Обслуживание у неофициалов: есть ли жизнь после гарантии?
Итак, гарантия закончилась. Владельцу автомобиля теперь предстоит решить вопрос, продолжать посещать официалов или сделать выбор в пользу более дешевого, возможно, расположенного ближе к дому или работе автосервиса. Но тут следует учесть, что любую машину придется когда-нибудь продавать, и будущий покупатель гораздо охотней приобретет автомобиль, обслуживавшийся в фирменном сервисе, с так называемой прозрачной сервисной историей. Как вариант можно заказывать у официалов только замену моторного масла — даже такая отметка в сервисной книжке значительно увеличит доверие к автомобилю. Ведь при этом фиксируется его пробег. Если у вас современный и технически сложный автомобиль, имеет смысл там же проводить диагностику ходовой части и проверку дилерским сканером. А вот где устранять обнаруженные недостатки — решать уже вам.
Чтобы не ошибиться с выбором обычного (неофициального) сервиса, сперва стоит прислушаться к мнениям участников тематических форумов, расспросить соседей и друзей-одномарочников, которые уже имели опыт обслуживания на той или иной СТО. В случае сложного ремонта лучше всего выбирать не мультибрендовый сервис, а тот, что специализируется на автомобилях одной или нескольких родственных марок.
С техническим обслуживанием все просто: для начала ознакомьтесь с нашими рекомендациями по посещению официалов — все они остаются в силе. Помимо этого важно правильно оформить заказ-наряд на работу. Если вы не сильны в технической части, просите мастера устранить саму проблему, из-за которой вы и обратились на сервис: стук, вибрации, запах или посторонний звук, возникающий при эксплуатации автомобиля. Главное, не указывайте конкретную операцию по замене или ремонту какой-либо детали, которая, как вам кажется, устранит проблему.
Поясню на примере. Предположим, у вас перегревается двигатель, то есть из расширительного бачка наблюдается выброс жидкости и идет пар. Дворовые или гаражные «спецы» тут же поставят диагноз: «Да у тебя прокладка под головкой блока пробита!» Вы, приехав на сервис, пишете в заказ-наряде: «Замена прокладки головки блока цилиндров». И вам быстро меняют эту прокладку по прейскуранту. Выезжаете из сервиса, и история повторяется: перегрев, пар, жидкость выбрасывает. Вы в сервис. А там, ссылаясь на вами же подписанную бумагу, говорят, что работа выполнена и претензий быть никаких не может. Прокладка заменена? Заменена! А потом выясняется, что у вас деформирована головка блока цилиндров, плоскость прилегания нарушена, и никакая новая прокладка не поможет. Требуется шлифовка или фрезерование привалочной плоскости или замена головки блока цилиндров. При этом фраза в заказе на работу должна была выглядеть так: «Устранить перегрев двигателя».
Однако есть и другая сторона медали. Придется следить, чтобы под шумок на вашем автомобиле не заменили половину мотора, а то и полмашины. В сложных, а соответственно, дорогих случаях, желательно проконсультироваться в нескольких сервисах или призвать на помощь действительно хорошего специалиста.
В поисках источника стука в подвеске некоторые нечистые на руку сервисмены могут за счет клиента последовательно менять один элемент за другим. Увы, стучащая деталь нередко оказывается ближе к концу списка, что говорит о правильном подходе жуликов к поставленной задаче.
Схожий «алгоритм» поиска неисправности бывает и в сложных современных системах питания и управления двигателем. А если сервисменам попадается относительно редкий автомобиль, они предпочитают дождаться того момента, когда к ним поступит еще одна такая же машина. После чего методом последовательной перестановки датчиков и других элементов системы ищут неисправность. Тут уж и владельцу «автомобиля-донора» не позавидуешь.
На неофициальном сервисе, как правило, можно присутствовать в ремзоне — это большой плюс. Есть возможность внимательно следить за руками исполнителя. Это особенно важно на не слишком популярном сервисе. При дефиците клиентов у недобросовестного слесаря может возникнуть соблазн самому обеспечить себя работой. Например, порвать пыльник шаровой опоры, рулевой тяги или чехол ШРУСа.
Немаловажный момент: при общении с неофициалами заранее выясните, кто будет приобретать запчасти для ремонта вашего автомобиля. Советуем по возможности перекладывать эту задачу на плечи сервисменов. Тогда в случае повторного выхода узла из строя вам проще будет настаивать на ремонте по гарантии. Иначе мастера постараются списать неисправность на «некачественную запчасть». А представьте себе, что это задний сальник коленвала двигателя, для замены которого нужно снять коробку передач, механизм сцепления и маховик. Помните, как надо формулировать заказ-наряд? «Устранить течь масла в задней части двигателя». А вот заменить при таком удобном случае изрядно походившее сцепление — святое дело, тем более что работа получится бесплатной.
Конечно, неофициальный сервис не обеспечит вам комфортную зону для ожидания (хотя бывают и такие приятные исключения), зато есть возможность проконтролировать процесс ремонта, ну и заметно сэкономить на обслуживании своего автомобиля. А наши советы помогут свести к минимуму риск попасться на уловки нечистых на руку сервисменов.