Ненужные навыки: сдаем на права по-новому
В гостях у школы
Экзамен по-прежнему сдают на закрытой площадке или автодроме. Число упражнений увеличилось: теперь их пять вместо трех. На все отводится десять минут. Ученик может выбрать автомобиль – с механической коробкой или с автоматом. Во втором случае в правах поставят соответствующую отметку и управлять машиной «на ручке» будет нельзя: поймают на дороге – накажут как «бесправного».
Регламент запрещает, чтобы в машине находился кто-то, помимо экзаменуемого. Это сделано для того, чтобы инструктор или инспектор не имели возможности помочь ученику (все учебные автомобили оборудованы дополнительными педалями). Логично, но небезопасно, особенно когда ученик волнуется. Или в ГИБДД уверены, что все экзаменующиеся обладают достаточными навыками?
После проезда эстакады важно остановиться так, чтобы передний бампер оказался между конусами. Для этого нужно хорошо чувствовать габариты автомобиля. | Если сбить три конуса, получишь отметку «не сдал». А ведь в жизни вместо каждого конуса может оказаться бампер другого автомобиля. Правила нужно ужесточить: сбил хоть один конус – пересдача. |
Примеряю обновки
Сажусь за руль учебного Kia Rio, на котором сдают экзамены ученики столичной автошколы, что на Вербной улице. Наставник объясняет порядок выполнения упражнений: сначала параллельная парковка, затем эстакада, заезд задним ходом в «гараж», разворачиваемся и напоследок связка поворотов под 90 градусов.
Параллельная парковка. При таких размерах отведенного для парковки места мне проще запарковаться передом.
Если бы я сдавал реальный экзамен, порядок сдачи мог быть и другим. По новым правилам мне пришлось бы выполнить три обязательных упражнения (эстакада, заезд в бокс задним ходом, параллельная парковка) и два из трех дополнительных (новая змейка, повороты на 90 градусов и разворот в ограниченном пространстве) – на выбор экзаменатора. На автоматизированном автодроме в качестве дополнительного упражнения могут предложить проехать регулируемый перекресток.
Эстакада. Ничего нового: заехал на горку, остановился, а когда трогаешься, нельзя откатиться назад. Разрешается пользоваться ручным тормозом или только педалями.
Заезд задним ходом в «гараж» я чуть не завалил. Коридор, из которого приходится заезжать в бокс, и «гараж» слишком узкие. Инструктор говорит, что коридор заузили почти на два метра. Раньше ученики выполняли это упражнение почти не останавливаясь, теперь тратят несколько минут.
А вот развернуться в ограниченном пространстве – проще простого. Коридор отведен большой, число подходов не ограничено.
Связки двух поворотов на 90 градусов в обозначенном конусами пространстве раньше в программе не было. Если ученик неплохо чувствует габариты автомобиля, спокойно выполнит и это задание.
В общем, я сдал экзамен с первого раза – всего за пять минут. Пять минут в запасе – значит, самое сложное для себя упражнение можно проползти черепашьим ходом, ведь учитывается лишь суммарное время.
Знания без навыков
Заезд в «гараж» задним ходом стал сложнее. Мне пришлось потрудиться, чтобы вписаться в отведенный коридор. Но я – без подготовки, а учеников специально натаскивают на все упражнения. Уверен, большинство и тут справится. | Самое сложное упражнение – «горка». Тронуться в горку так, чтобы не сбить выставленное сзади ограждение, получается не у всех. |
Правила сдачи стали чуточку жестче, но суть их осталась прежняя. Для успешного выполнения новых упражнений – поворотов на 90 градусов и усложненного заезда в «гараж» – нужно лишь чуть больше попрактиковаться.
Неужели разработчики программы верят в то, что им удалось повысить уровень подготовки? Ведь на реальной дороге главная задача заключается вовсе не в том, чтобы быстро припарковаться или развернуться. Куда важнее своевременно и правильно реагировать на любое изменение дорожной ситуации. И вряд ли новоиспеченному водителю помогут в этом упражнения из новой экзаменационной программы. Нужна корректировка. Необходимо ввести упражнения, имитирующие нестандартные ситуации: гололед или внезапное появление препятствия на пути. Ведь по этим причинам аварии, в том числе с тяжелыми последствиями, возникают куда чаще, чем из-за неуверенного заезда в гараж задним ходом.