ВАЗ-2105: попытка номер пять
Выбирая автомобиль для ретротеста, я неспроста остановился на ВАЗ-2105. Пятая модель Жигулей 1982 года выпуска была первым автомобилем в нашей семье. Именно на нем я учился ездить самостоятельно, а не сидя на коленях.
Учитывая, что было выпущено больше двух миллионов «пятерок», я не думал, что с поиском возникнут проблемы. Как оказалось, большинство живых автомобилей свежие, выпущенные уже в этом веке. ВАЗ-2105 собирался до 2010 года и стал самым долгоиграющим из всего семейства Жигулей. А вот найти живую вазовскую «пятерку» начала восьмидесятых в приличном состоянии, да еще и с родным пятерочным мотором оказалось ой как непросто. Сейчас куда легче отыскать аутентичные «копейки», «двойки» или «трешки». И все же мне повезло, и я нашел ВАЗ-2105 1981 года выпуска.
При виде бежевой «пятерки» у меня заколотилось сердце – ведь именно такого цвета была и наша машина (да и год почти тот же). И тоже с ременным двигателем ВАЗ-2105. Хорошее состояние «жигуленка» впечатлило. Родная краска неплохо сохранилась. На кузове почти нет ржавчины – только несколько сколов и царапин. Полностью оригинальный салон редкого синего цвета с объемными дверными картами. Сохранился даже советский радиоприемник А-275В, работающий на УК-волнах. Удивило, что остались родные металлические форсунки омывателя, хромированные поводки дворников с клеймом «Made in USSR» и хромированные же окантовки задних фонарей.
ВАЗ-2105На щитке приборов необходимый для начала восьмидесятых минимум. У первых «пятерок» были антибликовые стекла приборов, которые со временем заменили обычными — для удешевления. | ВАЗ-2105Классическая 4-ступенчатая коробка передач даже спустя годы радует четкими переключениями. | ВАЗ-2105Оценить работу родного советского радиоприемника А-275В, к сожалению, не удалось. Время взяло над ним верх, но все можно починить. |
ВАЗ-2105В сравнении с предыдущими моделями Жигулей панель «пятерки» выглядела современно. Автомобили первых лет можно отличить по замку вещевого ящика, расположенному в левой части крышки. Позже он переехал в центр. | ||
ВАЗ-2105Оригинальные пластиковые шильдики «1300 S» сейчас редкость и уже становятся предметом охоты недобросовестных торговцев ретрозапчастями. | ВАЗ-2105Хромированные крышки дверных пепельниц сегодня настоящий фетиш для любителей вазовской классики. | ВАЗ-2105На большинстве ВАЗ-2105 первых лет выпуска ставилась формованная обивка дверей. |
Стоило сесть за руль, как я почувствовал знакомый с детства запах жигулевского салона. Знакома и посадка за рулем – ноги согнуты в коленях, руки прямые. Запустить двигатель сразу не вышло – клеммы аккумулятора сброшены. Оказалось, фонари освещения салона не выключаются при закрытых дверях, и рычажок, отключающий их совсем, тоже не работает – проблема многих Жигулей в возрасте. Вот батарея и отсоединена от греха подальше.
Подсоединил клеммы, вытягиваю ручку «подсоса» и поворачиваю ключ зажигания. Двигатель, чуть прокашлявшись, затарахтел как новый. Даже с учетом того, что один из клапанов требует регулировки, двигатель ВАЗ-2105 объемом 1,3 литра с ремнем ГРМ все равно самый тихий из всех «классических» двигателей. Но с годами от этого агрегата отказались – все из-за того же ремня, надежность которого оставляла желать лучшего.
ВАЗ-2105Под капотом «пятерки» все точно так же, как и у других классических ВАЗов. Родной двигатель 2105 выдают лишь оригинальные клапанная крышка и крышка ремня ГРМ. | ВАЗ-2105Даже при легком морозе замок крышки багажника быстро замерзает. | ВАЗ-2105Приличную часть багажного отделения занимают запаска и топливный бак. Вместе с машиной владельцу досталось немало интересного антиквариата, в том числе и провода для прикуривания с тканевой оплеткой. |
ВАЗ-2105Благодаря прозрачной крышке блока о состоянии предохранителей можно судить, не снимая ее. Это в теории. Со временем пластик мутнеет, и что-либо разглядеть уже невозможно. | ВАЗ-2105Металлические форсунки омывателя — большая редкость. | ВАЗ-2105Отличительная особенность машин первых лет выпуска – хромированные окантовки задних фонарей. |
Мощность в 64 л.с. по сегодняшним меркам выглядит смешно. Тем не менее «пятерка» трогается довольно бодро и уверенно разгоняется. До определенного момента – на высоких оборотах весь задор сходит на нет. Поэтому орудовать рычагом коробки передач приходится часто. Благо делать это очень приятно – четкость механизма переключения «классической» коробки великолепна даже на фоне современных автомобилей.
А вот ждать хорошей управляемости от ходовой родом из шестидесятых было бы наивно. Отсутствие усилителя компенсируется большим диаметром руля – крутить его несложно. Но точность реакций на вращения баранкой растворяется в червячном редукторе. Приходится работать на опережение, закладывая время на выбор зазоров в большом количестве соединений рулевой трапеции.
Зато разбитой дороги Жигули никогда не боялись. Подвеска без труда справляется с нашими «направлениями». А большой клиренс выручает на заснеженных парковках. Ходом можно брать даже небольшие сугробы. На тестовой машине почти все элементы ходовой до сих пор родные, за что спасибо тольяттинским инженерам.
Изначально нежная подвеска донора, Fiat 124, после адаптации к нашим условиям стала очень живучей. Чем еще покоряют классические автомобили, так это своим обзором. Даже отсутствие правого наружного зеркала не смущает. Тоненькие стойки кузова и большая площадь остекления позволяют уверенно «мониторить» ситуацию по периметру «пятерки». Современные автомобили способны подарить схожее чувство лишь с помощью многочисленных электронных помощников.
Конечно, сегодня ездить по городу на Жигулях тяжело: динамика, управляемость и, самое главное, тормоза – все это из прошлого. Но это же прошлое вызывает ностальгическую улыбку. Так что регулярно садиться за руль классических Жигулей, Москвичей или Волг я бы советовал всем. Вы не только окунетесь в молодость, но и пересмотрите некоторые автомобильные ценности, навеянные нынешними реалиями. Тем паче, что представителей того времени с каждым годом становится все меньше. За этот экземпляр я спокоен – его владелец наверняка продолжит прикладывать все усилия, чтобы сохранить частичку нашей истории.
ВАЗ-2105Первый прототип ВАЗ-2105 1976 года с точки зрения дизайна был куда ближе к «копейке». | ВАЗ-2105Передняя панель предсерийного автомобиля 1978 года. К моменту запуска на конвейере изменился, по сути, только цвет. |
Модель | ВАЗ | ||||||
| 2105 | 21051 | 21053 | 21053i | 21054 | 21055 | 21059 |
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | |||||||
Размеры, мм: длина /ширина / высота / база | 4130 / 1620 / 1446 / 2424 | ||||||
Колея спереди/сзади | 1365/1321 | ||||||
Объем багажника, л | 345 | ||||||
Снаряженная / полная масса, кг | 995 / 1395 | 995 / 1395 | 995 / 1395 | 995 / 1395 | 1060 / 1460 | 995 / 1395 | 995 / 1395 |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 18 | 20 | 17 | 17 | 16 | 23 | 9 |
Максимальная скорость, км/ч | 145 | 142 | 148 | 148 | 150 | 125 | 180 |
Топливо / запас топлива, л | Аи-92 / 39 | Аи-92 / 39 | Аи-92 / 39 | Аи-92 / 39 | Аи-92 / 39 | ДТ / 39 | Аи-92 / 39 |
Расход топлива город / загород / смешанный | 10,1 / 7,5 / 10 | 10,1 / 7,5 / 10 | 9,6 / 6,9 / 9,2 | 9,5 / 6,9 / 9,2 | 9,6 / 6,9 / 9,2 | 8,0 / 5,8 / 6,7 | 12,5 / 9,5 / 11 |
ДВИГАТЕЛЬ | |||||||
Тип | бензиновый | дизельный | бензиновый | ||||
Расположение | спереди продольно | ||||||
Конфигурация / число клапанов | Р4/8 | Р2/4 | |||||
Рабочий объем | 1290 | 1198 | 1452 | 1451 | 1568 | 1524 | 1654 |
Мощность, л.с. при об/мин | 64 / 5600 | 59 / 6500 | 71 / 5600 | 67 / 5600 | 74 / 5600 | 50 / 4600 | 140 / 6400 |
Крутящий момент, Н*м при об/мин | 92 / 3400 | 85 / 3400 | 104 / 3400 | 103 / 3400 | 120 / 3000 | 92 / 2500 | 186 / 4500 |
ТРАНСМИССИЯ | |||||||
Тип | Заднеприводная | ||||||
Коробка передач | М4 | М4 | М4 | М5 | М4 | М4 | М5 |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |||||||
Подвеска: спереди / сзади | пружинная независимая рычажная/пружинная зависимая | ||||||
Рулевое управление | червячное без усилителя | ||||||
Тормоза спереди / сзади | дисковые / барабанные | ||||||
Размер шин | 175/70 R13 |