Закон об ОСАГО: новые поправки
Во‑первых, планируют увеличить лимит выплат по европротоколу (оформление аварии без участия сотрудников полиции) до 100 тысяч рублей. Хорошее дело, ведь нынешних пятидесяти «тыщ» часто не хватает для ремонта.
Кроме того, таможенные органы будут проверять полис ОСАГО у въезжающих в страну, поскольку нередко оказывается, что виновник аварии – житель другого государства – не оформил «автогражданку». Нет полиса ОСАГО – в страну не пустят.
Наконец, главное изменение, которое существенно изменит рынок обязательного страхования, заключается в том, что вместо денежной компенсации можно будет выбрать ремонт автомобиля.
Деньги или ремонт
Сейчас при расчете стоимости ремонта страховщики делают поправку на возраст автомобиля: учитывается износ, а цены определяются исходя из средних по региону. Тех денег, что получает пострадавший, не хватает на ремонт – и приходится выкладывать свои кровные. В поправках предлагается альтернативный вариант – ремонт в автосервисе.
И что ж тут нового? Страховая компания и сейчас может направить потерпевшего на ремонт по ОСАГО. Правда, большинство владельцев отказываются от такого предложения. Ведь приходится доплачивать «за износ» немалые суммы, да и сервисные станции часто расположены неудобно.
Новая схема схожа с той, что реализована при страховании каско. На выбор предложат или деньги, или ремонт без каких-либо доплат. Уверен, что 90% автовладельцев, обратившихся за компенсацией, предпочтут именно ремонт. В документе будут прописаны нормы доступности СТО (чтобы автосервис был недалеко от места проживания пострадавшего) и сроки ремонта с раскладом по маркам (он не должен растягиваться на месяцы).
Важно, что владельцы новых (до трех лет) автомобилей смогут чинить их у официальных дилеров с сохранением заводской гарантии.
Выгодна ли новая схема страховым компаниям? Думаю, да. Если ремонт будет быстрым и качественным, уменьшится число недовольных клиентов, сократятся судебные издержки. А сервисные станции уже сейчас готовы работать по линии ОСАГО – лишних клиентов не бывает.
Ремонтников обяжут давать на выполненные работы гарантию не менее двух месяцев, а контроль за качеством работ возложат на страховые компании – следовательно, они будут придирчивы при подборе партнерских СТО.
Справочники для определения стоимости ремонта сформируют не только на основе среднерыночных цен, но и с учетом фактических затрат на ремонт машины. Это те суммы, которые автосервисам заплатят страховщики. СТО не заинтересованы в раздувании смет, иначе страховые от них отвернутся.
Рост цен
По словам Евгения Васильева, директора по методологии страхования РСА, переход на такую систему улучшит качество услуг, но увеличит нагрузку на страховые компании. Если сейчас выплаты производятся с учетом износа, то по новой схеме расходная часть обязательно вырастет, а вместе с ней пойдет вверх и стоимость полиса.
Но в Минфине и Банке России убеждены, что скорого роста тарифов не будет. Госдума, скорее всего, уже в этом году примет поправки, и со следующего лета страховые компании начнут работать по-новому. Первое повышение цен на полисы «автогражданки» возможно лишь в сентябре 2017 года – это установлено последними поправками в Закон об ОСАГО. Но и тогда никаких изменений не будет. Даже если все пострадавшие выберут ремонт вместо денежной компенсации, в столь короткий период – с июля по сентябрь – страховщики вряд ли успеют подвести итоги по объему выплат, чтобы обосновать рост цен на полисы ОСАГО. А вот в 2018 году они возьмутся за пересмотр ценников.
Восстановить доверие
Задача правительства – сделать «автогражданку» удобной. Пока проводимые реформы помогали наводить порядок лишь точечно. Введение электронного полиса и появление системы «Единый агент РСА» полностью проблему не решили.
Единая методика расчета стоимости ремонта в разы уменьшила количество споров по выплатам: размер компенсаций стал ближе к реальности. Но «за износ» по-прежнему приходится доплачивать. И если появится альтернатива в виде ремонта без доплаты, это станет самым значительным нововведением за все время существования ОСАГО. Главное, чтобы схема работала не только в мегаполисах, иначе жителям глубинки, где до ближайшей СТО три дня лесом, все эти изменения – что мертвому припарки.