IAA-2016: до чего дошел прогресс
Масштаб «грузового» автосалона в Ганновере растет. В этом году на территории 270 000 м², рекордной с 1992 года, свои достижения демонстрировали компании, представляющие 52 страны мира. Более 2000 экспонатов, 332 мировые премьеры и 101 европейская. Это не только грузовики, но и техника разных типов, классов и предназначений – от электровелосипедов до аэродромных тягачей, башенных кранов, экскаваторов и погрузчиков. При таком размахе и разнообразии очень сложно делать общие выводы, но очевидно, что практически все крупные компании переводят свою технику на электричество и работают над беспилотниками.
Эту тему мы бурно обсуждали с коллегами после просмотра интернет-ролика, где водитель грузовика Mack B61 — машины родом из середины прошлого века — с ловкостью обезьяны управляется с двумя рычагами переключения передач. Иногда он даже вынужден бросать руль (не имеющий усилителя)!
А что мы видим в новейших машинах? Комфорт – как в легковых автомобилях, полный набор электронных помощников, всевозможные усилители и автоматизация. В будущем от водителя грузовика никто не потребует даже навыков управления – достаточно уметь обращаться с компьютером, чтобы контролировать действия машины. На маршрут она выйдет самостоятельно, к точке назначения тоже придет сама, и даже загрузят-разгрузят ее не люди, а автономные погрузчики – такие, например, показывали на стенде Mercedes-Benz.
Сила тока
У концерна Daimler в Ганновере целый павильон. Новинок много, и главные – на электричестве. Во‑первых, это среднетоннажный грузовик Mercedes-Benz Urban eTruck с парой мотор-колес суммарной мощностью около 340 л.с. и аккумуляторными батареями емкостью 212 кВт·ч, полной зарядки которых должно хватать на 200 км. Мал запас хода? Для доставки продуктов по городу и вывоза мусора хватит. Urban eTruck оснащен системой автономного управления и обмена данными с другими автомобилями. В водителе этот фургон практически не нуждается. Немцы говорят, что серийное производство смогут начать уже в 2018 году.
Еще пара лет потребуется, чтобы запустить в серию фургон по образцу концепт-трака Vision Van, который называют Спринтером следующего поколения. Самый яркий (в буквальном смысле) элемент экстерьера – овальный дисплей на месте традиционной решетки радиатора, на который можно вывести любые картинки и анимацию. Силовая установка мощностью 75 кВт питается от батарей разной емкости (в зависимости от назначения машины) и обеспечивает запас хода от 80 до 270 км. Самое интересное в концепт-траке – беспилотные летательные аппараты на крыше, которые доставят небольшие посылки или почту, например, на верхний этаж небоскреба вместо водителя-курьера. И загружать эти машины могут роботы. Daimler таким образом оправдывает создание и развитие дочерней компании Future Transportation Systems, в штате которой уже сейчас около двухсот человек.
Future Bus – автобус будущего в представлении марки Mercedes-Benz. В его основе – городской дизельный Citaro. Интерьер электробуса: просторная планировка, вдохновленная городскими площадями и парками. Главная идея – дать каждому пассажиру максимум пространства, а не рассаживать всех в рядок. | ||
Future Bus | Future Bus | Future Bus |
А еще к 2020 году обещают выпустить на маршруты 12‑метровые городские электробусы, прототип которых называется Future Bus. Нам нем установлены аккумуляторные батареи, чьей емкости к 2025 году будет хватать для 300‑километрового пробега. А это значит, что подобные машины смогут работать даже в городах с суровым климатом, в том числе в России.
Электробус тоже оснащен системой автономного управления CityPilot, включающей GPS-модуль, десяток обычных камер по кругу, две стереокамеры, которые работают на расстоянии до 50 метров, и четыре радара, сканирующих пространство на дистанции от полуметра до 10 метров. Электробус уже успешно прошел испытания в Нидерландах на 20‑километровом маршруте между аэропортом Амстердам-Схипхол и Харлемом.
Crafter и компания
У коммерческого подразделения группы Volkswagen была громадная экспозиция, почти сотня машин! Главная премьера – семейство фургонов и грузовиков Crafter второго поколения (подробный рассказ о нем читайте в журнале «За рулем» № 11'2016). Среди них и электрическая версия фургона eCrafter, которая, как уверяют авторы проекта, будет очень востребованной в Европе. Ее начнут выпускать уже в будущем году, причем в больших объемах.
Электродвигатель мощностью 100 кВт и крутящим моментом 290 Н·м разгоняет фургон до 80 км/ч. Аккумуляторные батареи емкостью 43 кВт·ч расположены под полом грузового отсека и обеспечивают запас хода более 200 км. Грузоподъемность – 1,7 т, объем грузового отсека – 11,3 м³.
В Ганновере представили также версию электрического фургона eCrafter с установкой для зарядки сменных батарей грузовых электровелосипедов – да-да, есть и такие.
Стремление к нулю
Один из проектов, которые грозят поставить жирный крест на профессии дальнобойщика, – итальянский опытный магистральный грузовик Iveco Z Truck. Z – от английского zero, то есть это автомобиль с нулевыми вредными выбросами. Его планируют оснащать силовой установкой на сжиженном биометане.
Практически нулевым будет и уровень стресса водителя, поскольку делать-то ему почти ничего не придется. Такие грузовики с автономным управлением самостоятельно поедут по дорогам в составе караванов, ведомых компьютерами.
Разработчики уверяют, что причина почти всех аварий – пресловутый человеческий фактор. Их цель – его исключить, оставив за человеком роль наблюдателя, способного в критический момент нажать некую красную кнопку и взять управление на себя. Вот только сможет ли он это сделать, если за время долгого бездействия потеряет водительские навыки?
Iveco Z Truck притягивает. Каждому хотелось подняться по лесенке в кабину, которую сравнивают со шлемом то ли хоккеиста, то ли Дарта Вейдера.
Работая над этим проектом, авторы оформили 29 патентов. Одна из инноваций – пара топливных баков SAG из алюминия, изолированных многослойной фольгой и содержащих суммарно 1200 л биометана. Этого запаса хватит на 2200 км!
Шины с низким сопротивлением качению Michelin X Line Energy, разработанные специально для этого грузовика, позволяют экономить до 10 л топлива на 1000 км пробега. По сравнению с современными грузовиками сравнимой мощности Z Truck экономичнее на треть. Его двигатель развивает 460 л.с. и 2000 Н·м и работает в паре с 16‑ступенчатой коробкой передач PowerShift (разумеется, автоматической). Моторное масло Petronas Urania – пониженной вязкости. А выхлопные газы используются в качестве источника тепловой энергии, что также снижает потребление топлива.
ГАЗ на газе
Что показал ГАЗ? По европейским меркам – сплошь новинки, хотя у нас эти машины уже известны. Например, самосвал Урал Next 6×6 с задней разгрузкой, кузовом объемом 10,5 м³ и грузоподъемностью 10 т. Он оснащен двигателем ЯМЗ‑536 мощностью 312 л.с. и предназначен для перевозки насыпных и навалочных грузов на строительных площадках.
Линейка Урал Next – это капотники грузоподъемностью от 5,5 до 13 т с колесными формулами 4×4 и 6×6. На их базе можно создать более 400 модификаций спецтехники: вахтовые автобусы, подъемные краны, автоцистерны, топливозаправщики, пожарные автомобили, ремонтные мастерские.
Низкопольный 9,5‑метровый автобус среднего класса оснащен четырехцилиндровым дизелем ЯМЗ мощностью 210 л.с. и автоматической коробкой. Число мест – 75, включая 18 для сидения. Впервые его показали на московском автосалоне «Комтранс‑2015» с лиазовской эмблемой, теперь на нем значок ГАЗа.
В центре газовской экспозиции – среднетоннажник ГАЗон Next, созданный для работы в сложных дорожных условиях. Кабина – стандартная трехместная или двухрядная семиместная, колесная база – стандартная или удлиненная. Возможна установка практически любых надстроек. Дизель ЯМЗ‑534 объемом 4,4 л развивает 150 л.с.
А вот ГАЗон Next с двигателем ЯМЗ‑534 CNG (149 л.с.), работающим на сжатом природном газе. Газобаллонное оборудование четвертого поколения сертифицировано по требованиям ЕЭК ООН 110. Семь баллонов суммарным объемом 72,8 м³ обеспечивают запас хода до 370 км. Такая модификация должна заинтересовать европейцев, но ГАЗ делает ставку в основном не на Западную Европу, а на Восточную, где нижегородская марка уже хорошо известна и не нуждается в раскрутке. Сейчас доля экспорта в общем объеме производства завода составляет 20%, а в планах – довести ее до 50%.
Фото: Максим Гомянин, Илья Пименов, фирмы-производители