Тестируем Porsche Cayman GT4 Clubsport на «Лаузицринге»
Трек «Лаузицринг» – это не совсем овал, как его обычно преподносят автоспортивные журналисты. Если посмотреть с высоты, конфигурация напомнит ротор или самсу – тут уж, кому что ближе. И в этот ротор (или самсу) вписана чертовски интересная конфигурация из двенадцати разнообразных поворотов – от коварной ходовой связки второго-третьего-четвертого до затычных десятого и одиннадцатого, которые выводят на главную прямую. В 2001 году в страшной аварии на этой самой прямой лишился ног пилот серии CART Алессандро Дзанарди, вскоре ставший живой легендой. И в том же месте стрелка спидометра гражданского купе Cayman GT4 прямо сейчас переваливает за 220 км/ч. Благо, прямо передо мной едет инструктор на точно таком же купе и на первых порах помогает выучить идеальные траектории и точки торможения.
Можете не верить, но Cayman GT4 с 385‑сильным атмосферником объемом 3,8 литра – дружелюбный автомобиль. Конечно, если совсем не дружишь с головой, рано или поздно закончишь пилотаж в отбойнике. Но если имеешь хотя бы минимальный опыт езды на быстрых машинах, всё будет отлично!
У GT4 очень информативные тормоза, эталонная обратная связь по рулю, фантастическая с точки зрения четкости переключений шестиступенчатая механика и легкий, едва заметный акцент на недостаточной поворачиваемости. Чуть переберешь со скоростью на входе – не беда! Cayman лишь немного поскользит шинами Michelin Sport Cup 2 и выйдет из поворота чуть шире задуманного. И только если неаккуратно атакуешь бордюр, можно ожидать заноса.
Впрочем, на «Лаузицринге» я совсем не ради тестов обычного GT4. Это купе с атмосферным мотором снято с производства, а появится ли преемник с индексом 718 и турбомотором, ни немцы, ни представители российского офиса Porsche пока не говорят. На автодром близ городка Клеттвиц я прибыл ради знакомства с гоночной версией Cayman GT4 Clubsport.
порше кайманОмологированный FIA каркас безопасности, гоночный «ковш» OMP с шеститочечными ремнями безопасности, замшевый руль уменьшенного диаметра и минимум отделки – такова гоночная модификация Clubsport. Коробка передач – исключительно 6-ступенчатый робот с двумя сцеплениями. На центральной консоли – 12‑ступенчатый регулятор антиблокировочной системы, аварийный выключатель «массы» да кнопки управления трекшн-контролем и системой стабилизации. | порше кайманУ дорожного GT4, в отличие от обычных версий Porsche Cayman, матерчатые петли на месте дверных ручек, обшитый алькантарой руль и спортивные кресла (опция) – как на супергибриде Porsche 918 Spyder. Шестиступенчатой механике альтернативы нет. |
Вварной каркас безопасности, омологированный FIA гоночный «ковш» OMP, спортивный замшевый руль да слики Michelin, натянутые на кованые 18‑дюймовые диски. Атмосферный 3,8‑литровый мотор точно такой же, как на гражданской версии. А вот место шестиступенчатой механики занял робот PDK с двумя сцеплениями, у которого отрезали седьмую передачу! В общем, несколько пристрелочных кругов на гражданском Каймане GT4 были нужны исключительно ради разминки.
Протиснуться в кокпит Клабспорта, когда на тебе шлем с системой HANS (head and neck support), – задача, требующая навыков. Однако, оказавшись притянутым шеститочечными ремнями безопасности, ты будто сливаешься с машиной в единое целое. Парни из Porsche посчитали, что раз после серии кругов на обычном Каймане GT4 я всё еще жив, меня можно отправить в бой без предводителя-инструктора. Лестно – но страшно ничуть не меньше.
Правый подрулевой рычажок на себя – погнали!
порше кайманУгол атаки углепластикового антикрыла регулируется торксом. На «Лаузицринге» за рулем GT4 мне впервые удалось прочувствовать разницу в настройках «аэродинамики». | порше кайманНа всех колесах – вентилируемые чугунные диски диаметром 380 мм. Алюминиевые неподвижные суппорты – шестипоршневые спереди и четырехпоршневые сзади. |
Гоночная версия Clubsport легче гражданского GT4 всего на 40 кг. Масса всё еще внушительная – тонна триста. Конечно, здесь нет ни шумоизоляции, ни толком отделки, зато есть каркас безопасности, пневмодомкраты, более тяжелый по сравнению с механикой преселектив PDK… По части разгонной динамики разницы с гражданской версией нет и, как вы понимаете, быть не может: обе машины набирают сотню примерно за четыре с половиной секунды. Но если в обычном GT4 нужно умело орудовать рычагом шестиступенчатой механики, то PDK на Клабспорте позволяет сосредоточиться на траектории. Здесь-то и нужно быть готовым к первому сюрпризу!
Дело в том, что подвеска немецкой фирмы KW, установленная на Clubsport, значительно жестче стандартной. На асфальтовых кочках, которых на «Лаузицринге» миллиард, машина подскакивает, будто мяч. Это не добавляет уверенности ни на торможении, ни при разгоне на выходе из поворотов.
Больше того, работать рулем нужно очень и очень плавно. Если излишне «заломить» машину при атаке скоростной дуги, задняя ось GT4 Клабспорта может начать скакать безо всяких кочек – что и приключилось со мной в седьмом повороте!
Конечно, люди, заточенные под кузовные гонки на кольце, скорее всего, не испытают подобных проблем, но мне было некомфортно. И знаете, я совсем не уверен, что мои круги на Клабспорте оказались быстрее кругов на базовом GT4. И это при том, что слики Michelin держат отлично, а эффективность тормозов от Porsche 911 GT3 – потрясающая!
порше кайманДвери и крышка багажника версии Clubsport MR выполнены из углепластика. Боковые и лобовое стекла – из поликарбоната. | порше кайманКарбоновый столитровый бак с системой быстрой дозаправки – опция. |
Неприятный осадок и смешанное чувство от знакомства с этой машиной так и остались бы со мной навсегда, если бы под занавес дня не удалось прохватить на другом Клабспорте – с приставкой MR. Это аббревиатура от Manthey Racing – в честь немецкой гоночной команды, известной сверхуспешными выступлениями в «24 часах Нюрбургринга» и помогавшей фирме Porsche дотачивать этот автомобиль.
Clubsport MR – это более продвинутая подвеска KW Competition, углепластиковые двери и крышка багажника, а также переднее и боковые окна из поликарбоната. Масса машины меньше еще на 40 кг. А удовольствия – больше на бесконечность. Асфальт «Лаузицринга» разглаживается – будто я вновь оказался в гражданском Каймане. Можно опять атаковать на все деньги, получая максимальное удовольствие от гоночных тормозов и потрясающе цепких сликов. А при таком раскладе отличное время круга не заставит себя ждать.
Идея выпускать заводской болид для гонок отнюдь не нова. Но с появлением купе GT4 Clubsport участие в соревнованиях стало, если можно так выразиться, немного доступнее. Раньше немцы могли предложить клиентам лишь GT3 Cup ценой около 200 тысяч евро. А теперь появился Cayman GT4 за 165 тысяч – практически на четверть дешевле. На нем можно участвовать не только в немецком «кузовном» чемпионате VLN (основную массу купе GT4 Clubsport мы увидим именно там) и «24 часах Нюрбургринга», но и в россыпи других гонок по всему миру. И хотя перечислять их все не имеет никакого смысла, российский Кубок Porsche Sport Challenge не исключение.
Неудивительно, что спрос на версии Clubsport довольно солидный – спортивное отделение Porsche в Вайсахе, выпускающее эти машины, за год отгрузило клиентам без малого полтысячи машин. Так что, если вы захотите стать одним и них, знайте: российское представительство Porsche пусть и не сможет привезти вам болид под ключ, зато c радостью поможет связаться с Вайсахом и обсудить все детали заказа.
Porsche Cayman GT4*Длина/ширина/высота/база 4438/1817/1266/2484 (4438/2002/1266/2484) Объем багажника 150 л спереди + 275 л сзади Снаряженная/полная масса 1340/1640 кг (1300 кг/н. д.) Двигатель бензиновый, Оп6, 24 клапана, 3800 см³, 283 кВт/385 л. с. при 7400 об/мин; Максимальная скорость 295 км/ч Топливо/запас топлива АИ‑98/54 л (АИ‑98/90 л**) Расход топлива: смешанный цикл 10,3 л/100 км Трансмиссия задний привод; М6 (P6) *В скобках – данные трековой версии Clubsport. **В качестве опции можно заказать безопасный бак на 70 или 100 литров. |