Почему фырчала Волга: байки отечественного автопрома
Длинная Нива с горбом на крыше
Все модификации удлиненного полноприводника на базе классической Нивы выпускались в опытно-промышленном производстве ВАЗа. Кузова автомобилей создавали по лимузинной технологии – вваривали 500-миллиметровую вставку. Если приглядеться – можно заметить швы на порогах. Крыша же наиболее заметное место и, по уму, должна быть гладкой. Но сделать ее из цельного листа в начале 90-х не было ни денег, ни возможности. Затраты на новый штамп мелкосерийный автомобиль не окупил бы. Резать две стандартные крыши, чтобы сварить одну большую, – тоже накладно. Вот и прижился на десятилетия вариант из одной разрезанной крыши с вваренной горбатой вставкой — таковы были в те времена технологические возможности ОПП. К слову, на первых машинах горб маскировала пластиковая накладка, на которой устанавливались дополнительные фары-прожекторы. Но потом от навесных элементов отказались.
Почему не было Лады Самары с кузовом универсал?
Считается, что хрестоматийный путь проектирования автомобиля начинается с модификации седан. Потом уже создают варианты. Пятидверный хэтчбек на той же платформе обладает чуть более жестким на кручение кузовом, трехдверный – еще более жестким, а универсал – более мягким, чем седан.
Проектирование Самары, как вы понимаете, началось с трехдверного хэтчбека ВАЗ-2108. Ну да, пять дверей кузова ВАЗ-2109 – размягчили. А у седана 21099 жесткость кузова на кручение была рекордно низкой – всего 5500 Нм/град. Универсал уже делать было нельзя – могли возникнуть проблемы. Поэтому серийного автомобиля с таким кузовом не было.
Но самое удивительное, что универсал чуть было не появился в штучном варианте. В 1993 году тольяттинская фирма «Мастер-Дизайн» разработала на базе Самары удлиненный катафалк! То есть универсал. Не верите? Сам держал в руках эскизы. А показал их мне руководитель «Мастер-Дизайна» Николай Иванович Кузнецов. И только под давлением руководства завода проект видоизменили еще на стадии эскизов, и на свет появился лимузин Амадео 500 на базе ВАЗ-21099.
Почему все Волги пофыркивали глушителем?
Легендарный звонкий выхлоп Волг рождает ностальгические воспоминания. Но неужели от него нельзя было избавиться? Технически можно, организационно — нет. Дело в том, что заводы не могли поделить сферы влияния. На ЗМЗ, выпускавшем двигатели, считали, что система выпуска — забота ГАЗа. В свою очередь, на Горьковском автозаводе справедливо полагали, что выпуск – дело моторостроителей. В результате у двух нянек дитя оказалось без глаза. Выпуск создавали по остаточному принципу. Отсюда и пофыркивание, и звонкие звуки в глушителе.
Фото: из архива автора