Выбираем автомобиль с пробегом – чек-лист неисправностей
Важно понимать, что проверить приглянувшийся подержанный автомобиль на все 100% невозможно. Это касается и юридической, и технической стороны вопроса. С первым пунктом иногда ошибаются даже официальные дилеры, а второй — сильно зависит от модификации машины и готовности продавца тратить время на ее диагностику.
В этом материале сосредоточимся на технической стороне вопроса, то есть на проверке основных узлов и агрегатов подержанного автомобиля. После предварительного осмотра обязательно везите приглянувшуюся машину на диагностику в сервис. Не важно, какой именно автомобиль перед вами: в пожилом возрасте и с большим пробегом или «подросток», который «гуляет» только по выходным.
Предпочтительны клубные сервисы или хотя бы специализирующиеся на марках, в список которых входит ваша машина. Увы, иногда нужные станции техобслуживания расположены далеко от места осмотра автомобиля, и хозяин не хочет ехать на другой конец города или попросту не доверяет вашему выбору, подозревая, что сервисмены найдут несуществующие проблемы. В этом случае можно обратиться к услугам дилерских сервисов. Правда, цена диагностики будет выше и, скорее всего, из-за плотной записи придется ждать день-два.
Сама по себе готовность продавца ехать в сервис – уже хороший знак. Но перед этим в любом случае надо предварительно оценить состояние машины, иначе можно потратить массу времени и денег впустую. Ведь зачастую и сам хозяин может не подозревать о каких-то технических проблемах или не придавать им серьезного значения. Если же владелец отказывается от визита в сервис, то смело ищите другие предложения на рынке.
Перед выездом на осмотр не поленитесь прошерстить форумы владельцев и статьи автомобильных изданий на тему характерных болячек интересующей вас модели. Так вам будет проще сориентироваться на месте и вы будете знать, на что обращать внимание в первую очередь, в том числе и в сервисе.
Важнее всего – проверка состояния мотора. Визуально осмотрите двигатель и навесное оборудование на предмет подтеканий рабочих жидкостей. Например, для некоторых моделей запотевание клапанной крышки и насоса гидроусилителя рулевого управления – рядовые болячки, а для других – уже исключительный случай. Конкретно эти факты относятся к мелочам. А вот, например, устранение течи передней крышки мотора с цепным приводом ГРМ – уже недешевый ремонт. В зависимости от статуса автомобиля: специфичности модификации, возраста конкретного поколения модели и количества предложений на рынке — это повод хорошенько поторговаться или вообще отказаться от покупки конкретной машины.
Обращайте внимание и на уровни всех технических жидкостей под капотом, которые можно проконтролировать без больших усилий. Как минимум это поможет сделать вывод о вдумчивости хозяина и сделать себе пометки, на что надо будет обратить внимание в сервисе.
Далее слушаем, как работает двигатель. В идеальном случае мотор перед пуском должен быть холодным. Именно в этом режиме проявляется основная часть посторонних шумов, свидетельствующих о серьезных проблемах. Поэтому по возможности попросите владельца автомобиля о том, чтобы к моменту осмотра машины двигатель не был прогрет.
Самая простая проблема, проявляющаяся на холодном моторе после его пуска, – свист ремня навесного оборудования и его роликов. В процессе прогрева эти посторонние шумы сойдут на нет. Гораздо хуже, если в первые секунды после пуска слышен грохот или стук. Скорее всего, это растянувшаяся цепь ГРМ или износившиеся фазорегуляторы. Еще хуже, если такие шумы проходят только к моменту полного прогрева мотора. С большой долей вероятности это могут быть гидрокомпенсаторы, а если их нет в этом двигателе, то значит, стучат поршни в момент их перекладки в ВМТ. В процессе прогрева мотора тепловые зазоры в цилиндрах уменьшаются, и иногда этого достаточно, чтобы компенсировать приличный износ элементов. Эти факты уже сулят близкий дорогостоящий ремонт. Самая серьезная беда – постоянные стук и грохот даже на прогретом моторе. Это уже говорит, например, об износе вкладышей, критическом растяжении цепи ГРМ или сильном износе цилиндров.
Пока автомобиль стоит с работающим мотором, оцените вибрации по кузову. Если они кажутся чрезмерными, то это повод обратить внимание на состояние опор двигателя и коробки передач. Дело может быть и в том, что агрегат немного подтраивает. Это не всегда можно выявить, стоя у капота, но об этом явно расскажет выхлопная труба. Даже небольшие перебои в работе мотора отчетливо отражаются на ровности звука.
Не поленитесь проверить работу электрики в салоне, например стеклоподъемники, систему отопления и кондиционирования, подогревы сидений. Это займет всего пару минут, зато поможет отловить больше возможных дорогостоящих недочетов по машине и в итоге прибавит аргументов в случае торга.
Далее обязательна проверка автомобиля на ходу. Увы, не каждый владелец пустит за руль незнакомого человека, но и с пассажирского сиденья можно многое уловить. Даже в крупном городе не так сложно найти участки дороги с приличными неровностями или хотя бы с «лежачими полицейскими», на которых можно косвенно проверить состояние подвески, насколько сильно она шумит и есть ли «сверчки» в салоне. Также во время движения вы автоматом проверите и другую электрику. Этого уже будет достаточно, чтобы вычислить ушатанную машину.
Попросите хозяина поработать парой мотор/коробка передач, чтобы были активные ускорения на разных оборотах и ступенях, а также динамичные замедления. Следите при этом за посторонними шумами и вибрациями. А также обратите внимание на то, как автомобиль трогается. Если ощутима вибрация, то, возможно, дело в изношенной опоре двигателя или коробки.
Если позволяет дорога, то попробуйте оценить степень увода автомобиля. Уговорите хозяина немного приотпускать руль при равноускоренном движении и при торможениях. Обычно на дорогах возможен небольшой увод машины из-за незначительной колеи или естественного уклона вправо, но не должно быть ничего явного. Если вы что-то подозреваете, то попросите в сервисе обратить более пристальное внимание на тормозную систему и равномерность износа шин. Возможно, просто немного сбились углы установки колес, а может быть, машина побывала в серьезной аварии с серьезным нарушением геометрии кузова. В идеале стоит проверить углы на стенде.
Предварительная проверка машины по описанным пунктам длится не так долго, как может показаться. Чем больше времени вы проведете с автомобилем и его владельцем, тем лучше. Если ему есть что скрывать, то, скорее всего, он не захочет уделять вам столько времени. Человек, который хочет продать машину и не скрывает чего-то серьезного, может провести с вами и полдня, если потребуется, и даже пустить за руль.