Устанавливаем парктроник: глаза на затылке

Полезность такого электронного помощника, как парктроник, сомнений не вызывает. Расскажем, что нужно о нем знать, и поможем правильно установить.

В крупных городах становится всё теснее – шутники говорят, что обостряется чувство локтя. А искусством парковаться в тесных пространствах владеет далеко не каждый. Таким в помощь и нужен парктроник, который предупреждает за полтора-два метра о приближении к препятствию впереди или позади автомобиля. По мере сближения устройство подает все более интенсивные звуковые сигналы, а на дисплее отображается расстояние до объекта и направление.

Парктроник состоит из нескольких ультразвуковых датчиков (от трех до шести), блока обработки сигнала и устройства индикации. Наборы, продающиеся для самостоятельной установки, практически всегда содержат четыре ультразвуковых датчика (их правильнее называть приемопередатчиками направленного сигнала ультразвуковой частоты). Устройство обработки сигналов располагается под обивкой багажника и всегда подсоединяется к проводу, идущему к лампе заднего хода. Поэтому парктроник начинает работать, лишь когда коробка передач автомобиля (механическая или автоматическая – не важно) переведена в режим заднего хода. Причем даже перегорание этой лампы не приведет к отказу парктроника.

Многие устройства при обнаружении препятствия ограничиваются подачей звукового сигнала, изменяющегося по тону или частоте в зависимости от расстояния до объекта. По такой схеме зачастую работают устройства, установленные на автомобиль на конвейере. При этом расстояние, начиная с которого подаются предупреждающие сигналы, у штатных парктроников зависит от настроек. У большинства машин система начинает пищать примерно за полтора метра до препятствия, а, например, у некоторых моделей Mercedes-Benz она просыпается лишь за полметра. Универсальные парктроники чаще имеют визуальный индикатор, показывающий приблизительное направление и расстояние до препятствия.

Парктроник или камера заднего вида?

Устанавливаем парктроник: глаза на затылке

Парктроник

Низкая цена, достаточная стойкость к загрязнениям; принимающее устройство может быть очень компактным
Выход из строя одного или нескольких датчиков обычно никак не отображается

Камера

Всегда существует обратная связь: если камера грязная, это сразу видно, если не работает – тоже видно
Требует установки устройства с дисплеем


Какие они бывают?

Парктроников на рынке море. Устройства, обслуживающие исключительно заднюю часть машины, стоят от 1000 рублей. А если система контролирует еще и пространство перед автомобилем, то цена начинается с 3500 рублей.

Раньше задний блок соединялся с устройством индикации длинным проводом, который приходилось тянуть через весь салон. Сегодня у многих парктроников эти элементы общаются по радиоканалу, что сильно упрощает монтаж, но облегчает кошелек: цены начинаются примерно с 2500 рублей. Кроме того, существуют модели парктроников, у которых устройство индикации может выполнять и дополнительные функции – например, маршрутного компьютера.

Не хотите возиться с установкой сами – обратитесь к профессионалам. В сервисе, специализирующемся на монтаже дополнительного оборудования, предложат, как правило, модель-другую, имеющуюся в наличии. Работа вместе со стоимостью прибора обойдется не меньше чем в 4000–5000 рублей. Если речь идет об установке парктроника на новый автомобиль в автосалоне, готовьте сумму в полтора-два раза бóльшую. Преимущество установки у официалов только одно: если в гарантийный период возникнут какие-то неисправности с электрикой, дилер не сможет отказать вам в бесплатном устранении неисправности.

Лучший вариант – если парктроник установлен автопроизводителем на заводе. Гарантия на штатное оборудование длиннее, да и опыт подсказывает, что такие системы надежнее.

Часто бывает так, что парктроник отдельно заказать нельзя – только в составе так называемого пакета, вместе с другим оборудованием. А это недешево. Например, пакет, в который входит парктроник, на Volkswagen Polo обойдется почти в 40 тысяч рублей.

От теории – к практике

Устанавливаем парктроник: глаза на затылкеМы решили установить на Chevrolet Cruze парктроник с индикацией в зеркале заднего вида. Связь между модулем обработки сигналов и принимающим устройством осуществляется по радиоканалу.
Мы решили установить на Chevrolet Cruze парктроник с индикацией в зеркале заднего вида. Связь между модулем обработки сигналов и принимающим устройством осуществляется по радиоканалу.

Устанавливаем парктроник: глаза на затылкеПо задумке изготовителя гаджета, зеркало подключается стандартным штекером к гнезду прикуривателя. Но постоянно болтающийся провод не украшает машину. Куда эстетичнее подключить индикаторное устройство, расположенное в зеркале, к цепи питания ламп штурманского освещения. Определяем, что питание на них отключается приблизительно через десять минут после запирания дверей штатным брелоком. Таким образом, парктроник активируется при включении зажигания и не будет вытягивать ток из аккумулятора во время длительной стоянки. Надеваем зеркало-монитор парктроника поверх штатного – и считаем работы в салоне автомобиля законченными. Отрезав провод со штекером для прикуривателя, мы подсоединили по науке красный провод к «плюсу» бортсети, а черный – соответственно к «минусу». Естественно, перед этим проверили, работает ли парктроник. Ведь после внесенных в систему питания изменений мы лишаемся гарантии на прибор. И вот те раз – сейчас не работает! Выяснилось, что в кабеле провода переполюсованы: черный вопреки логике оказался положительным, а красный – отрицательным… Хорошо, что система оказалась дуракоустойчивой – мы ничего не спалили.
По задумке изготовителя гаджета, зеркало подключается стандартным штекером к гнезду прикуривателя. Но постоянно болтающийся провод не украшает машину. Куда эстетичнее подключить индикаторное устройство, расположенное в зеркале, к цепи питания ламп штурманского освещения. Определяем, что питание на них отключается приблизительно через десять минут после запирания дверей штатным брелоком. Таким образом, парктроник активируется при включении зажигания и не будет вытягивать ток из аккумулятора во время длительной стоянки. Надеваем зеркало-монитор парктроника поверх штатного – и считаем работы в салоне автомобиля законченными. Отрезав провод со штекером для прикуривателя, мы подсоединили по науке красный провод к «плюсу» бортсети, а черный – соответственно к «минусу». Естественно, перед этим проверили, работает ли парктроник. Ведь после внесенных в систему питания изменений мы лишаемся гарантии на прибор. И вот те раз – сейчас не работает! Выяснилось, что в кабеле провода переполюсованы: черный вопреки логике оказался положительным, а красный – отрицательным… Хорошо, что система оказалась дуракоустойчивой – мы ничего не спалили.

Устанавливаем парктроник: глаза на затылкеДля удобства разметки отверстий на бампере наклеиваем малярный скотч. Середину определяем, опустив отвес со скобы замка багажника. Инструкция к нашему парктронику рекомендует расположить датчики с шагом около 400 мм. Cruze – машина довольно широкая, поэтому датчики разнесли на расстояние 420 мм друг от друга. Обратите внимание: датчики должны располагаться на одинаковой высоте. Совет! Если в темное время суток вам часто приходится ставить автомобиль в карман с тесной перпендикулярной парковкой, то два крайних датчика лучше разместить несколько ближе к углам бампера. Тогда они будут преду­преждать и о слишком маленьком боковом интервале с соседними автомобилями.
Для удобства разметки отверстий на бампере наклеиваем малярный скотч. Середину определяем, опустив отвес со скобы замка багажника. Инструкция к нашему парктронику рекомендует расположить датчики с шагом около 400 мм. Cruze – машина довольно широкая, поэтому датчики разнесли на расстояние 420 мм друг от друга. Обратите внимание: датчики должны располагаться на одинаковой высоте. Совет! Если в темное время суток вам часто приходится ставить автомобиль в карман с тесной перпендикулярной парковкой, то два крайних датчика лучше разместить несколько ближе к углам бампера. Тогда они будут преду­преждать и о слишком маленьком боковом интервале с соседними автомобилями.

Устанавливаем парктроник: глаза на затылкеС помощью фрезы, прилагаемой к набору парктроника, сверлим четыре отверстия в бампере.
С помощью фрезы, прилагаемой к набору парктроника, сверлим четыре отверстия в бампере.

Устанавливаем парктроник: глаза на затылкеПродеваем провод в отверстие и вставляем датчик так, чтобы стрелка или надпись UP были направлены вверх. Это важно для обес­печения правильного направления излучаемых ультразвуковых волн. Рекомендуем закрепить провода в полости бампера, собрав их в жгут, чтобы они не были излишне натянуты.
Продеваем провод в отверстие и вставляем датчик так, чтобы стрелка или надпись UP были направлены вверх. Это важно для обес­печения правильного направления излучаемых ультразвуковых волн. Рекомендуем закрепить провода в полости бампера, собрав их в жгут, чтобы они не были излишне натянуты.

Устанавливаем парктроник: глаза на затылкеСнимаем обивку пола и боковую обшивку багажника. Выводим провода внутрь автомобиля сквозь пластмассовую технологическую заглушку.
Снимаем обивку пола и боковую обшивку багажника. Выводим провода внутрь автомобиля сквозь пластмассовую технологическую заглушку.

Устанавливаем парктроник: глаза на затылкеПитание к блоку подводим от провода лампы заднего хода. Подсоединяем датчики по порядку.
Питание к блоку подводим от провода лампы заднего хода. Подсоединяем датчики по порядку.

Устанавливаем парктроник: глаза на затылкеКрепим блок на двусторонний скотч. Проверяем работоспособность парктроника. Ставим обивку на место.
Крепим блок на двусторонний скотч. Проверяем работоспособность парктроника. Ставим обивку на место.

Устанавливаем парктроник: глаза на затылкеВариант, при котором компактный блок парктроника расположен в уголке на панели приборов.
Вариант, при котором компактный блок парктроника расположен в уголке на панели приборов.

Подпишитесь на «За рулем» в