Самосвалы Volvo для России: без перегрузок на осях
В России вступили в силу новые нормы нагрузок на оси – в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в редакции от 18 мая 2015 года и Федеральным законом № 248‑ФЗ в редакции от 13 июля 2015 года. На первый план выступают не ограничения полной массы и допустимой массы, а лимитирование нагрузок на оси. Обилие появившихся на дорогах пунктов контроля осевой нагрузки говорит о том, что с перевозчиков не спустят глаз.
Регламент устанавливает легальную массу для пятиосных одиночных автомобилей не более 35 тонн – при технической полной массе 50 тонн. Это значит, что мы пойдем по европейскому пути развития. Например, голландские компании Terberg и Ginaf давно наладили выпуск пятиосных самосвалов с колесной формулой от 10×4 до 10×8. Такие машины обеспечивают максимальную рентабельность перевозок без перегрузок на осях.
Для автопоездов с количеством осей свыше пяти новый регламент допускает более высокую полную массу: 44 тонны вместо прежних 40 тонн. В ближайшее время количество таких автопоездов наверняка увеличится. Это может быть сочетание трехосного седельного тягача 6×4 и трехосного полуприцепа или двухосного тягача 4×2 и четырехосного полуприцепа. Но возможны и более экзотические для нас варианты: тягач 6×2 с подъемной осью и трехосный полуприцеп или тягач 8×4 и полуприцеп с тремя-четырьмя осями.
Кроме того, установлена допустимая осевая нагрузка в зависимости от ошиновки. Предельную нагрузку на одиночную управляемую ось снизили с 10 до 9 тонн, а на двухосную тележку автомобиля 6×2 с односкатной подъемной осью – с 16 до 15 тонн. Для тележки с двухскатной ошиновкой по-прежнему допускается нагрузка 16 тонн. Нагрузку на трехосную тележку снизили с 24 до 22,5 тонны, причем это коснулось не только автомобилей, но и прицепов или полуприцепов.
Всё остальное – компромисс
Для повышения рентабельности перевозок нужно либо сокращать снаряженную массу автомобиля, либо оптимизировать его конструкцию – для максимального использования допустимых нагрузок всех осей. А лучше сочетать и то, и другое.
Именно такой подход исповедует фирма Volvo Trucks. Речь о самосвалах на шасси Volvo FM, снаряженная масса которых по полтонны меньше, чем у машин Volvo FMX. Профиль лонжеронов рамы у Volvo FM – меньшей высоты, на ней меньше усилителей. Используются малолистовые рессоры в подвеске. Роботизированная механическая коробка I‑Shift легче обычной механики на 70 кг. Мотор D11 на 140 кг легче 13‑литрового D13 при сопоставимых настройках мощности в пределах 400–440 л.с. Можно заказать топливный бак минимального объема, которого хватает как раз на день работы.
Большой запас для сокращения снаряженной массы имеет и самосвальная установка – в первую очередь за счет использования кузова меньшего объема. Если у Volvo FMX 6×4 кузов имеет объем 16 м³, то у трехосной модели FM кузов десятикубовый. Поэтому трехосный самосвал Volvo FM имеет легальную грузоподъемность 12 тонн – при технически допустимых 17 тоннах.
А самосвал Volvo FM 8×4 оснащен 15‑кубовым кузовом и имеет легальную грузоподъемность 14,5 тонны (техническая – 28 тонн). Выигрыш в грузоподъемности составляет 3,4 тонны: на кузов меньшего объема нужно меньше стали, а под меньшую массу груза еще можно дополнительно уменьшить толщину стенок и днища.
Для оптимизации осевых нагрузок шведские инженеры советуют обратить внимание на расстояние между кузовом и кабиной. Для дозагрузки переднего моста оптимальна короткая кабина. А гидроцилиндр подъема кузова желательно расположить под самой платформой, а не под козырьком. В результате всех этих ухищрений легальную грузоподъемность самосвала Volvo FM 6×4 подняли на 3,6 тонны в сравнении с 16‑кубовым Volvo FMX. Принцип прост: чем легче машина, тем больше груза она может взять без риска нарваться на штраф. Для пущей уверенности можно заказать систему мониторинга нагрузок на оси.
Интересен и четырехосник 8×4: фактически это самосвал 6×4 с уменьшенной колесной базой и дополнительным «ленивым» мостом в удлиненном заднем свесе. Шведы такую схему называют Tridem: все задние оси снабжены пневмоподвеской и выдерживают нагрузку 36 тонн (13‑тонные ведущие мосты и 10‑тонная «ленивая» ось с односкатной ошиновкой).
В подвеске Tridem дополнительный пневмобаллон позволяет поджать «ленивую» ось для улучшения загрузки ведущих колес на скользких дорогах и бездорожье. Тяжелый участок пути можно преодолеть на трех осях, а к посту весового контроля подъезжаешь уже на всех четырех.
К слову, на малых скоростях колёса «ленивой» оси поворачиваются в противофазе с передними управляемыми – для сокращения радиуса разворота, а на скорости 38 км/ч электроника блокирует механизм подруливания, предотвращая возможный износ шин.
В соответствии с Федеральным законом № 248‑ФЗ в редакции от 13 июля 2015 года максимальная ответственность перевозчика за перегруз выросла до 500 тысяч рублей. Помимо перевозчика ответственность несет организация, осуществившая загрузку транспортного средства: ее могут оштрафовать на сумму до 400 тысяч рублей.
Удар по полному приводу
Среди одиночных самосвалов наихудшая ситуация с легальной грузоподъемностью – у полноприводного трехосника Volvo FMX 6.6. Он в состоянии перевозить от 19 до 25 тонн груза – при допустимой технической полной массе 41 тонна. Но теперь грузить можно лишь 9 тонн – снаряженная масса составляет 15,8 тонны. Ведь шасси рассчитано на тяжелую работу. Колёса большие, 24‑дюймовые, мотор 13‑литровый, автоматическая коробка с классической ГМП – Volvo Powertronic, а еще раздаточная коробка и «лишние» два кардана.
Отличная машина – если бы не весовые ограничения. Где ее легально эксплуатировать с полной нагрузкой? Если только в карьере. Даже на северах, при отсыпке кустов на газовых месторождениях, часть маршрута может пролегать не по грейдеру, а по местной бетонке, где возможен весовой контроль. Что уж говорить про Центральную Россию. Владельцы полноприводных самосвалов первыми встанут в очередь за пропусками.