На краю пропасти: что будет с авторынком без господдержки?
Автолизинг остался без субсидий
Российский авторынок, который падает вот уже четвертый год подряд, никак не может нащупать дно. Снижение продаж новых автомобилей в августе усилилось до 18%, а с начала года достигло 15% со знаком «минус». И это несмотря на то, что государство всеми силами пытается поддержать спрос с помощью субсидий на автокредиты и утилизационных скидок на новые машины.
Как отмечает директор по развитию ГК «Рольф» Владимир Мирошников, падение рынка усиливается в динамике относительно прошлого года, однако в абсолютных цифрах продажи пытаются закрепиться на текущих рубежах. По его мнению, очевидно, что важную роль в этом играют и программы государственной поддержки спроса.
Между тем бюджеты этих программ постепенно подходят к концу, и первой из них досрочно завершилась программа льготного автолизинга. Так, выделенные на нее 5 миллиардов рублей были исчерпаны уже к середине августа. Этих средств хватило на реализацию более 30 тысяч легких коммерческих автомобилей, грузовиков и автобусов. Напомним, ранее в лизинг с государственной скидкой были доступны и легковые машины, однако прошлой осенью их исключили из программы. В результате основными бенефициарами стали «Группа ГАЗ» и КАМАЗ, на которые в этом году пришлось 41% и 22% договоров льготного лизинга. Среди клиентов автолизинговой компании «Европлан» высоким спросом также пользовались фургоны Lada Largus и коммерческие автомобили УАЗ. А у компании Carcade, которая специализируется на услугах лизинга легкового автотранспорта, лидерами по госпрограмме стали АВТОВАЗ (33%), ГАЗ (30%), УАЗ (14%), Mercedes-Benz (9%) и КАМАЗ (6%). Как говорит директор департамента маркетинга и развития Carcade Юлия Тарасова, 90% клиентов компании относятся к категории «малый бизнес» и порядка 80% из них работают в сферах торговли и услуг, пассажирских перевозок и логистики. Именно поэтому повышенным спросом у них пользовались такие модели, как Lada Largus, Mercedes-Benz Sprinter, автомобили семейства «ГАЗель».
«Увеличение цен на автомобили привело к тому, что лизинг стал рассматриваться многими покупателями как наиболее реальный способ приобрести нужный для развития бизнеса транспорт с минимальной финансовой нагрузкой. Госпрограмма же еще больше усилила этот фактор, позволив снизить все платежи клиента – и авансовый, и ежемесячный», – отмечает гендиректор компании «Европлан» Александр Михайлов.
Согласно оценкам Carcade, в разгар действия госпрограммы в мае-августе этого года по госпрограмме заключалось более половины всех сделок лизинга с коммерческим транспортом. В целом по итогам 2016 года лизинг обеспечит порядка 60% продаж коммерческих автомобилей.
Кредиты по карману
В сегменте легковых машин одним из драйверов продаж стали льготные автокредиты – с их помощью россияне приобрели почти 179 тысяч автомобилей в январе-августе текущего года, гласят данные Минпромторга. Лидерами по этой программе стали АВТОВАЗ (доля 30%), Hyundai, Volkswagen, Renault и Nissan. Кроме того, за 8 месяцев 2016 года каждый третий автомобиль Ford и Datsun были проданы в кредит с субсидией от государства, сообщили в пресс-службах компаний. На госпрограмму пришлось более 80% в кредитных продажах автомобилей Kia, которые, в свою очередь, составили свыше 30% в объеме реализации марки, а наибольшим спросом пользовались модели Rio, cee’d и новый Sportage.
По словам начальника управления продуктовой политики департамента автокредитования «Русфинанс Банка» Алексея Бородавина, благодаря программе субсидирования процентных ставок, которая обеспечивает почти половину кредитных продаж, доля автомобилей, реализованных с помощью заемных средств, продолжает расти и на сегодняшний день составляет порядка 40%.
Кстати, этому во многом способствует рост цен на автомобили, о чем косвенно свидетельствует увеличение среднего размера автокредита. По состоянию на начало августа 2016 года он составил 631,8 тысяч рублей, увеличившись за год почти на 100 тысяч, гласят данные Национального бюро кредитных историй. В рамках программы льготного автокредитования государство, напомним, субсидирует две трети ключевой ставки ЦБ (в настоящее время – 10,5%) на покупку автомобилей стоимостью до 1 150 000 рублей. Как считает Владимир Мирошников, данный ценовой порог сильно ограничивает спектр моделей, на которые распространяется программа, а одни лишь бюджетные автомобили не могут вытянуть рынок из пике.
Гонки со скидками
Самой популярной у россиян остается программа обновления автопарка, в рамках которой покупателям новых автомобилей предоставляется скидка за утилизацию или сдачу в трейд-ин старой машины. За 8 месяцев текущего года «деньги за автохлам» получили 263,7 тысяч потребителей. Главным выгодополучателем программы также стал АВТОВАЗ с долей в 32%, за которым следуют Hyundai, Renault, Nissan и Volkswagen. В продажах компании Ford программа обновления автопарка заняла около половины. Порядка 60% она обеспечила в реализации GM-АВТОВАЗ, при этом наиболее востребованной у покупателей Шевроле Нивы оказалась услуга трейд-ин.
По программам утилизации и трейд-ин в январе-августе было продано 39% автомобилей Nissan и более 35% – Datsun. Как отмечает директор по связям с общественностью Nissan в России Роман Скольский, в общем программа утилизации и льготного кредитования востребованы в низком ценовом сегменте, где Nissan представлен моделями Terrano и Almera, а Datsun – on-DO и mi-DO. В более дорогих сегментах основной программой является трейд-ин, так как в большинстве случаев автомобиль приобретается взамен уже имеющегося. Здесь у Nissan наибольшим спросом пользуются модели Qashqai и X-Trail, что обусловлено с одной стороны популярностью этих моделей на рынке в целом, а с другой – условиями покупки по программам поддержки.
Кстати, в отличие от аналогичных программ прошлых лет, скидки за утилизацию и сдачу старого автомобиля в трейд-ин у разных автопроизводителей стали значительно отличаться. Более того, их размер может меняться даже внутри модельного ряда марки, а также в зависимости от сроков действия специальных предложений. Как считают в аналитическом центре международного автомобильного холдинга «Атлант-М», автопроизводители варьируют скидки с целью получить конкурентоспособную цену на свои модели с учетом текущего спроса и действий конкурентов.
По словам Романа Скольского, разница в скидках по госпрограммам зависит напрямую от бюджета, выделенного тому или иному производителю, и того количества автомобилей, на которые он может распределить этот бюджет. А также от желания автопроизводителя улучшить предложение за счет собственных средств. Nissan в основном увеличивает скидки по сделкам «трейд-ин/утилизация» за счет собственных средств с тем, чтобы получить больший эффект от программ господдержки.
Жизнь после утилизации?
А вот GM-АВТОВАЗ, напротив, в сентябре сократил размер скидок на Chevrolet Niva – до 50 000 рублей по утилизации и до 40 000 рублей по схеме трейд-ин. Как пояснили в пресс-службе компании, это связано с ограниченным бюджетом на данные программы.
Впрочем, о досрочном завершении программ обновления автопарка и субсидирования процентных ставок по автокредитам речи пока не идет. А с учетом продолжающегося падения спроса на легковые машины Минпромторг не исключает продления госпрограмм в этом сегменте и на будущий год. Однако это вовсе не гарантирует восстановления авторынка, а, скорее, поможет ему избежать еще большего обвала. Как говорят в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), никаких позитивных изменений на рынке пока не наблюдается, и при условии господдержки в 2017 году будет продано 1,2 миллиона новых автомобилей против 1,35 миллиона в этом году. Без программ стимулирования спроса российский авторынок может установить абсолютный антирекорд, упав до 0,9 – 1 миллиона машин, предупреждают в РОАД.
«Можно сказать с полной уверенностью, что свертывание программ поддержки авторынка, в частности, программы льготного автокредитования, станет причиной нового витка снижения авторынка. Сейчас рынок достиг временного и хрупкого равновесия на текущих рубежах, а свертывание действующих программ стимулирования спроса снова нарушит неустойчивый баланс», – утверждает Владимир Мирошников.
Аналитики «Атлант-М» также считают, что сохранение господдержки хотя бы на уровне этого года удержит рынок от дальнейшего падения в 2017 году. В отсутствии же госпрограмм продажи новых автомобилей могут упасть на 10-15% к уровню 2016 года. Более глубокое падение уже маловероятно – с будущего года станет нарастать естественная потребность в обновлении большого парка автомобилей, проданных новыми в 2012-2014 гг. Кроме того, эксперты ожидают общего улучшения российской экономики во второй половине 2017 года, поэтому в естественных условиях, без вмешательства государства, авторынок может начать рост с 2018 года.