Чемпионат мира по ралли-кроссу: прийти и победить
За три года существования чемпионат мира World RX очень изменился. Принцип остался тот же: два десятка пилотов в зачете Supercar выступают в рамках персональных контрактов с организаторами. Но изначально это был турнир частных команд. Теперь всё не так: на статусные и зрелищные гонки быстро клюнули автопроизводители, тут же прицепившись к сильнейшим «частникам» и образовав взаимовыгодный симбиоз. Хотя никакого зачета марок или производителей в этом чемпионате мира нет.
Маленькие хитрости
Старейшая команда 14‑кратного чемпиона Европы Кеннета Хансена нынче именуется Peugeot Hansen. Ясно, что она не вполне частная, да еще ряды ее усилил Себастьен Лёб – девятикратный чемпион мира по ралли, давным-давно выступающий исключительно под брендами концерна PSA.
Не менее дерзко поступила фирма Audi, создав совсем уж «непрозрачную» частную команду под названием EXS. Это первые буквы фамилии заводского пилота Маттиаса Экстрёма. В ралли-кроссе швед выступает за рулем Audi S1. Volkswagen принялся поддерживать Йохана Кристофферсона (Polo), а Ford – Андреаса Баккеруда (Focus).
Всё это привело к тому, что у Петера Сольберга, легко и непринужденно взявшего два титула подряд, наконец-то возникли сложности, несмотря на некоторую поддержку со стороны Ситроена. И после латвийского этапа, пожалуй, можно констатировать: норвежец потеряет корону. А заберет ее, скорее всего, швед.
Учиться и учиться
Экстрём больше известен как двукратный чемпион DTM в составе команды Audi (177 стартов, 71 подиум). Но у него есть и раллийный опыт, поэтому кандидатура для ралли-кросса идеальная. В прошлом году Маттиас был лишь шестым в World RX, а нынче провел выдающийся сезон и подошел к его концовке лидером турнира.
Что Лёб? Не было сомнений, что титулованный француз придется здесь ко двору. И многие прочили ему если не титул, то уж точно призовое место. Но, видимо, не так просто адаптироваться в элитном дивизионе World RX, где редкие заезды обходятся без ожесточенного толкания бортами.
– В мировом Туринге, где я провел пару лет, были элементы такой борьбы, но «кольцо» все-таки академичная дисциплина, – говорил Себастьен. – Раньше я пробовал ралли-кросс, но эпизодически и не на таком уровне. Так что это новое дело для меня, и снова надо учиться.
Учился Лёб довольно быстро, а первым победным этапом для него стал десятый – в Латвии француз выиграл. Не только в финальном заезде, но и с лучшей суммой очков (в ралли-кроссе их начисляют на всех стадиях, начиная с квалификаций, – даже тот, кто не прошел в финал, может набрать изрядную сумму). Возможно, Себастьен еще попадет в итоговую тройку призеров: за два этапа до финиша сезона он занимал пятую позицию.
На первый-второй
Помимо Сольберга, коего дисквалифицировали за грубую езду еще на стадии квалификаций, в числе неудачников латвийского этапа – наш Тимур Тимерзянов. Правда, казанец вышел в финал, но там его Фиесту соперники сразу отправили в забор (к слову, не первый раз за сезон).
В этом скопище суперзвезд россиянин отнюдь не растворился. Если не мешают поломки и аварии, то нередко доходит до финала. И этот год для Тимура складывается лучше, чем два предыдущих. Он никогда не жаловался, но переходы из команды в команду – не от хорошей жизни. В Team Hansen было понятно, что папа Кеннет всё лучшее предоставит своим сыновьям – Тимми и Кевину, также выступающим в серии (18‑летний Кевин лидирует в юниорском зачете ERX). Не задалось и в Olsbergs Team, так что Тимерзянов ушел в Team Austria, собранную вокруг Манфреда Штоля, известного раллиста. Меньше стало поломок, больше очков – к исходу сезона Тимур занимает восьмую строчку, немного уступая Томасу Хейккинену (Тимерзянов – экс-чемпион Европы, финн – экс-чемпион Северной Америки). Который, судя по всему, тоже в полной мере вкусил прелестей пребывания вторым номером в заводской команде. Первым-то для Audi всегда будет Экстрём.