Lada XRAY из парка ЗР: робот-антигедонист
Сцепление с запахом клубники. Или банана. С запахом перечной мяты или мелиссы. Арбуза и дыни. Будь я производителем сцеплений для вазовских роботов, сейчас же запустил бы линейку таких вот «ароматических» узлов. Ведь куда приятнее вдыхать аромат ягод и фруктов, чем морщиться от запаха подгоревших фрикционов. А поскольку морщиться владельцам роботизированных Лад приходится часто, план обречен на коммерческий успех.
История моих взаимоотношений с роботизированной коробкой Иксрея почти не отличается от историй других владельцев, не практикующих самообман и здраво оценивающих вещи. Первые сотни километров я сохранял спокойствие и думал, что к коробке нужно просто привыкнуть. Потом еще сколько-то убеждал себя, что теперь коробке нужно привыкнуть ко мне. Спустя неделю безуспешных притирок окончательно осознал, что робот никуда не годится – во всяком случае, для водителя, который уже вкусил прелесть езды на машинах с гидромеханическим автоматом. Я перевел селектор в ручной режим и с тех пор сам переключаю передачи. Это единственный способ удержаться в потоке и не подорвать психику на корню.
Сочетать отличный 1,8‑литровый мотор с неудачным однодисковым роботом не имеет ни малейшего смысла. Это всё равно что купить самый мощный компьютер для игры «Сапёр» или работы в программе Word. Умениям и амбициям АМТ вполне соответствовал бы литровый двигатель «лошадей» в шестьдесят или семьдесят – ведь привычка коробки переключаться вверх на двух тысячах оборотов сводит на нет весь потенциал 122 «кобыл».
Вот старт со светофора. На пятнадцати километрах в час робот «вынимает» первую передачу, подвисает на три секунды… и неспешно «вставляет» вторую. Затем, так же нехотя, третью, четвертую и пятую. Кстати, чтобы понять, ради чего я упоминал клубнику и банан, достаточно однажды угодить в вялотекущую пробку на подъеме. Кромешный мрак – и амбре.
Во всем остальном (кроме пары мелких проблем, о которых рассказывают подписи к фото) XRAY – замечательный автомобиль. На него приятно смотреть, в него приятно садиться. Если выбрать версию с механикой или переключать передачи роботизированной коробки вручную, положительные эмоции принесет и езда. А по уровню оснащения наш XRAY в комплектации Top Prestige даст прикурить большинству иномарок — соседей по ценовому сегменту. Полноценный климат-контроль и хорошая камера заднего вида. Годная мультимедиасистема с управлением на руле и обогрев лобового стекла. Но главное – всё это работает так, как и должно работать. Расторопно и правильно.
Декоративная пленка на внешней стороне средней стойки начинает отслаиваться. Посмотрим, что будет дальше. | Бокс под пассажирским креслом – это удобно. Расположенные на основании сиденья клавиши включения обогрева – нет. О массивную скобу можно больно удариться щиколоткой. | Ковролин в ногах правого пассажира выбился из-под уплотнителя дверного проема. Мелочь, но неприятно. |
Из пройденных машиной 7500 км две трети – мои. Здесь и бесконечные поездки по Москве и области, и бросок в Нижний Новгород на встречу с легендарным купе DeLorean DMC‑12 (ЗР, 2016, № 9). Конечно, пробег слишком мал для проявления каких-либо неисправностей, но в целом XRAY производит впечатление добротной и надежной вещи. Чего не скажешь о главном герое публикации – роботе AMT. Уже сейчас машина временами досаждает подергиваниями при троганье. Не исключаю – как и в случае с редакционной Вестой, – что на пробеге 15 000–20 000 км придется отправиться к дилеру для дефектовки сцепления. Если АВТОВАЗ к тому времени возьмет на вооружение мой совет, выберу с запахом дыни.
Стоимость километра пробега вышла очень привлекательной, но я не обольщаюсь раньше времени: до первого планового ТО еще 7500 км, так что на обслуживание пока не потрачено ни копейки. Все 13 300 рублей, которые указаны в таблице расходов, пошли на топливо. Средний расход в городе составляет около 9 л/100 км, на трассе – 7,5 л/100 км. | |
Багажник с двойным дном – неплохое решение. Но материал, из которого изготовлена полка-перегородка, не выдерживает критики… и нагрузки. В этом багажнике не возили ничего тяжелее пакетов с продуктами, а деформация полки уже пугает. | Руководство пользователя и стикер на лючке бензобака допускают использование бензина АИ‑92, но на деле машина не любит «девяносто второй»: динамика заметно падает, под нагрузкой слышна детонация. |
А еще XRAY можно запросто использовать как мобильный стенд для оценки качества топлива. Несмотря на то что инструкция допускает использование АИ‑92, автомобиль на таком бензине (и даже на некачественном «девяносто пятом») тянет из рук вон плохо. Под нагрузкой на малых оборотах отчетливо слышны детонационные стуки, с разгонной динамикой беда. Поговаривают даже, что нынешняя прошивка электронного блока управления двигателем вообще не стыкуется с 92‑м бензином, а официальное разрешение на его использование родилось под давлением маркетологов.
Разумеется, мы обратились за разъяснением к представителям АВТОВАЗа. Как только появится ответ, опубликуем.
Лада XRAY |
Изготовитель – АВТОВАЗ Год выпуска – 2016 В эксплуатации «За рулем» – с июня 2016 года Пробег на момент отчета – 7500 км |
Расходы на эксплуатацию и обслуживание (2700–7500 км), руб. | |
Расходы на содержание | 13 300 |
Из них на бензин АИ-92, АИ-95 (средний расход 8,6 л/100 км) | 13 300 |
Стоимость 1 км пробега | 2,77 |