Спецтест ЗР: улучшаем проходимость
Властвуйте, полноприводники! Полный привод рулит! После каждого серьезного снегопада соцсети пестрят подобными восклицаниями. И ведь не поспоришь.
А если полный привод не по карману или нужен раз в год по обещанию? Может, купить съемные грунтозацепы, коих на авторынках в достатке, – и глубокий снег с крутыми подъемами будет не страшен?
Наш выбор пал на три принципиально разных комплекта – традиционные стальные цепи противоскольжения, так называемые композитные цепи (их еще величают сетками из-за характерного рисунка протекторной части) и полиуретановые ремни.
Роль испытателя взял на себя переднеприводный Renault Kaptur с 114‑сильным мотором 1.6 и вариатором. В пару к нему взяли полноприводный Kaptur 2.0 (143 л.с., автомат) – послужит ориентиром. Или буксиром!
Полноприводный Kaptur на снежном поле – словно гламурный трактор. Идет напористо даже с включенной системой стабилизации. | Переднеприводный Kaptur с сетками на колесах едет по полю вполне уверенно. |
Виновата система
После оттепели Подмосковье засыпало снегом, и мы вывели оба кроссовера в чистое поле. Сверху – снежный «пухляк», а ниже – спрессованный наст и лед. То, что нужно для испытаний. Бамперы не поколем, а лед добавит сложностей.
Выставляем обе машины параллельно и пускаем вперед. Обувь у нашей пары одинаковая – шины Nokian Nordman RS2 SUV размерностью 215/60 R17.
Все аксессуары пока что ждут своего часа в багажнике: первым делом мы решили сравнить возможности машин с приводом разных типов.
В оранжевом полноприводном Каптюре селектор трансмиссии перевожу в Auto, и он без труда уезжает вперед. Переднеприводный почти сразу зарывается – его душит неотключаемая система стабилизации. Хотя в полноприводнике кнопка отключения имеется, трогать ее я не торопился: словно гламурный трактор, Kaptur ползет по полю – и электроника в этот процесс не вмешивается. Очевидно, противобуксовочная система настроена тут менее строго. А если всё же вырубить систему стабилизации переднеприводника «силовым» методом?
Вынимаем предохранитель № 36 (отключение ABS и ESP). На панели приборов вспыхнула гирлянда «ошибок». Пропали показания спидометра, а верхний экран «прокричал», что тормоза неисправны.
Непохоже! Тормозит переднеприводный Kaptur по-прежнему хорошо, улучшилась и проходимость – потому что перестала пропадать тяга. Чувствую, что автомобиль закапывается, сбавляю газ. Ага, снова зацепился – и приоткрываю дроссель. Без удушающей электроники Kaptur медленно и упорно двигается вперед. В итоге, конечно, закопался, но прополз заметно дальше.
Нет-нет, это не руководство к действию. Не надо вынимать предохранитель. Мы лишь хотели показать, что кнопка отключения системы стабилизации нужна и переднеприводному Каптюру. Надеюсь, фирма Renault нас услышит.
Гребное поле
А теперь надеваем на передние колёса ремни из термопластичного полиуретана. Заявлено, что материал сохраняет свои свойства при температурах от –30 до +50 ºС. В протекторной части закреплена алюминиевая скоба, облегчающая движение по льду. Проблема лишь в том, что установить ремни можно не на всякий диск. На литой с узкими прорезями или на штамповку они не подойдут.
Сделаны ремни из термопластичного полиуретана. В протекторной части – алюминиевая скоба для лучшего сцепления на льду. | Ремни устанавливать легче, чем сетки и тем более цепи. |
На каждое ведущее колесо установили по пять ремней. | Итоги полевых работ: один ремень лопнул. |
Итак, переднеприводный Kaptur в крутой обувке – против полноприводного!
Пру по полю. На руль приходят ощутимые толчки, просыпается и электроника, уменьшая тягу, но это мелочи. Главное, что проходимость моего Каптюра возросла многократно. Пусть он не догнал полноприводного собрата, но добраться до финиша сумел.
Вот только ремни, к сожалению, оказались ненадежными: один из них лопнул в протекторной части.
Следующие на очереди – композитные ремни, они же сетки. Их производят, что ясно из названия, из композитных материалов – полиамида и полиуретана.
Накинуть сетку просто. Главное – не забыть чуть проехать вперед, чтобы она плотно села на колесо. | На первый взгляд, сетка – конструкция хлипкая: соединения прошиты обычными толстыми нитками. | В протекторной части сеток закреплены металлические зажимы, цепляющиеся за лед. |
С сетками проходимость Каптюра хуже, чем с ремнями, зато толчков на руле нет. Ощущение такое, что на машину установили «зубастые» внедорожные шины. И снова всю малину портит ESP! Дашь газу чуть сильнее – и машина начинает закапываться.
Сдаю назад – и снова вперед. Вот так – медленно, но верно – пробиваю путь в снежной целине.
А где же полноприводник? Он уже до конца поля доехал. Но всё же переднеприводный Kaptur тоже справился с заданием, пусть и с еще бóльшим отставанием, чем в первом эксперименте.
Цепи лежат в пластиковом боксе, и придется повозиться, чтобы его открыть на морозе в перчатках. | Надевать цепи дольше, чем те же ремни или сетки. |
Чтобы цепь села на колесо, сдаем вперед-назад. | У цепей с внутренней стороны колеса – трос в оболочке, с внешней стороны – натяжитель. Рабочая часть – крупные сварные звенья. |
Настал черед стальных цепей, и это самая бюджетная наша покупка. Их главный минус мы выяснили, не успев тронуться: пока установишь, семь потов сойдет! Зато в поле цепи показали себя лучше ремней и сеток. На руле есть чуть ощутимые вибрации, зато Kaptur уверенно гребет в снегу. После заездов осмотрели шины на предмет потертостей: повреждений не нашли.
Затяжной подъем
С полем всё понятно – а как машины въедут в гору? Мы выбрали обычную сельскую дорогу, по которой зимой почти никто не ездит: слишком крут подъем. А нам того и надо! Полноприводный Kaptur преодолел этот склон без проблем.
Теперь – передний привод. Вновь сначала ремни. Первая передача, полный газ… И на последних метрах подъема Kaptur встает: снова система стабилизации задушила мотор!
Откатываюсь подальше назад и пробую взять подъем с разгона. Газ! Kaptur рыскает, не спит и ESP – скорость падает до нуля. И ближе к концу подъема машина замирает. В итоге после пяти безуспешных попыток мы кое-как заставили Kaptur въехать в горку.
Преодоление подъема на ремнях затянулось. Каптюра от победы над препятствием каждый раз отделяло полтора-два метра. | С ремнями проходимость переднеприводного Каптюра заметно улучшается. |
На сетках преодолеть подъем можно только ходом – и никак иначе. С ними Kaptur ускоряется охотнее. А плавность реакций притупляет бдительность электроники: она вмешивается только в самом крутом месте подъема, – но набранной скорости хватает, чтобы выскочить наверх.
А на цепях? Въехать внатяг не удалось… Теперь разгон: при наборе скорости на руле чувствуется небольшая дрожь, но Kaptur без труда набирает 35 км/ч и одолевает подъем.
Итак, цепи вне конкуренции – даже чисто психологически на них ехать легче.
На ремнях в подъем въезжали дольше всего, и, кроме того, один ремень вообще лопнул. Третье место.
«Цепной» моноприводный Kaptur готов на многое. Но полноприводный всё равно не догнать. | На переднем приводе проще всего въехать в гору, если надеты цепи. |
Сетки подойдут для преодоления короткого заснеженного участка дороги. Вещь не слишком надежная: даже самая прочная ткань при длительной эксплуатации порвется быстрее, чем металл. С другой стороны, если у машины дорогие легкосплавные колеса, то повредить их цепями – раз плюнуть. Сетки и ремни относятся к колесам бережнее. Проще купить новую сетку взамен порванной, чем гробить диски.
Композитные цепи противоскольжения Michelin Easy Grip, цена 6280 руб. | Ремни на колёса Put & Go JEKO, цена 6800 руб. | Стальные цепи противоскольжения Motorace Snow Chain, цена 3000 руб. | ||||||||||||
|
|
|
Что в итоге? На поле полноприводный автомобиль легко отрывается от моноприводного, даже обутого в цепи. Тем не менее нелишне, отправляясь на дальнюю дачу в снегопад, в качестве спасательного круга иметь цепи в багажнике. Ведь на цепях переднеприводный Kaptur пусть и не очень быстро, но преодолел все препятствия. А это, в конце концов, самый важный показатель.