Как стать леди за рулем: все секреты «Автоледи-2016»
Начало мужское и женское
Слабый пол демонстрирует свое эго намного реже, чем мужчины, но желания соревноваться у женщин никак не меньше – причем и в тех дисциплинах, которые совсем недавно считались исключительно мужскими. Например, в искусстве управления автомобилем, в котором мужчины сами себя назначили безоговорочными лидерами.
В свое время легендарный автогонщик Стирлинг Мосс заметил, что ни один мужчина не признается в том, что недостаточно уверенно управляет автомобилем. И с тех пор мало что изменилось: увидев на заднем стекле идущего впереди автомобиля стикер с туфелькой на высоком каблуке, мы, мужчины, тут же стараемся продемонстрировать эффектным обгоном свое превосходство. Об анекдотах про блондинок за рулем (сочиняют их, конечно же, не блондинки) я уже и не говорю. Но милые дамы не ропщут и не ввязываются в бессмысленные дискуссии, а предпочитают целенаправленно работать над собой.
Одним из результатов такой работы стал IV Всероссийский конкурс водительского мастерства «Автоледи‑2016», прошедший в Санкт-Петербурге. Предвижу снисходительное замечание мужчин: мол, мы отдыхаем в бане, а наши половинки – в «кружкáх по интересам». На самом деле все гораздо серьезнее: во‑первых, этот конкурс проходил в рамках VI международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», что само по себе говорит о тех задачах, которые ставили перед собой организаторы действа. Во‑вторых, о том, что подобные конкурсы являются не просто слетом единомышленниц, а представляют собой сформировавшееся направление пропаганды безопасности дорожного движения, свидетельствует «качественный и количественный» состав участниц.
Леди выбирают «немца»
На старте – 125 «автоледи» из 63 регионов, и каждая прошла непростой отборочный тур. Какое из национальных соревнований по автомобильному спорту может похвастаться подобной географией? Представлена в нем действительно вся территория Российской Федерации: от Владивостока до Карелии и от Ямало-Ненецкого автономного округа до Тывы. Татарстан, Саха, Марий Эл и Адыгея, потрясающее представительство сибирских регионов, Забайкалье, Карачаево‑Черкесия и Северная Осетия… Что уж говорить про центральные области Российской Федерации. Важно и то, что в состав многих делегаций входили сотрудницы региональных управлений по безопасности дорожного движения, а это значит, что полученный ими опыт будет использован в деле профилактики дорожно-транспортных происшествий на местах. Эту проблему можно решить только всем миром, и неслучайно сам конкурс проводился под эгидой Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Российской Федерации.
Спонсором конкурса стала марка Volkswagen, не только предоставившая призы и памятные подарки, но и обеспечившая участниц «оружием для сражений» – седанами Volkswagen Polo.
Автомобили для таких соревнований должны обладать универсальностью и отменной эргономикой, а также надежностью – амбициозные спортсменки материальную часть в сражении за победу не жалели.
Андрей Герасенков, руководитель Школы высшего водительского мастерства, мастер спорта международного класса по автоспорту. – Движение «Автоледи» набирает обороты, и на этих соревнованиях девушки продемонстрировали очень высокий уровень подготовки. А число представленных регионов просто фантастическое. И это радует – движение на наших дорогах станет тем безопаснее, чем больше людей будет уверенно управлять автомобилем. Упражнения на трассе наших соревнований моделировали реальные дорожные ситуации. И девчонки с конкурсным заданием справились настолько хорошо, что могли бы дать фору многим мужчинам. Хочу отметить и автомобили Volkswagen Polo: несмотря на то что накал страстей зашкаливал, а число стартов превысило сотню, машины не просто выдержали – они ни разу не подвели участниц. Да и вообще, у этой марки легендарные традиции в спорте. Достаточно упомянуть успехи Себастьена Ожье и Жюльена Инграссиá, выступающих в чемпионате мира по ралли на автомобилях Volkswagen Polo R WRC – на счету экипажа и команды Volkswagen Motorsport уже три чемпионских титула, и сейчас они буквально в шаге от завоевания четвертого. Отличные результаты показывают автомобили Volkswagen Polo и в российских национальных чемпионатах как в ралли, так и в кольцевых гонках. |
Мы все учились понемногу
Давно ли вы освежали в памяти правила дорожного движения? Уверен, что давно. А вот для всех «автоледи» настольной книгой перед соревнованиями стал сборник вопросов и задач по ПДД. И стартовый конкурс, который принес первые очки в копилки соревнующихся команд, – экзамен по Правилам. Тот самый, «электронный», который сдают выпускники автошкол. Двадцать вопросов – и от правильности ответов зависят баллы и командного, и личного зачетов конкурса. Работники Госавтоинспекции, которые выступали в роли судей, подтвердили, что в вопросах теории девушки-участницы отнюдь не оказались слабым полом.
А еще настоящая леди должна принимать активное участие в общественной жизни, в обсуждении актуальных проблем общества и генерации идей по их решению. Одной из таких тем, а именно безопасности на дорогах, был посвящен круглый стол, на котором присутствовал главный государственный инспектор по безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктор Нилов. Участницы круглого стола вновь и вновь говорили о необходимости тренингов для повышения мастерства вождения выпускников автошкол. И опять не обошлось без сопоставлений «мужское – женское». Вот что считает руководитель санкт-петербургского центра водительских тренингов «Драйв Класс», мастер спорта по автомобильному спорту Илона Накутис:
– Миф о том, что женщина не способна управлять автомобилем на уровне мужчины, придумали недобрые люди. Я уже много лет убеждаюсь в том, что тренеры-мужчины, даже обладающие большим профессиональным и жизненным опытом, не всегда могут правильно донести до женщины задачи учебного процесса. И было бы идеально, если бы по окончании автошколы с ее выпускницами провели курсы тренингов преподаватели-женщины.
С Илоной Накутис согласился и Виктор Нилов:
– Повышение мастерства водителей – обязательная часть работы по обеспечению безопасности дорожного движения. А нынешний конкурс «Автоледи‑2016» в очередной раз доказал, что девушкам-участницам эта тема небезразлична.
Слагаемые победы
А как же танцы, музицирование или проба сил на театральных подмостках? Участниц ждало и такое испытание. Среди тех, кто оценивал этот конкурс, были представители культуры. Даже Юрий Гальцев заглянул на огонек. Здесь было всё – и элементы мюзикла, и оды во славу ПДД, и драматические произведения. При таком обилии участниц и представленных ими жанров судьям не позавидуешь.
Тем не менее победительницы творческого конкурса «Вместе за безопасность дорожного движения» были определены – ими стали представительницы Санкт-Петербурга. А главный этап под названием «Классическое скоростное маневрирование» был оставлен на десерт и прошел в заключительный день конкурса. Здесь еще раз хочется отметить потрясающую надежность Polo, ведь девчонки сражались азартно.
И еще один момент, касающийся автомобилей. Чуть забегая вперед, приведу слова абсолютной победительницы конкурса сразу после заезда:
– Я человек прагматичный и не делю автомобили на мужские и женские. Оцениваю их исключительно по комфорту и техническим характеристикам. С седаном Volkswagen Polo буквально сроднилась с первых же тренировочных заездов: комфортный, послушный… Такое впечатление, что автомобиль всеми силами помогал мне проходить трассу соревнований.
Ольга Шляхтина, Тюмень – Меняется ли ситуация на наших дорогах, в том числе и отношение мужчин к женщинам за рулем? – Отношение меняется. А как же иначе? Мы ведь прекрасная половина человечества! Да, у нас слишком глубокий внутренний мир и мы быстро выходим из равновесия. Но мужчины начали и это тоже понимать и принимать. Что же касается девушек за рулем, то им нужно чаще вспоминать, что они «автоледи», и вести себя соответствующим образом, не обострять ситуацию и больше думать о безопасности. Мы все или настоящие, или будущие мамы, поэтому на нас лежит большая ответственность. А подобные соревнования дают возможность и с единомышленницами пообщаться, и необходимую долю адреналина получить. |
Юлия Королёва, Тула – Как вы относитесь к названию конкурса – «Автоледи»? – Приятно ощущать себя таковой. – Женщин за рулем становится всё больше и уровень мастерства вождения у многих стал значительно выше. Как думаете, мужчины это замечают? – Лично я пока перемен не вижу. Мне кажется, что сильный пол к женщинам за рулем по-прежнему относится с недоверием. Это – вообще, а на отношение к себе пожаловаться не могу. |
Когда затихают моторы
Особенно напряженной была финальная часть турнира, где соперничали самые сильные участницы. Она включала в себя множество упражнений, начиная с филигранного выполнения «змейки» и заканчивая «полицейскими» разворотами. Борьба шла буквально за каждую секунду, а лидеры менялись, словно в калейдоскопе. И никаких «победила дружба» – все мысли только о победе! Но вот последняя из участниц финиширует «в базе». Рев моторов стихает, и о прошедших баталиях напоминают лишь следы шин на асфальте. Церемония награждения стала апофеозом трехдневных соревнований.
Ольга Загребина и Ирина Лобикова, Волгоград – Трудно быть «автоледи»? – По жизни – нет. А вот на соревнованиях бывает страшновато. На обычной же дороге мы с машиной как одно целое – там всё легко и просто. – А как к вам относятся мужчины, которые считают себя истинными хозяевами дороги? – Мы красивые, поэтому к нам все относятся с любовью. А если красивая женщина, да еще на дорогом автомобиле… – И какие автомобили вы водите в «гражданской» жизни? – Mercedes-Benz E-класса (W212) и Mitsubishi Pajero Sport. – А выступать пришлось на Polo… – Никаких проблем. К этому автомобилю быстро адаптируешься, он маневренный, хорошо управляется. – Это ваш первый опыт участия в конкурсе «Автоледи»? – Нет. Мы, можно сказать, уже ветераны. И очень приятно, что каждый раз встречаем знакомые лица. Это значит, что конкурс, главная задача которого – пропаганда безопасности дорожного движения, людям небезразличен. Для нас всё это очень серьезно, включая и отношение к тренировкам: накануне соревнований мы забросили семьи, переселились в МРЭО, готовясь к теоретическому экзамену, и на автодром. Надеемся, что мужья отнесутся к этому с пониманием и, вернувшись домой, мы не увидим выставленных за дверь чемоданов. |
Победили в командном зачете Екатерина Сергеева и Анна Вишнякова, жительницы Санкт-Петербурга – города, который уже второй раз принимал конкурс «Автоледи». На второй ступени пьедестала – представительницы Республики Татарстан Камиля Мухаметзянова и Анна Кулагина, а третье место заняли девчонки из команды Ленинградской области – Марина Спутай и Анжелла Загитова.
Марина Спутай, Ленинградская область – победительница IV Всероссийского конкурса водительского мастерства среди женщин-автомобилистов «Автоледи‑2016» – Группа сильнейших, куда вы входили, выступала в конце программы. Что помогло вам не перегореть? – Я вообще не следила за ходом соревнований. Даже на площадку не смотрела – слушала музыку. Однако настроиться на выступление сложно в принципе. Тем более что это мои первые соревнования. Более того, водительское удостоверение я получила четыре года назад, а два года назад впервые села за руль. Но спортом заболела практически сразу. Какой будет моя спортивная программа в дальнейшем, не знаю, но если я что-то начинаю делать, то занимаюсь этим серьезно. К сожалению, всё это требует времени. И пока есть такая возможность, нужно ею пользоваться, что мы с моим тренером Павлом Павловым и делаем – уделяем тренировкам каждую свободную минуту. – Почувствовали себя увереннее на дороге с тех пор, как начали заниматься автоспортом? – Безусловно. Наши тренировки не ограничиваются заездами на трассе – мы тренируем скорость работы рук, отрабатываем упражнения на скорость реакции и восприятие дорожной ситуации. И все эти навыки я использую в реальных дорожных условиях. – Насколько быстро вам удалось при столь небольшом стаже вождения адаптироваться к автомобилю Volkswagen Polo, который и «привез» вас к победе? – После того как мы узнали, что в соревнованиях будем выступать на этих автомобилях, я провела несколько тренировок за рулем Polo. И сразу сроднилась с ним. Прекрасная машина и для повседневного пользования, и для соревнований по скоростному маневрированию. |
Что же касается абсолютного зачета, то диадема победительницы Всероссийского конкурса водительского мастерства среди женщин-автомобилистов «Автоледи‑2016» была вручена Марине Спутай – девушке, которая всего два года назад впервые села за руль автомобиля. Во всех трех конкурсах она показала стопроцентный результат! Кстати, Марина – натуральная блондинка. Что ж, настоящими леди не рождаются, ими становятся. В том числе и «автоледи».
Автор: Станислав Борисов
Фото: Станислав Борисов