Городской транспорт в СССР: родом из детства
Окажетесь на ВДНХ до 12 декабря – обязательно загляните на выставку «Городской транспорт в СССР», которая проходит в 67-м павильоне «Карелия». Билет для взрослого стоит всего ничего, чуть дороже, чем два початка горячей кукурузы у входа. А детский билет – дешевле одного.
На выставке будет интересно и большим, и маленьким. Взрослые смогут вспомнить детство, а малыши – увидеть и узнать много нового. Хотя почему только малыши? Широко известен факт, что Московский метрополитен открылся 15 мая 1935 года, и тогда он состоял из одной линии, обозначенной сейчас на схеме красным цветом. Она тянулась от Сокольников до Парка культуры и отдыха имени Горького, с ответвлением до Смоленской – всего 11,2 км, 13 станций. По этой линии ходили 12 поездов. А теперь ответьте, не пользуясь интернет-поисковиками: когда появились первые планы по созданию метро в Москве. Не знаете? До посещения выставки не знал об этом и я. В 1875 году, после пуска второго в мире метрополитена, в Стамбуле. Первый, о чем знают буквально все, открыли в Лондоне 10 января 1863 года. И 12 лет спустя инженер Василий Титов предложил московским властям проложить подземную железнодорожную линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной Рощи. Однако проект положили под сукно – до советской индустриализации.
Городской транспорт в СССРМасштабная модель автобуса ЗИС-129, построенного в конце 50-х годов ХХ века на базе междугородного ЗИС-127. | Городской транспорт в СССРЭкспозиция масштабных моделей поделена на десятилетия, в которые выпускались такие машины. |
Интересно? Тогда еще вопрос, очень простой. Какой троллейбусный маршрут считается самым длинным в мире? Догадываетесь? Конечно, это крымский маршрут между Симферополем и Ялтой, протяженность которого равняется 86 км. Действует до сих, между прочим.
Городской транспорт в СССРЧасть инсталляции «100 лет отечественному автопрому» из собрания ярославского коллекционера Владимира Киреева. На первом плане – машины «Автомобильного Московского Общества» («АМО»), довоенные модели ГАЗ и ЗИС. | Городской транспорт в СССРЭкспозиция Музея индустриальной культуры. В центре внимания – детский педальный автомобиль «Урал», выпускавшийся Челябинским кузнечно-прессовым заводом в конце 50-х – начале 60-х годов. Прототипом машины служила Победа ГАЗ М20. |
Слишком просто? Хорошо, посложнее. Когда и где у нас впервые появились номерные знаки на автомобилях? Ответ: в 1904 году в Риге, которая тогда входила в состав Российской империи. А стандартные номера единого образца были введены в СССР в 1931 году – на белом фоне черным цветом изображались буква и четыре цифры. А первый в нашей стране светофор появился годом ранее, 15 января 1930 года в Ленинграде, на перекрестке проспектов 26 Октября и Володарского (ныне Невского и Литейного). И это – только небольшая часть новых знаний, которые можно почерпнуть на выставке. Не думайте, что кто-то чем-то вас будет здесь «грузить». Любопытные факты из истории городского транспорта размещены на стенах. И знакомство с ними можно превратить в ту же викторину, поиграв, например, со своими детьми.
Городской транспорт в СССРГалерея фотографий 1930-1965 годов. Здесь и прогулка по городу в 1930-м, и последний предвоенный день, 21 июня 1941 года, и Праздник автомобилистов в Москве в 1960-е, и Норильск 1965-го, и космонавт Алексей Леонов с юным мотоциклистом в 1967-м… | Городской транспорт в СССРПлакаты и афиши к знаменитым кинофильмам, в том числе комедии «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, снятой в 1966 году, и «Гараж» 1979 года, мелодраме «Горожане» Владимира Рогова 1975 года. |
Городской транспорт в СССР«Зацеперы» из 1950-х годов. Уже в те годы такое развлечение было отнюдь не безопасным. И тогда так ездили не только из озорства. | Городской транспорт в СССРHorch 855 Roadster 1939 года и BMW 328 1936 года на первый взгляд не имеют никакого отношения к транспорту СССР. Но после войны по нашим дорогам бегали такие машины, привезенные в качестве трофеев. И они просто красивы! |
Особенно интересной эта экспозиция покажется любителям масштабных моделей – они во множестве представлены во всех четырех залах. На них, собственно, и базируется выставка. Еще здесь можно увидеть картины и фотографии профессиональных художников и любителей, плакаты и афиши, экспонаты Музея индустриальной культуры… Наверное, самый трогательный раздел – детские игрушки советских лет.
Городской транспорт в СССРВсе мальчишки Советского Союза и даже многие девчонки мечтали о подобных игрушках. Кстати, такая «пожарка» выпускалась почти так же долго, как классические Жигули, а именно четверть века. А как над такими машинами издевались! Прокатиться верхом – это было самое безобидное развлечение… |
Городской транспорт в СССРКто бы мог подумать, что уже в 60-е годы в СССР были в продаже машинки с дистанционным управлением! Вернее, «управляемые гибкими валиками». Никаких батареек не требовалось. Крутишь ручку – она едет. Нажимаешь рычаг – поворачивает… |
Главный герой выставки, по словам ее устроителей, — город, стремительно менявшийся на протяжении ХХ века. Красиво, но, по-моему, на этой выставке главной оказывается твоя ностальгия по тому времени, тем местам и чувствам, которых больше нет и никогда не будет. Дорогого стоит!