Супертест шипованных шин 195/65 R15: двенадцать
Завивает ветер белый снежок.
Под снежком – ледок. Скользко, тяжко,
всякий ходок скользит – ах, бедняжка!
А. Блок
В такую погоду, как в поэме «Двенадцать» Александра Блока, помогут только шипованные шины. Чтобы облегчить покупателю выбор, экспертная группа ЗР протестировала 12 комплектов относительно недорогих 15-дюймовых «шиповок».
На дворе кризис, цены растут, доходы за ними не спешат – и люди всё чаще присматриваются к машинам подоступнее. А большинство недорогих иномарок и отечественных автомобилей обуто в шины размерности 195/65 R15.
Восемь шин из протестированных нами укладываются в ценовую вилку от двух до трех тысяч рублей за штуку. Нижний порог задали IceLink китайской компании Triangle, постепенно набирающей популярность в России, и обновленный Cordiant Snow Cross. Верхнюю планку в бюджетной компании подпирают модернизированные шины Hankook Winter i*Pike RS+ с увеличенным до ста семидесяти количеством шипов и новинка фирмы Dunlop – модель SP Winter Ice 02. В серединку вписались новая модель Matador Sibir Ice 2 и уже завоевавшие популярность шины Pirelli Formula Ice, Toyo Observe G3‑Ice и Nordman 5.
Мы взяли также четыре весьма успешные в России модели из числа наиболее сильных, но дорогих – это Goodyear UltraGrip Ice Arctic, Michelin X-Ice North 3, Continental ContiIceContact 2 и Nokian Hakkapeliitta 8. Кстати, половина из протестированных шин изготовлена в России, а локализация позволяет держать приемлемые цены.
Пора на Север
Прошлой осенью мы с грустью вспоминали дождливые январь и февраль 2015 года, когда тест-группа носилась в окрестностях полигона АВТОВАЗа в поисках снежной площадки, которую еще не полностью смыло дождем. Тогда-то и решили, что в следующий раз попробуем убежать от теплой зимы, ставшей частой гостьей в средней полосе России, на север Финляндии. Компания Nokian любезно предоставила для «белых» тестов полигон «Белый ад» на озере Таммиярви.
В конце февраля мы доставили в Лапландию заранее обкатанные шины и в первой половине марта на автомобиле Skoda Octavia провели основную часть зимних испытаний – на снегу и льду. Даже в первый месяц весны за полярным кругом царила настоящая зима – в отличие от Поволжья, где она оказалась необычно теплой и практически бесснежной. В общем, правильно сделали, что ушли на север. И не только из-за погоды. Все-таки условия специализированного шинного полигона не только упрощают работу, но и позволяют провести дополнительные испытания и получить больше информации для оценки каждой модели.
В «Белом аду» при температуре воздуха от –20 до –2 ºС выполнили все наши снежные и ледовые упражнения. К сожалению, пришлось отказаться от переставки, поскольку плотного, укатанного снега не нашлось. А на мягком быстро образуется глубокая колея, буртики которой служат своеобразным боковым упором и не позволяют корректно оценить поперечное сцепление шин на снегу. Зато оценку управляемости мы провели на двух специальных трассах – снежной и ледовой.
Снежно-ледовые процедуры
Начинаем с методичных замеров, повторяя заезды для каждого комплекта шин по шесть – восемь раз, а если результаты скачут, то и по десять. После каждых двух-трех комплектов проверяем состояние покрытия с помощью базовых шин и с учетом полученных данных пересчитываем результаты.
На большом горизонтальном плато занимаемся разгоном и торможением на снегу. Противобуксовочная и антиблокировочная системы ревностно следят, чтобы колеса не проскальзывали при разгоне и не блокировались при торможении. Фиксируем время разгона от 0 до 40 км/ч. С нуля – потому что некоторые шины «зависают» при старте с места, а 40 км/ч – потому что эту скорость можно набрать на первой передаче, исключив погрешность в замерах из-за переключения на вторую.
Тормозим с 40 км/ч, но уже до 5 км/ч, а не до полной остановки. Дело в том, что при очень низкой скорости АБС иногда допускает блокировку колес, удлиняя тормозной путь и привнося разнобой в результаты измерений. После оценки нескольких комплектов поверхность плато «рихтует» ратрак, который финны протяжно-раскатисто именуют «тампа-а‑ари».
Постепенно определяются первые лидеры – Cordiant, Formula и Nokian. Последний результат – у Toyo. Что касается торможения, лучшим оказался Michelin, а в аутсайдеры попал китайский Triangle.
Для замеров на льду перемещаемся на специальный трек, накрытый огромным длинным тентом, который прячет лед от снега и яркого солнца, – результаты получаются более стабильные, чем на открытом пространстве. В Тольятти даже при благоприятной погоде нам пришлось бы провозиться намного дольше. Процедуры те же самые, что и на снегу, только конечная скорость разгона и начальная торможения – всего 30 км/ч. И время разгона мы измеряем не с момента троганья, а со скорости 5 км/ч. Дело в том, что тент с лежащим на нем снегом «закрывает» небо, не позволяя аппаратуре VBOX связаться со спутниками GPS. Поэтому при разгоне-торможении на льду мы использовали измерительный прибор Dutron с оптическим датчиком, который допускает ошибки на пешеходных скоростях.
С каждым замером испытатель чуть смещает автомобиль в сторону, на чистый лед. Когда каток полностью покрывается мелкой ледяной крошкой, высеченной шипами, на арену выбирается Multicar и подметает лед. Частички льда и снега, попавшие под шины, работают как шарики в подшипниках: снижают трение, увеличивая время разгона и тормозной путь.
Лучшую разгонную динамику на льду обеспечили шины Nokian. Continental занял второе место, а позади остальных – Matador. На торможении сохранился тот же расклад лидеров и аутсайдеров.
Завершаем замеры определением времени прохождения ледового круга, намотав по 10–12 «оборотов» на каждом комплекте шин. Вперед вырываются Conti и Dunlop.
Экспертная работа
Оцениваем поведение автомобиля при движении по снежной дороге на высокой скорости. Используем площадку шириной около пятнадцати метров и длиной не менее пятисот. Такое вытянутое поле с мягкими сугробами по периметру позволяет безбоязненно проверять четкость прямолинейного движения на скорости до 90–100 км/ч, а также имитировать объезд препятствия и мягкое перестроение из одной полосы на другую.
Половина протестированных шин изготовлены в России, а локализация позволяет держать приемлемые цены.
На шинах Cordiant, Goodyear и Nokian тестовая Skoda чувствует себя увереннее, чем на других. Меньше всех понравился Matador: широкий и неинформативный «ноль», задержки в реакциях на руль и значительные углы поворота баранки при корректировке курса. Своей четкостью нас удивили китайские шины Triangle. Правда, мы немного снизили оценку из-за низкой информативности руля в нулевой зоне.
Совсем недалеко от этого длинного плато финны проложили снежную трассу замкнутой конфигурации с поворотами разной кривизны, небольшими подъемами и спусками – прекрасная имитация российских дорог.
Здесь Skoda стабильнее управляется на шинах Cordiant, Hankook, Nokian и Toyo – экспертов покорили четкие реакции и понятное поведение автомобиля даже в скольжениях. В отстающих оказался Triangle: у Шкоды, обутой в эти шины, руль становится малоинформативным, его приходится крутить на большие углы, машина едет слишком размашисто, с долгими скольжениями – от сноса на входе в поворот до заноса на дуге.
Теперь мчимся на лед озера Таммиярви, где подготовлена трасса для оценки управляемости на очень скользком покрытии. Удачная дорожка, сочетающая скоростные и медленные повороты с короткими и длинными прямиками.
В серединке замкнутой трассы – снег глубиной чуть больше дорожного просвета. Как раз то, что надо для проверки проходимости. Здесь мы концентрируемся на том, насколько просто и понятно машина трогается, движется и маневрирует в глубоком снегу. И насколько уверенно выбирается назад по своим же следам, если вдруг застревает.
При «рулёжке» на льду всех обошли шины Cordiant, Hankook, Nokian (эта тройка и в управляемости на снегу была самой успешной) и Nordman благодаря четким реакциям и понятному, прогнозируемому поведению. А наименьшую оценку заслужили «шиповки» Goodyear из-за низкой информативности рулевого управления, неожиданно резкого срыва в занос и долгого восстановления сцепления после начала скольжения.
Зато в проходимости покрышкам Goodyear не было равных! Skoda на них пробиралась по сугробам как бульдозер, разгребая передним бампером снег. А хуже других с сугробами ладят шины Triangle – машина ползет по глубокому снегу с трудом, очень неуверенно и неохотно. На этих шинах вряд ли можно выбраться с заметенной стоянки на очищенную дорогу.
Приключения с шипами
После снежно-ледовых тестов пересчитали шипы. Чемпионами по надежности фиксации «гвоздиков» стали ContiIceContact 2 и Formula Ice – в ходе тестов они не потеряли ни одного шипа! Хорошие результаты показали шины Michelin X-Ice North 3, Nokian Hakkapeliitta 8 и Nordman 5: со всех четырех колес каждая оставила всего два шипа. Goodyear UltraGrip Ice Arctic, Matador Sibir Ice 2 и Triangle IceLink недосчитались по три-четыре «гвоздика». Еще слабее выступили шины Toyo Observe G3‑Ice: потери составили семь шипов на комплект. В тройке отстающих – модернизированный Cordiant Snow Cross (потеряно десять шипов из комплекта), Dunlop SP Winter Ice 02 (тринадцать) и Hankook Winter i*Pike RS+ (пятнадцать).
А теперь самое интересное. Наибольшее количество шипов почти на всех шинах потеряло левое переднее колесо. То, что переднее, – это логично. Передние буксуют при троганье и разгоне, на них приходится основная нагрузка при торможении. Но почему левое? Прежде мы не наблюдали подобного… Дело в том, что ледовый круг на этом полигоне существенно больше нашего, в Сосновке, потому и скорость примерно вдвое выше. А раз машина едет быстрее, то внутреннее колесо – причем левое, так как едем против часовой стрелки, – сильнее разгружается и больше пробуксовывает.
Мы доставили в Лапландию заранее обкатанные шины и на автомобиле Skoda Octavia провели основную часть зимних испытаний – на снегу и льду.
Шипы вылетают охотнее именно при буксовании, причем при разгрузке колеса. На загруженном колесе резина больше сдавливается вертикальной силой, сильнее охватывает шипы и лучше их удерживает. Значит, и в повседневной эксплуатации шипы чаще вылетают при разгоне, а не при торможении. Если хотите сберечь их, ограничьте пробуксовку колес, разгоняясь.
По асфальту
Упражнения на «черных» дорогах мы провели на стыке апреля и мая, когда асфальт уже подсох, ветер стих, температура воздуха была от 4 до 7 ºС. Это как раз температурный рубеж для сезонной смены шин. Как поведут себя «шиповки» в этих условиях?
Первое упражнение – измерение расхода топлива. На прогревочном круге непосредственно перед замерами оцениваем курсовую устойчивость на асфальте и комфорт – шум и плавность хода. По окончании замеров делаем «пробежку» по дорогам с разным покрытием, чтобы в полной мере оценить уровень комфорта.
Наиболее экономичными на городских и загородных скоростях оказались шины Formula, Nokian и Nordman. Самый высокий расход дал Cordiant. Хотя разница, положа руку на сердце, мизерная: 200 мл бензина на 100 км.
На скорости 110–130 км/ч Skoda Octavia наиболее четко держит курс и совершает мягкие перестроения, будучи обутой в шины Michelin. А больше всех напрягает водителя Triangle: размазанный, очень широкий «ноль» и отсутствие информативности. Чтобы скорректировать направление движения, баранку приходится крутить на большие углы.
По уровню шума существенной разницы между шинами, похрустывающими по асфальту шипами, нет. Что касается плавности хода, в лучшую сторону выделяются шины Continental, Hankook и Michelin.
Завершаем тесты оценкой тормозных свойств на мокром и на сухом асфальте. Нас интересует тормозной путь со скоростей 60 и 80 км/ч до скорости 5 км/ч (чтобы отсечь возможное влияние АБС). На мокром асфальте лучше всех работают шины Continental, а самая большая дистанция потребовалась шинам Dunlop и Cordiant. На сухом покрытии наиболее короткий тормозной путь – у шин Triangle, а в аутсайдерах – Cordiant.
Резюме
С результатом 929 баллов победили шины Nokian Hakkapeliitta 8 российского производства. Второе место – у покрышек ContiIceContact 2 (916 баллов). Недостаток у тех и у других по большому счету один – высокая цена. На третьем месте, недобрав шесть баллов до заветной отметки «900» (шины, заслужившие 900 баллов, мы считаем отличными), расположился Goodyear UltraGrip Ice Arctic.
Тем, кто не готов выкладывать за комплект из четырех шин больше 12 тысяч рублей, советуем присмотреться к моделям Hankook Winter i*Pike RS+ и Nordman 5 – это очень хорошие шины, они не провалились ни по одному из параметров.
Следующие пять конкурсанток, набравшие от 850 до 870 баллов и занявшие в нашей табели о рангах места с шестого по десятое, тоже хороши, но каждая имеет свои минусы. Из них самой выгодной покупкой мы считаем шины Cordiant Snow Cross: скромная цена сочетается с довольно высокими характеристиками. Однако эти шины не очень подходят для городских условий с чистыми асфальтовыми дорогами.
Цену шин Michelin X-Ice North 3 можно признать слегка завышенной, не совсем соответствующей уровню показателей. Matador Sibir Ice 2 и Triangle IceLink по своим характеристикам – откровенно бюджетные продукты, но при аккуратной езде зиму на них пережить можно.
| 12 место | 11 место | 10 место | 9 место |
Марка, модель | Triangle IceLink | Matador Sibir Ice 2 | Formula Ice | Dunlop SP Winter Ice 02 |
Страна изготовления | Китай | Россия | Россия | Таиланд |
Индекс нагрузки и скорости | 95T | 95T | 91T | 95T |
Рисунок протектора | направленный | направленный | направленный | направленный |
Глубина рисунка по ширине, мм | 9,4–9,7 | 8,8–9,0 | 9,3–9,5 | 8,9–9,2 |
Твердость резины по Шору, ед. | 54 | 54–55 | 59 | 61–62 |
Количество шипов, шт. | 128 | 110 | 110 | 116 |
Выступание шипов после тестов, мм | 0,9–1,6 | 0,9–1,3 | 1,3–1,7 | 1,2–1,6 |
Масса шины, кг | 10,1 | 9,0 | 8,9 | 10,2 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб. | 2190 | 2620 | 2590 | 2920 |
Цена/качество* | 2,65 | 3,15 | 3,03 | 3,41 |
Сумма начисленных баллов | 825 | 832 | 855 | 856 |
Плюсы | Лучшие тормозные свойства на сухом асфальте, средние – на мокром | Хорошие тормозные свойства на сухом асфальте, средние – на мокром | Отличный разгон на снегу; экономичны на любой скорости | Очень хорошие тормозные свойства на снегу; высокая проходимость |
Минусы | Низкое поперечное сцепление на льду, самое слабое торможение на снегу; низкая проходимость; проблемные управляемость на снегу и курсовая устойчивость на асфальте; очень жесткие | Самое слабое продольное сцепление на льду; сложная управляемость и низкая курсовая устойчивость на снегу; шумные | Низкая плавность хода; незначительные претензии к управляемости, проходимости, курсовой устойчивости и уровню шума | Самое низкое поперечное сцепление на льду; слабые тормозные свойства на мокром асфальте; низкая курсовая устойчивость на асфальте; повышенный расход топлива на скорости 90 км/ч |
| 8 место | 6-7 место | 6–7 место | 5 место |
Марка, модель | Michelin X-Ice North 3 | Toyo Observe G3-Ice | Cordiant Snow Cross | Nordman 5 |
Страна изготовления | Россия | Малайзия | Россия | Россия |
Индекс нагрузки и скорости | 95T | 91T | 91T | 95T |
Рисунок протектора | направленный | направленный | направленный | направленный |
Глубина рисунка по ширине, мм | 9,0–9,2 | 8,8–9,0 | 9,6–9,8 | 9,3–9,5 |
Твердость резины по Шору, ед. | 56–57 | 59 | 60 | 54–55 |
Количество шипов, шт. | 96 | 119 | 110 | 110 |
Выступание шипов после тестов, мм | 1,1–1,7 | 1,3–1,9 | 1,4–1,5 | 1,0–1,4 |
Масса шины, кг | 9,3 | 9,7 | 9,1 | 8,4 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб. | 3590 | 2700 | 2300 | 2760 |
Цена/качество* | 4,17 | 3,13 | 2,67 | 3,17 |
Сумма начисленных баллов | 861 | 863 | 863 | 871 |
Плюсы | Лучшие тормозные свойства на снегу и курсовая устойчивость на асфальте; мягкие | Понятная управляемость на наснеженных дорогах | Отличный разгон на снегу; понятная управляемость на льду и на снегу; четкое следование курсу на заснеженной дороге | Надежная управляемость на льду; |
Минусы | Слабые продольные сцепные свойства на льду | Слабые тормозные свойства на мокром асфальте; повышенный расход топлива на скорости 90 км/ч | Самые слабые тормозные свойства на асфальте; повышенный расход топлива на скорости 60 и 90 км/ч; шумные | Слабые тормозные свойства на сухом асфальте |
| 4 место | 3 место | 2 место | 1 место |
Марка, модель | Hankook Winter i*Pike RS+ | Goodyear UltraGrip Ice Arctic | Continental ContiIceContact 2 | Nokian Hakkapeliitta 8 |
Страна изготовления | Южная Корея | Польша | Германия | Россия |
Индекс нагрузки и скорости | 91Т | 95T | 95T | 95T |
Рисунок протектора | направленный | направленный | асимметричный | направленный |
Глубина рисунка по ширине, мм | 9,2–9,4 | 10,1–10,4 | 7,9–8,2 | 8,8–9,0 |
Твердость резины по Шору, ед. | 51 | 55 | 50–51 | 51 |
Количество шипов, шт. | 170 | 110 | 190 | 200 |
Выступание шипов после тестов, мм | 1,5–2,0 | 1,4–1,6 | 1,3–1,5 | 1,0–1,4 |
Масса шины, кг | 9,1 | 9,5 | 9,2 | 8,5 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, руб. | 2900 | 3440 | 4610 | 4720 |
Цена/качество* | 3,32 | 3,85 | 5,03 | 5,08 |
Сумма начисленных баллов | 874 | 894 | 916 | 929 |
Плюсы | Низкий расход топлива на скорости 90 км/ч; четкая управляемость на обледенелой и заснеженной дороге; мягкие | Высокое поперечное сцепление на льду и продольное – на снегу; феноменальная проходимость, хорошая курсовая устойчивость на снежной дороге | Лучше всех держатся за лед в поперечном направлении и тормозят на мокром асфальте; хорошее продольное сцепление на снегу и на льду; мягкие | Лучшие продольное сцепление на льду и разгон на снегу; высокое поперечное сцепление на льду; выдающаяся проходимость; низкий расход топлива |
Минусы | Слабые тормозные свойства на сухом асфальте; шумные | Сложная управляемость на льду; незначительные замечания к управляемости на заснеженной дороге и плавности хода; шумные | Повышенный расход топлива на скорости 90 км/ч; небольшие претензии к управляемости, курсовой устойчивости и уровню шума | Незначительные замечания к курсовой устойчивости на асфальте и уровню комфорта |
Полностью результаты испытаний приведены здесь: 12-7 место и 6-1 место.
Благодарим производителей, предоставивших свои шины на тест, сотрудников полигонов White Hell и АВТОВАЗа, а также тольяттинскую компанию Волгашинторг за техническую поддержку.
В тестировании шин в Лапландии Сергею МИШИНУ помогали Антон МИШИН и Дмитрий ТЕСТОВ. А в Тольятти на асфальтовых тестах к ним присоединились Антон АНАНЬЕВ, Владимир КОЛЕСОВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Андрей ОБРАЗУМОВ и Валерий ПАВЛОВ.