Барышня, «мерин» и гололед: что с тормозами?
ЗАДАЧА № 110
Барышня, мерин и гололед
Днем было сыро, а к вечеру подморозило. Еду на Kia Rio, меня обгоняет дама на новеньком Мерседесе. А впереди крутой спуск. Нырнули ее задние фонари вниз… Секунд через пятнадцать понимаю – плохо дело. Несет Mercedes то одним боком, то другим. Бац! – и его морда в кювете. Надо помогать. Сбавил скорость, аккуратненько сползаю вниз… И с ужасом понимаю, что тормозов нет. Скользит мой Rio на встречу с барышней. Секундное оцепенение, к счастью, прошло. Сообразил, что нужно делать, – и спустился по-человечески. И даже барышню до поста ДПС подвез. А что случилось с тормозами? И как я вышел из положения?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 апреля 2017 года по адресу: 107045, Москва, Селивёрстов пер., 10 – или по e mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.
Мы обязуемся прочитать все ваши сообщения по теме конкурса. Призом будет отмечено не просто правильное, но и наиболее полное решение конкурсной задачи с развернутым ответом.
А теперь подведем итоги «Конкурса знатоков» из 12-го номера журнала «За рулем».
Напомним, как было дело. Обиженный начальником работник Федор решил отомстить. Он отсоединил разъем проводов от генератора универсала Лада Ларгус, на котором начальник собрался ехать на отдых. Каково же было удивление вредителя, когда начальник благополучно вернулся из пробега протяженностью три тысячи километров. Улучив момент, мстительный работник влез под капот и увидел, что разъем проводов так и болтается рядом с генератором. Как такое возможно?
Все участники конкурса поняли, что раз Федор взялся вредить электрическим цепям генератора, то пострадать должен был первым делом аккумулятор автомобиля, а уже вслед за ним и начальник.
Некоторые читатели, склонные к социологическим изыскам, посчитали, что начальник никуда не ездил. Поэтому, дескать, аккумуляторная батарея автомобиля просто не успела разрядиться. Иные предположили, что начальник покупал новые батареи каждые две-три сотни километров, заправляясь не только бензином, но и электрической энергией.
По мнению одного из читателей, все дело в том, что у автомобиля был дизельный двигатель. Однако современный дизель, в отличие от агрегатов, созданных до эпохи электронных систем управления топливным насосом, а тем более с системой common rail, потребляет электроэнергии не меньше, чем бензиновый двигатель с системой впрыска топлива. Некоторые посчитали, что Федор «отключил разъем кондиционера, а не генератора». Но неисправность кондиционера в южном вояже начальник наверняка заметил бы.
Перейдем к письмам читателей, которые, приняв все условия задачи, все-таки начали ее решать. «Регулятор напряжения отвечает за поддержание напряжения бортовой сети автомобиля в определенном диапазоне при любых оборотах двигателя, а именно в пределах 13,8–14,4 В».
Некоторые читатели неверно предположили, что при отключении разъема регулятор напряжения перестанет работать. «Таким образом, регулятор перестал регулировать, но генератор работал. На малых оборотах большой разницы, скорее всего, наблюдаться не будет. А вот на высоких напряжение заряда может подниматься выше 18 В. Это было бы заметно, например, по работе дворников, которые двигались бы с небывалой частотой. Повезло, что не вышел из строя аккумулятор и какой-либо еще прибор вроде магнитолы или даже блока управления двигателем…»
Многие посчитали, что отключение разъема никак не повлияет на зарядку аккумулятора, при этом еще и неправильно интерпретировали работу сигнализатора на панели приборов: «Если отключить разъем, загорится индикатор отсутствия заряда аккумулятора, но это никак не повлияет на работу автомобиля».
Некоторые читатели не разобрались в конструкции генератора: «На генераторе два несиловых провода. Один провод отвечает за процесс возбуждения, второй – за работу тахометра. Сигнал на тахометр можно брать и с других источников, но, возможно, это сделано для совместимости с дизельными двигателями…» Они забыли, что система управления дизельным двигателем располагает датчиком частоты вращения коленчатого вала, поэтому нет нужды брать этот импульс для тахометра с генератора.
Были и вовсе странные ответы. Например: «Генератор на Ларгусе расположен в труднодоступном месте, и Федор не мог до него добраться из-под капота, чтобы отсоединить разъем. Он отключил какой-то другой разъем, не влияющий напрямую на работу автомобиля». Прежде чем ставить задачу, мы провели эксперимент на редакционном Ларгусе: и разъем отключили за несколько секунд, и напряжение на батарее замерили. Убедились и в том, что сигнализатор отсутствия заряда не светится при любых режимах.
А вот правильный ответ, который мы приведем с небольшими сокращениями: «Отсоединив разъем от генератора, Федор разорвал цепь возбуждения его обмотки. Казалось бы, теперь заряда не будет. Но есть такое явление, как самовозбуждение генератора. Оно становится возможным благодаря остаточному намагничиванию полюсов ротора и происходит при достижении некой критической частоты вращения (для генераторов современных иномарок, в том числе и для Ларгуса, – не более 1400–1500 об/мин. – Прим. ред.). При этом возникает небольшой ток, регулятор через дополнительные диоды запитывает обмотку возбуждения на роторе. Напряжение нарастает, пока не достигнет номинального значения, и при снижении оборотов двигателя уже не падает. Именно по этим причинам многие автолюбители могут по полгода использовать автомобиль в штатном режиме, даже не догадываясь, что у генератора в их автомобиле отсутствует первичное возбуждение из-за перегоревшей лампочки «состояния заряда батареи» или же сгоревшего предохранителя, через который включено питание данной цепи».
Всем участникам конкурса спасибо. Романа Спирина поздравляем с победой! Он получает от компании Autorolla комбоустройство «3 в 1» ParkCity CMB 800.