даже не заявлена в командном зачете.
Крис Мик – первый англичанин, покоривший Ралли Финляндии.
После гонки Яри поначалу примерил маску великого стратега: мол, после серьезной ошибки своего одноклубника не рисковал, а в одиночку зарабатывал зачетные очки команде. Намек на то, что Мик мог себе позволить отчаянный стиль пилотирования и прыгнул выше головы. Но чуть позже Латвала признался в отсутствии прежнего боевого духа и в том, что потерял надежду догнать Мика после проигрыша на скоростном участке «Оунинпохья». Техника ни при чем – решающим оказался человеческий фактор.
Кто следующий?
Конечно, в ралли очень многое решает автомобиль и его настройки, заводская поддержка команды и работа механиков. Но есть этапы мирового первенства, где последнее слово за гонщиком. Даже не за экипажем в целом, а именно за пилотом. Финское ралли как раз из тех этапов. Здесь побеждает тот, у кого сильнее желание и крепче подбородок, тот, у кого хватит пороху мчать за гранью разумного и при этом не разбить машину за четыре дня соревнований.
Я давно знаю способ определить, велик пилот или только талантлив. Для этого достаточно внимательно сопоставить его успехи в мировом чемпионате в целом и на финском ралли в частности.
Для Яри-Матти Латвалы второе место в Финляндии сродни поражению.
Начнем со скандинавов. В этом году стало ясно, что порода летучих финнов измельчала. Не будем ворошить совсем уж далекое прошлое – с послужным списком у Маркку Алена, Ари Ватанена, Тимо Салонена и Ханну Микколы всё в порядке. Посмотрите статистику великих финнов недавнего прошлого. Юха Канккунен – четырехкратный чемпион мира и трехкратный победитель Ралли Финляндии, Томми Мякинен брал эти вершины четыре и пять раз, Маркус Гронхольм – два и семь! Причем Маркус выигрывал Ралли Финляндии на далеко не самом лучшем автомобиле во времена тотального доминирования Себастьена Лёба и марки Citroen. Потом у финнов начался спад. Продолжаю список: Микко Хирвонен – ноль и один, Яри-Матти Латвала – ноль и три. При всей симпатии к Яри прогноз неутешительный. Похоже, его лучшие времена позади.
А что у пилотов других стран? Первым нескандинавом, покорившим Финляндию, стал испанец – двукратный чемпион мира Карлос Сайнс. Еще это удавалось эстонцу Маркко Мартину, французам Дидье Ориолю, Себастьену Ожье и трижды Себастену Лёбу. Крис Мик – шестой нескандинав и первый англичанин в этой достойной компании. А учитывая, что в нынешнем году третье место занял ирландец Крейг Брин, так и хочется спросить – пришла эпоха летучих саксов?
Результаты нынешнего финского ралли не повлияют на результаты сезона в целом. Volkswagen наверняка не упустит личный и командный титулы и останется фаворитом в ближайшем будущем. Вопрос в другом: какой состав пилотов будет в команде в 2017 году – претензии есть и к Ожье, и к Латвале, поскольку оба не в лучшей форме.
Хайден Паддон – первый за всю историю новозеландец в раллийном чемпионате.
Hyundai уже наступает фаворитам на пятки и становится грозным соперником. Выступающие на автомобилях этой марки бельгиец Тьерри Нёвиль и новозеландец Хайден Паддон уже побеждали на этапах. Да и в Финляндии финишировали достойно – четвертое и пятое места в абсолютном зачете, первое и второе на так называемом шоу-спецучастке («пауэр-стейдж»), который приносит дополнительные зачетные очки.
Citroen только собирается вернуться в раллийный чемпионат после перерыва, но имеет все шансы выставить два сильных экипажа и не выглядеть статистом. То, что Крис Мик и Крейг Брин выступают сейчас за частную команду из Объединенных Арабских Эмиратов, не должно вводить в заблуждение. К ним всерьез присматриваются, и, думаю, негласной заводской поддержкой они пользуются. Ровно настолько, чтобы портить нервы лидерам на отдельных этапах, но не вмешиваться в финальное распределение мест на подиуме.
Осталось узнать о перспективах летучих финнов. Северная страна всегда была лучшим поставщиком пилотов, специализирующихся на гравийных гонках. Думаю, с доминированием англичан и ирландцев на домашнем этапе финны долго мириться не будут. Я внимательно смотрел на молодых пилотов зачета WRC 2, где стартуют автомобили меньшей мощности, чем в WRC. Кто придет на смену Латвале, кто сможет прыгнуть выше головы? Голодные до побед Теему Сунинен и Эсапекка Лаппи, безусловно, талантливы – а вот станут ли они великими? Будет ясно после их перехода в старшую зачетную группу.