Глухая пробка в метель: как не замерзнуть?
Помните, каждую зиму передают телерепортажи о наглухо закупоренной «Челябинке», она же M-5 «Урал», или заметенной магистрали М-10 Москва – Санкт-Петербург. И, как назло, самый мощный коллапс приходится на новогодние каникулы, когда велик риск на несколько суток зависнуть в пути с детьми и женами.
Конечно, лучший вариант — следить за прогнозом погоды и перенести поездку, если обещают мощный катаклизм. Но всего не предусмотришь, да и прогнозы не всегда точны. Что делать, если попал в мертвую пробку на заснеженной трассе? Как обогревать себя и пассажиров? Что брать с собой в дорогу в виде «набора выживания»?
У водителей фур адова работа. Но кабина хорошего грузовика – своеобразная мини-квартира со спальным местом и всем необходимым скарбом. Да что говорить, матерые дальнобойщики умеют выживать в сложных условиях. У обычного автомобилиста и опыта поменьше, и оснащение хромает, и салон для долгого обитания приспособлен хуже, но кое-что он предусмотреть все же может.
Зимой самое главное – всегда держать в баке аварийный запас топлива. Короче говоря, не выжигайте бензин или солярку до мигания лампочки резерва. Легковые автомобили на холостом ходу потребляют от 0,7 до 1,2 л в час. Большие вседорожники — чуть больше. Если вы застрянете хотя бы с 20 литрами в баке вдалеке от АЗС, сможете обогревать салон целые сутки на холостом ходу, а с перерывами и дольше. Поэтому возьмите для себя за правило на зимней дороге заправляться чаще и не оставлять в баке меньше 20 литров.
Полезная штука — Си-Би-радиостанция. Согласен, не всегда эфир забит идеальной литературной речью. Но иногда имеет смысл перетерпеть крепкое словцо ради информации, которой обмениваются дальнобойщики. Из их переговоров о мертвой пробке вы узнаете заблаговременно – будет время дозаправиться, найти пути объезда или ночлега, а то и вовсе – развернуться.
А еще не надейтесь только на отопитель автомобиля и оденьтесь по сезону. В тонкой курточке и летних ботинках удобно рулить, а вот менять колесо на морозе или, упаси Бог, коротать ночь в глухой пробке на занесенной снегом дороге — не лучший вариант.
А теперь о возимом комплекте выживания, рассчитанном минимум на сутки вынужденного простоя в дороге.
У меня за годы командировок на машине сложился зимний набор, упакованный в тревожный чемоданчик, точнее сумку. В него входит очень компактный спальный мешок. Это так называемый джангл (Jungle) с нижней границей комфорта плюс 2-7 градусов. Объемные экспедиционные мешки не нужны, поскольку обогреваться все же придется не лежа на снегу, а в отапливаемом салоне. Молнию джангла можно расстегнуть и превратить его в огромный плед. Весьма полезная опция, если застряли с семьей. Дети и супруга могут разуться и завернуться с ногами в упомянутый плед на заднем сиденье. Такой мешок стоит недорого и упакованным в компрессионный мешок занимает места немногим больше, чем стандартный армейский котелок.
Да, это алюминиевое чудо емкостью 1,3 литра — следующий предмет моего набора выживания. Горячий чай, супы из пакета, да и просто теплая вода — лучшие средства для согрева. Без них придется туго, если застрял зимой, а тем более надолго. Из всех возможных вариантов емкостей для приготовления горячей воды зеленый котелок, пожалуй, самый универсальный.
Чем греть? Оставим бензиновые примусы заядлым туристам. В неумелых руках тот же «Шмель» — верный путь к пожару. Для наших целей лучше всего подходит небольшая газовая горелка и баллон с газом объемом 500-600 куб. см.
Этого хватит на десяток кипячений воды в котелке. Единственная оговорка – покупайте баллончики, на которых написано «зимняя смесь», она не замерзнет в мороз на улице. Вы же не собираетесь пользоваться открытым пламенем в салоне? Действовать придется по алгоритму: вышел из машины, достал горелку, вскипятил, убрал в багажник.
На случай, если рядом лес и есть возможность развести костер недалеко от машины, вожу с собой миниатюрный топорик. Внушительную сушину им не свалишь, но еловых сучьев нарубить можно.
Все перечисленное оборудование у меня без проблем умещается в компактную сумку размером 35х18х23 в сантиметрах.
Мало того, туда еще влезает несколько пакетов чая и супа, что заваривают в стакане, спички, пластиковый туристический набор посуды со складной кружкой и полуторалитровая бутылка воды. Конечно, если припрет, можно и снег растопить в котелке, но снег вокруг дорог не слишком чистый, да и расход газа велик. Тут уж без костра не обойтись.
Кстати, в качестве растопки для костра прекрасно подходят пустые пластиковые бутылки. Только зажигать их надо не от спички, а от горящей газеты. Пластик, в отличие от бумаги, горит долго, и сучки вашего будущего костра успеют заняться.
А теперь о том, чего делать категорически нельзя. Ни в коем случае не согревайтесь спиртным! И вовсе не потому, что пробка внезапно тронется, а вы подшофе – заносы обычно разгребают долго. Уж поверьте бывалому зимнему рыболову, что дело в другом. Умеренная доза спиртного в мороз дает лишь мнимое ощущение тепла, и то ненадолго. Потом холод накрывает еще сильнее. Вплоть до клацанья зубов и полной апатии. Неумеренная доза и вовсе — прямой путь к замерзанию. Ведь алкоголь на холоде понижает температуру тела, это вам любой врач подтвердит. Поэтому стопка «для согрева» актуальна уже после испытаний морозом, когда вы доберетесь до теплого жилья.