На колесах и гусеницах: Ягуар на базе УАЗа, ГАЗ-51 — «золотые ручки», царь-танк
Хапуги или золотые ручки
Как только в народе не называли такие машины: «золотые ручки», «хапуга», «руки загребущие»… Посмотреть, как лихо они работают, останавливались не только дети. Это так называемые лаповые снегопогрузчики, которые появились еще в двадцатые годы прошлого века. А по-настоящему массовой стала модель С‑4, сделанная в пятидесятых на базе ГАЗ‑51. Вращающийся диск с эксцентриком заставлял каждую из двух лап загребать снег на скребковый контейнер, с которого он попадал в кузов идущего за погрузчиком самосвала. При этом самосвалу приходилось пятиться задом.
Пестрая лента
Злобный доктор, пытавшийся в известном рассказе Конан Дойла извести двух сестер-близняшек, к этой ленте отношения не имеет. Речь о спидометре, применявшемся на ранних версиях Волги ГАЗ‑24. Кольцевая лента, окрашенная в черный и красный цвета, устанавливалась между двумя барабанами – ведущим и дополнительным. Ведущий барабан поворачивался на угол, пропорциональный скорости вращения валика спидометра, а потому положение линии перехода от черного к красному соответствовало скорости движения автомобиля. Дополнительный барабан свободно вращался на оси. Впоследствии ленточный спидометр заменили более надежным прибором – стрелочным.
Ягуар на базе УАЗа
Как известно, ягуары не боятся воды. Поэтому выбор имени для экспериментальной армейской амфибии УАЗ‑3907, заказанной заводу в начале семидесятых годов, вполне понятен. В мире ничего подобного тогда не было, и множество узлов ульяновцы изобретали с нуля. В частности, водяные винты установили под днищем между мостами, а вентиляция подкапотного пространства работала задом наперед: воздух забирался у ветровой рамы, а выпускался наружу через решетки на передней части капота. При этом машина получилась настолько удачной, что легко выдерживала самые жесткие испытания. В частности, испытатели ходили на ней по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Ягуар приняли на вооружение, но в 1991 году СССР прекратил свое существование – и работы по «селекции кошек» больше не возобновлялись.
Для перевозки троллей?
Танк и царь
На колесах и на гусеницах
Необычность тракторов Т‑150 и Т‑150К заключается прежде всего в том, что изначально инженеры проектировали гусеничную машину общего назначения, а заодно решили проработать колесный вариант – и модификация увидела свет первой. Уникальный случай! Колесные машины Т‑150К появились в 1971 году, а вот гусеничные тракторы выползли за ворота только в 1983‑м.
Фото: из архива автора