Привычки водителей – узнай себя
По манере поведения человека за рулем легко судить о его воспитании и образованности. Соблюдает правила дорожного движения, следует правилам этикета – скорее всего, интеллигентный человек. Хамит – значит, не научен вежливости ни родителями, ни школой, ни самой жизнью.
Конечно, иногда встречаются отклонения. Например, известный российский кинорежиссер и артист, потомок дворян, ездящий по каким-то своим правилам… А впрочем, бес с ним! Лучше перейдем к разбору водительских привычек. Отчасти повторим прописные истины — не повредит. А привычки будем понимать как автоматически и порой бездумно повторяемые действия.
Чтобы не возникло непонимания – этот перечень составлен лично мной, на основе собственного опыта. И я не ангел, но думаю, что умею отличать хорошее от плохого и могу об этом рассказать. А если мнение автора не совпадает с чьим-либо — отлично. Давайте обсуждать!
Полезные привычки | Вредные привычки |
Сохранять спокойствие во всех ситуациях | Не следить за состоянием автомобиля |
Пристегиваться ремнем безопасности | Резко ускоряться, тормозить, поворачивать |
Помогать нуждающимся (оценив степень опасности) | Висеть «на хвосте», прижиматься к другим машинам |
Не заезжать на бордюры и тротуары, не выезжать за стоп-линию | Выбрасывать мусор из машины на дорогу |
Оглядываться перед перестроениями | Курить за рулем и разговаривать по телефону, тем более — писать сообщения |
Пропускать тех, кто просит об этом | Парковаться на месте, которое уже кто-то планирует занять, занимать два парковочных места, задевать дверьми другие машины |
Что такое хорошо
Начнем с ремней безопасности. На их счет редакция «За рулем» вполне единодушна: ремни в машине нужно использовать всегда, на любом месте, при любой скорости. Пристегиваться ими и пристегивать всех пассажиров – наилучшая водительская привычка. Иное мнение – от лукавого. Все мы слышали истории, как кто-то где-то когда-то не пристегнулся и вылетел из машины во время аварии и только оцарапался, а никто из пристегнувшихся не выжил. Сколько таких случаев? Единицы. И это какое-то невероятное стечение обстоятельств, статистическая погрешность, если можно о ней говорить, когда дело касается человеческих жизней. Все современные автомобили оснащены подушками безопасности, эффективность которых бесспорна. Но они работают только в комплексе с ремнями. В конце концов, обязательное использование ремней безопасности прописано в Правилах дорожного движения, а неиспользование наказывается штрафом от 500 до 3000 рублей – в зависимости от того, кто именно не пристегнут. Много? В Великобритании штраф может достигать 500 фунтов (почти 40 000 рублей), в Канаде штрафуют на 1000 долларов (62 000 рублей). И не нужно говорить о том, что они там богаче. Жизнь бесценна, независимо от географии и экономики.
Те же Правила дорожного движения, пункт 2.3.1: «Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства…» Часто ли вы хотя бы осматриваете автомобиль перед поездкой? Многие – никогда, считая, что техническое состояние машины – забота сервисного центра, в котором вы обслуживаете автомобиль. Конечно, это заблуждение, и проверять уровень масла и прочих технических жидкостей, давление в шинах и затяжку колесных болтов нужно регулярно именно хозяину. Ответственность за состояние автомобиля лежит на нем. А перед дальней поездкой осматривать машину необходимо особенно внимательно. Вот только как довести это до автоматизма?.. Сам не знаю, вечно спешу.
Плохо перегружать машину, заправлять ее помалу (однажды бак «обсохнет» и сломается бензонасос). А еще — долго держать нажатой педаль сцепления во время остановок на светофорах – быстрее изнашивается корзина. Вроде бы безобидная привычка – переводить селектор автомата из «драйва» в «нейтраль» при кратковременных остановках, якобы это увеличивает ресурс коробки, снижая на нее нагрузку. Исправный автомат таких действий не требует, и куда полезнее для него будет спокойная манера вождения. А все, что можно и нужно делать с автоматом и машиной вообще, написано в руководстве по эксплуатации. Почитайте его хоть раз! Говорят, интересно, даже познавательно.
В спорах на тему, стоит прогревать двигатель или нет, поломано множество копий. И создан всеобъемлющий труд нашего эксперта Михаила Колодочкина. Он говорит – греть, но недолго. А долгий прогрев, тем более когда выхлопная труба направлена в окно дома или офиса – бесспорно, плохая привычка. Даже если за этим окном ваши заклятые враги. Газовая атака – это слишком жестоко, против кого бы она ни была направлена.
Начинающие водители считают, что резкие разгоны и торможения, повороты с визгом шин, быстрые смены полос движения выглядят круто, и у многих такая езда входит в обычай. А эти действия попадают теперь под определение опасного вождения. Однако это не просто нарушения. Помимо того что агрессивный водитель нервничает сам, иногда даже не отдавая себе в том отчета, создает нервную обстановку вокруг, он еще и портит автомобиль: быстрее изнашиваются шины и тормозные колодки, детали подвески, сокращается ресурс двигателя и трансмиссии.
Не будем лукавить, мальчишеские трюки с резкими поворотами и разворотами, дымом из-под колес рассчитаны, в основном, на друзей и впечатлительных девочек. Но ведь их можно удивить и взрослой манерой езды – быстрой, но в то же время плавной. Когда-то я услышал сравнение «как рыба в воде», и мне оно понравилось. Считаю, что лучшие водители ездят именно так – быстро, но плавно, свободно.
В хорошем состоянии должен находиться не только сам автомобиль, но и его хозяин. Я не про трезвость – это даже не обсуждается. Речь об эмоциональном фоне. Вы наверняка замечали, что раздраженный человек ведет машину рывками. Конечно, оставаться спокойным в агрессивной среде мегаполиса сложно, но этому все-таки можно научиться, и даже необязательно посещать какие-то тренинги. Поудобнее сесть, выставить комфортную температуру воздуха, настроить радио на частоту, на которой передают приятную музыку, глубоко подышать, вспомнить что-то хорошее… Поездки в хорошем настроении можно и нужно сделать привычкой!
К хорошим отнесем привычку соблюдать безопасную дистанцию и боковой интервал. Конечно, такое требование есть в Правилах дорожного движения (пункт 9.10), но в городской среде его многие игнорируют, и напрасно: риск поплатиться за беспечность очень велик. Дорогой ремонт не обрадует даже тех, чьи машины застрахованы по каско. Однако держать слишком большую дистанцию – привычка нехорошая, даже плохая. В это пространство будут вклиниваться другие водители, вынуждая вас тормозить еще больше. Следовательно, придется тормозить и тем, кто за вами. Вообще, как бы то ни было, мешать другим водителям (например, препятствуя обгону) – плохо, опасно, а порой смертельно.
В ПДД же есть правило не занимать левый ряд при свободном правом вне населенного пункта (пункт 9.4). И это полезно самому водителю – чем дальше держишься от встречки, тем, соответственно, выше безопасность. И даже если дорогу разделяет барьер, хоть металлический, хоть бетонный. Когда встречная машина несется на огромной скорости, она это препятствие может перелететь. Больше запас пространства – больше возможностей уйти от удара.
Хорошая привычка – поворачивать голову перед перестроением, проверяя, чисто ли в слепой зоне. Многих водителей этому научили расплодившиеся в начале двухтысячных «подставлялы». И пусть теперь они почти исчезли (тьфу-тьфу-тьфу), слепые (мертвые) зоны у зеркал заднего вида остаются. Несмотря на то, что все большее распространение получают электронные системы типа BLIS, предупреждающие о наличии помех, убедиться в безопасности маневра никогда не будет лишним.
Очень хорошая водительская привычка, просто замечательная, – помогать на дороге тем, кто просит. И вообще всем нуждающимся. Увы, иногда это опасно. Так что помогайте, если можете, но только убедившись в том, что вам ничто не угрожает. Как – зависит от каждого конкретного случая. В конце концов, ничто не мешает набрать 112 на мобильном и рассказать специалистам экстренных служб, что и где произошло. Звонок бесплатный.
Ноу смокинг и эсэмэсинг!
Курение – это плохо, что бы ни говорили курящие. В машине – вдвойне, втройне. Есть немало историй, когда человек отвлекался на прикуривание или ронял на себя или сиденье сигарету и попадал в аварию. Кроме того, окурки обычно летят из автомобильных окон на дороги – и все наши обочины по весне выглядят как бесконечные пепельницы. А грешат этим многие. Некоторые курят в машине при детях. В той же Великобритании, например, за это теперь штрафуют. Также плохо есть и пить во время движения – есть риск пролить на себя горячее, обляпаться соусом или сотворить еще что-нибудь, из-за чего станет не до вождения.
Попасть в аварию можно и из-за телефона, планшета, какого-нибудь другого гаджета. Разговор еще полбеды, хотя и он сильно отвлекает – даже если автомобиль оборудован системой Hands-free. Хуже, когда водитель читает и отвечает на SMS, «постит» что-нибудь в соцсетях. За время, пока печатается коротенькое сообщение, автомобиль с высокой скоростью проходит несколько десятков метров. И каким бы асом ни был водитель, здесь уже не до правильного вождения.
Очень плохая привычка – выезжать на перекресток, когда очевидно, что проехать его на разрешающий сигнал не удастся. Однако и этим у нас грешат практически все водители-горожане. А те, кто не подчиняется стадному чувству, получают «тычки в спину» в виде гудков клаксоном и морганий фарами. Не помогает пока даже штраф за такое нарушение в размере 500-800 рублей.
Не знаю даже, можно ли назвать плохой привычкой позднее переключение с дальнего света на ближний при разъезде со встречкой или просто езду с дальним из-за того, что ближний слаб. Это как минимум свинство. И за него можно поплатиться.
Хорошая привычка – парковаться строго по разметке и знакам. Не заезжать на бордюры и тем более тротуары. Плохая привычка – игнорировать разметку, ставить машину так, что водитель или пассажир соседней машины должны протискиваться в салон, обтирая одеждой кузов. И совсем никуда не годится занимать освободившееся место на плотно забитой парковке, если на него уже кто-то целится. Вы же не плюхаетесь в общественном транспорте на свободное место, когда видите, что его хочет занять пожилая женщина? Или да?!
И еще сто тысяч плохих привычек
Разумеется, мы перечислили не все возможные плохие привычки водителей. Например, многие не любят включать поворотники, зато с удовольствием врубают на всю катушку не самую мелодичную музыку. Возможно, человек действительно получает огромное удовольствие от какого-нибудь драм-н-бейса, сотрясающего асфальт. Но он может оказаться рядом с машиной, в которой спит ребенок. Лично меня еще раздражает манера некоторых водителей ездить, высунув из машины по локоть левую руку. И выглядит это вызывающе, и жалко самого человека, который может лишиться конечности (навалится бортом другая машина – не успеет среагировать). Недавно видел мотоциклиста, ехавшего в позе амазонки, то есть сидя бочком, с ногами по одну сторону байка… Без шлема, это уж само собой.
Да, человек – существо со сложным, зачастую непредсказуемым поведением. Иногда даже самый выдержанный, вежливый и ответственный водитель может выкинуть на дороге какой-нибудь фортель. И у известного режиссера, артиста и дворянина в мещанстве может быть плохой день. Но в таком случае нужно как-то обуздать своих бесов. Сделать дыхательные упражнения, включить успокаивающую музыку или остановиться и выйти из машины, посмотреть на цветочки-листочки. Может быть, даже попрыгать и покричать. Психологи говорят, такая разрядка помогает сбросить стресс.
А лучше всего от плохих водительских привычек избавляют крупные штрафы – если не телесные наказания. Увы, человек при всей своей сложности еще и на удивление примитивен. Парадокс.
Комментарий психолога
Светлана Козенкова
Светлана Козенкова, клинический психолог, специалист по психокоррекции
Светлана Козенкова
Светлана Козенкова, клинический психолог, специалист по психокоррекцииНа дороге, где каждый из нас (и водитель, и пешеход) является участником дорожного движения, главное — это внимание, взаимовежливость и максимальное соблюдение правил дорожного движения.
Есть исследования, подтверждающие, что люди, регулярно нарушающие ПДД, имеют психические отклонения. Водитель находится в замкнутом личном пространстве и якобы может делать всё что угодно. Мнимая анонимность, дающая ложное ощущение безнаказанности, приводит к асоциальному поведению за рулем, рождает грубость и хамство, которые на дороге могут привести к серьезным конфликтам с самыми непредсказуемыми, а зачастую и плачевными последствиями.
Наконец, за рулем имеет смысл помнить и иногда даже повторять одну из главных заповедей бытовой, житейской психологии, а именно ДДД — дай дорогу дураку. И не будь таким дураком сам.
Фото: «За рулем», Volvo, Wikipedia, YouTube