ГАЗон Next АЦ‑1,0-40/4: на всякий пожарный
Пожарные машины – долгожители: среднесуточные пробеги небольшие, уход отличный. Еще и поэтому во всем мире ярко-красные автомобили с обилием хромированных и латунных аксессуаров часто оказываются среди музейных экспонатов – из них получаются очень колоритные олдтаймеры.
Однако всему свое время – автопарк пожарных депо рано или поздно обновляется. Кроме того, создаются новые подразделения пожарной охраны, в том числе и ведомственные, которым нужна современная специализированная автотехника.
В Москве первый пожарный автомобиль появился в 1908 году. Помимо водяного насоса и пожарных рукавов он оснащался раздвижной лестницей, которая достигала высоты третьего этажа. В состав расчета входило до десятка человек, порой на пожарной линейке с мотором везли фельдшера и самого брандмейстера. Спустя сто лет изменилось многое, но неизменными остаются важность борьбы с огнем и непростые условия службы пожарных.
Вместо ЗИЛов
В городах почти полвека основным пожарным автомобилем был ЗИЛ‑130, а позже – его наследник ЗИЛ‑433360. Их вполне может заменить ГАЗон Next: мощность экономичного четырехлитрового дизеля ЯМЗ‑534 составляет 150 л.с., тормоза – с пневмоприводом, полная масса – 8,7 тонны плюс возможность разместить различные надстройки и оборудование общим весом 5000 килограммов. Кроме того, у Некста очень удачная трехместная кабина (ее называют кабинным модулем – по причине унификации).
У компании Чайка-Сервис есть целое семейство пластмассовых надстроек своего производства для кабин грузовиков различных марок. Обычно это делается так: удаляют часть задней стенки кабины или всю стенку полностью и подваривают к родному силовому каркасу дополнительный каркас, который облицовывают композитными панелями.
Для пожарной линейки решили использовать некстовскую шестиместную кабину Тайга; ее второй ряд с должным комфортом примет пожарный расчет во всей амуниции. Надстройка от Чайки-Сервис шире и без того широкой кабины Некста – места хватает. Дверных проемов четыре – на один больше, чем у Тайги, поэтому расчет может одинаково быстро заскочить в кабину и покинуть ее. Размеры дверей – выше всяких похвал, да и открываются они широко. Для пожарных всё это важно.
Все четыре кресла второго ряда оснащены трехточечными ремнями безопасности и имеют кронштейны для аппаратов со сжатым воздухом, необходимых для работы в условиях задымленности.
Эффективная термоизоляция кабины играет роль дополнительной защиты от высокой температуры при нахождении автомобиля с экипажем в непосредственной близости от очага возгорания.
Для лучшего обогрева кабины в зимнее время предусмотрен мощный автономный жидкостный отопитель, который в мороз обогревает еще и насосный отсек, а также бак с пенообразователем. Благодаря этой системе обогрева пожарное оборудование полноценно работает даже при –40 ºС.
Всё своё
Баки для воды и пенообразователя объемом 1000–2000 и 60–120 литров соответственно тоже изготовлены из армированного композитного материала. Благодаря этому резервуары не ржавеют и имеют минимальную массу. При изготовлении пластиковых баков учитывается форма пола надстройки и рамы автомобиля, благодаря этому максимально используется свободное пространство кузова, увеличивается объем резервуаров и понижается центр тяжести спецмашины, улучшается ее устойчивость и управляемость. Чтобы обеспечить оптимальную развесовку по осям, конструкторы разместили оба бака между кабиной и насосным агрегатом.
Кузов облицован алюминиевыми панелями, что делает его легким, прочным и коррозионно-стойким. Среди интересных технических решений – две откидные подножки, которые обеспечивают удобный доступ к оборудованию, расположенному в верхней части отсеков кузова. Каждая выдерживает двух пожарных в полном снаряжении.
ГАЗон Next постепенно отказывается от импортных комплектующих. В частности, для новых ярославских дизелей наладили производство отливок блоков и головок, а это сложные детали.
| | |
Топливная аппаратура common rail теперь ярославская. Отрадно, что на новом спецавтомобиле 98% комплектующих пожарного оборудования – тоже российского производства, причем качество всех узлов, агрегатов и деталей высокое: это подтверждается сертификатами, а главное – успешной эксплуатацией.
В оставшиеся 2% входят отдельные задвижки, краны и электрические компоненты, которые не выпускаются российскими предприятиями – либо явно превосходят наши аналоги. Чем меньше импортных деталей, тем ниже зависимость цены от колебаний курсов валют и доступнее запчасти – как по наличию, так и по цене.
Новая спецмашина успешно прошла приемку межведомственной комиссией МЧС России и рекомендована к серийному производству.