ВАЗ‑2108 для дрэг-рейсинга: снаряд с болтами
Автоспорт держится на энтузиастах – всегда нужны люди, двигающие весь процесс. Яркий пример тому – российский дрэг-рейсинг. Для таких гонок невозможно создать окончательную чемпионскую машину, поскольку через полгода или год она начнет проигрывать. Совершенствование техники идет постоянно. А занимаются им, как правило, сами пилоты.
Взглянем на отечественные автомобили, умеющие «выезжать» из десяти секунд на дистанции ¼ мили. Да, это не лакированные Весты заводской постройки, которые едут в мировом Туринге. Дрэг-машины в большинстве своем собраны руками пилотов и их механиков благодаря знаниям и смекалке, методом проб и ошибок. Дрэг-рейсинг – одна из немногих дисциплин, где техническое творчество не задушено длинным списком ограничений.
Двадцать лет не срок
Вот ВАЗ‑2108 Артема Демихова, жителя Липецкой области. Гонщик выступает на нем с 2007 года, когда впервые приехал на соревнования. То был Кубок Черноземья, а список переделок тогда состоял из одного пункта: «Глушитель».
Демихов вспоминает: «Конечно, тогда я проиграл всем. Зато меня такой азарт взял, что мы начали всерьез дорабатывать машину. Приехал на следующий этап и занял первое место в классе Национальный. И пошло-поехало. Автомобиль претерпел десятки модернизаций».
Кузову двадцать лет. Автомобиль сошел с конвейера в 1996 году и на тот момент имел 69 штатных сил. Сейчас «лошадок» в десять раз больше: замеры на стенде в начале августа показали 690 л.с.! На первом, красноярском этапе чемпионата России Артем преодолел дреговую дистанцию за 9,8 с, а скорость на выходе составила 213 км/ч.
В правилах чемпионата России по дрэг-рейсингу перечислены технические требования для каждого класса. В переднеприводном зачете обязательна установка тормозного парашюта на автомобили, проходящие дистанцию быстрее чем за 10 секунд. Демихов преодолел этот культовый рубеж, поэтому ВАЗ‑2108 пришлось оснастить новым узлом.
«Переключаешься на четвертую передачу – это уже финиш, и пора тянуть руку к тросику, выбрасывающему парашют. Ощущения странные, надо привыкать», – говорит Артем.
Цель и средства
Каждый год ВАЗ‑2108 Демихова претерпевает какие-то изменения, и можно сказать, что переработке подвергся уже весь автомобиль. В частности, между сезонами 2015 и 2016 годов сильно облегчили заднюю часть, поменяли балку, тормозную систему, колеса и заменили почти все навесные элементы кузова пластиковыми.
Сейчас на ведущих колесах стоят американские профессиональные дреговые слики M&H Racemaster 10,0/27,0-15. Они хорошо держат нагрузки (это очень важно, ведь «проклейка» трассы с каждым этапом становится всё лучше). Настолько хорошо, что иногда не выдерживает металл. На втором этапе чемпионата в Нижнем Новгороде оторвало поршни, они пробили в корпусе двигателя несколько дырок. На устранение поломки ушло три дня, за запчастями пришлось ехать в Москву. Заодно переделали систему впуска, которая прибавила дополнительно около 100 л.с.
Вот как Артем описывает результат: «Степень сжатия чуть понизилась, однако при этом мы увеличили давление наддува. Рабочий объем двигателя – 1,6 литра, а у конкурентов – от 1,8 до 2,2 литра. Мотор работает на пределе, но конкурентоспособных ВАЗов мало, а публике, я думаю, такие машины интересны. Чтобы ехать наравне с более «объемными», нам приходится больше работать над мотором.
Корпус коробки – от Лансера Evo, внутри кулачковый ряд, секвентальный выбор. Передаточные отношения между заездами не меняем.
Чтобы машина хорошо стартовала, изменили развесовку. Соотношение масс, приходящихся на переднюю и заднюю оси, может доходить до 70:30. Все агрегаты, какие возможно, перенесены ближе к носу, и родных тормозов, даже сильных, при столь высокой загрузке передней оси будет недостаточно. А парашют нужен еще и для стабилизации: он выравнивает корму автомобиля.
Те или иные запчасти выбираем на основе отзывов других пилотов. Хотя всё равно чувствуем себя первооткрывателями. В Америке, например, для дрегового хэтча Honda Civic есть полный набор стандартных решений, а нам иногда приходится идти на ощупь. Это же советский транспорт. Бывает, что из-за каких-то болтов возникают проблемы: не знаешь, выдержат или нет. Приходится покупать импортные детали и как-то их дорабатывать, потому что напрямую к «восьмерке» не всё подходит».
Конечно, мы спросили о затратах, но о рыночной цене машины теперь, когда курс рубля поменялся сто раз, можно лишь гадать. Крайне сложно подсчитать стоимость всех деталей и работ. Внешне это по-прежнему более-менее ВАЗ‑2108, но в потрохах мало что осталось от заводского автомобиля. И все изменения направлены на достижение одной цели – пройти четверть мили быстрее чем за 9,8 секунды.