Нива, Патриот, Крета или Каптюр? Холодные игры 4х4
Вот уже час, как я отдал сломанный в ходе зимнего теста Chevrolet, а от меня всё еще разит паленым сцеплением. Так закончились наши очередные испытания на приспособленность к русской зиме – долгой дорогой из Дмитровского района до Москвы на «галстуке».
Обязательная программа
В прошлом году похожую программу прошли Веста, XRAY и редакционный Datsun mi-DO (ЗР, 2016, № 4). На этот раз подопытными выступили полноприводные машины: две главные новинки прошлого года – Hyundai Creta и Renault Kaptur, в компанию к которым мы взяли модернизированный УАЗ Патриот и вечно молодящуюся и популярную Ниву с крестом Chevrolet. Программа большая, и первым делом мы оставим все автомобили морозиться на ночь, дабы утром оценить динамику прогрева салонов. Параллельно проверим скорость прогрева боковых зеркал, задних и лобовых стекол (электрообогревом лобового стекла оснащены все тестовые автомобили).
Следующее упражнение будет обратным: основательно поездив, мы заглушим двигатели и посмотрим, кто быстрее будет терять тепло.
После статических испытаний перейдем к оценке проходимости в заснеженных полях Подмосковья, благо все автомобили полноприводные.
Покорением снежной целины не ограничимся – не менее важно понять, как автомобили ведут себя на обледенелой дороге и при штурме скользкого подъема. А еще оценим загрязняемость кузова и стекол.
За каждое упражнение начисляем машинам баллы, количество которых соответствует занятому месту. Если в каком-то упражнении между конкретными автомобилями не будет принципиальной разницы, они поделят занятое место. Победит тот, кто наберет меньшее количество очков.
Морозим!
Погода в начале года менялась быстрее, чем настроение у циклотимика. Морозы под минус тридцать уже ко второй неделе января отступили до –10 °C. Не беда, нам куда важнее то, что все автомобили в равных условиях. Накануне вечером мы нанесли на стекла и наружные зеркалá слой воды, которая за ночь превратилась в лед. В каждом автомобиле разместили по три датчика температуры. Интенсивность обдува и температуру выставили на три четверти от максимальных. Направление – в ноги и на стекло. После пуска каждый автомобиль будет работать десять минут, а показания мы станем снимать ежеминутно.
У Chevrolet электрообогрев лобового стекла эффективен, к тому же ему помогает обдув. | Включенный обдув сильно мешает разглядеть зону электрообогрева стекла Нивы. Но на втором снимке видно, как сильно оно нагрелось по сравнению с окружением. |
Обогрев стекла Креты прерывает небольшой сектор, но он не помешал стеклу очиститься. | Упомянутую необогреваемую полосу видно и на тепловых снимках. Как и в УАЗе, обогрев Креты включается в любых режимах. А нити накаляются сразу после включения. |
Как и у Нивы, электрообогрев ветрового стекла Каптюра включается лишь вместе с обдувом. | За несколько минут стекло Renault неплохо нагрелось. Но чья в этом заслуга – обогрева или обдува? Температура в зоне щеток явно ниже. |
Лобовое стекло УАЗа оттаяло довольно быстро. | У Патриота электрообогрев активируется не сразу. Но уже через несколько минут температура в зоне нитей обогрева заметно повысилась. |
Включаем все обогревы, и тут возникла первая сложность. У Каптюра и Нивы электрообогрев лобового стекла не работает, пока не включишь обдув. С таким экстравагантным решением мы сталкивались на Иксрее. Что толку от дополнительного обогрева, если для разморозки стекла нужно убирать тепло от водителя? Ничего не поделаешь – в Каптюре и Ниве переводим поток воздуха на стекло. При замерах прогрева салона это обязательно аукнется, но раз автомобили не дают право выбора – им же хуже.
К эффективности обогрева заднего стекла вопросов нет. Две минуты, и оно почти очистилось. | Первое фото сделано через десять секунд после пуска, а второе – через пять минут. Видно, что нити накаляются мгновенно. Есть отдельная спираль в зоне щетки очистителя. |
Площадь заднего стекла Hyundai скромная, и оттаивает оно быстро. | Нити заднего стекла активируются сразу, не оставляя неочищенных секторов. |
Заднее стекло, как и у соперников, вскоре полностью очистилось. | На тепловых снимках видно, что заднее стекло Каптюра начинает оттаивать сразу. |
В отличие от боковых зеркал, у заднего стекла Патриота очищается вся поверхность. | Нити обогрева заднего стекла включаются в работу почти сразу. На двух фотоснимках видно, насколько стекло теплее кузова. |
Ключ – на старт. Лобовое и заднее стекла у всех машин оттаяли практически одновременно. Интересно, что стекла Каптюра и Нивы «отошли» спустя те же две минуты, хотя у них электричеству помогал еще и обдув. Примерно столько же времени потребовалось на разморозку зеркал. Исключение составил Патриот: на его зеркалах лед остался даже спустя пять минут. Так что в первом упражнении три автомобиля делят первое место, УАЗ – позади.
Боковые зеркала «шнивы» оттаяли уже через пару минут. | На инфракрасных снимках видно, что зеркало нагревается очень быстро. Источник нагрева находится ближе к правой стороне, но его хватает на всю поверхность зеркала. |
Маленькие наружные зеркалá быстро прозревают. | Зона нагрева зеркал смещена к стеклу. Но ее хватает, чтобы обслужить всю площадь; зеркалá становятся чистыми уже через пару минут. |
Небольшие наружные зеркалá Каптюра тоже быстро оттаяли. | Причина быстрого оттаивания зеркал ясна – зона обогрева распространяется на всю площадь. |
Странная форма обогреваемой зоны наружных зеркал видна невооруженным глазом. | На тепловых снимках четко видно, где нагревается зеркало. Зона нагрева явно мала для больших «лопухов». |
С очередной модернизацией Патриота отопитель для второго ряда перешел в разряд дополнительного оборудования. По мнению разработчиков, эффективности основной печки должно хватить на большой салон. Честно говоря, я воспринял это утверждение скептически еще во время презентации (ЗР, 2017, № 2). Тогда при легком морозе за бортом задние пассажиры то и дело жаловались на холод.
В нашей машине дополнительный отопитель есть. Но поскольку это опция, мы ее честно проигнорировали. Замеры температуры подтвердили опасения. Если в области головы и в ногах водителя она поднялась на три с лишним градуса (хотя и тут гордиться нечем), то в ногах заднего пассажира воздух прогрелся менее чем на два градуса. Средний же прирост температуры в салоне Патриота за десять минут не превысил трех градусов.
Климат-контроля у Нивы не бывает. Есть лишь обычный отопитель с кондиционером. Неказисто, зато эффективно. | В нижней части центральной консоли притаились кнопки «грелок» передних сидений, снабженные световой индикацией. |
Архитектурой и логикой управления блок «климата» Креты схож с уазовским. Две шайбы, кнопки и дисплей. Эффективности небольшому паркетнику хватает с лихвой. | «Теплые» кнопки передних сидений и руля находятся на центральном туннеле и снабжены индикацией. |
Блок климат-контроля Renault выполнен затейливо. И кто догадался завязать электрообогрев ветрового стекла на кнопку обдува? | Как и у других моделей Renault, кнопки «грелок» передних сидений расположены неудобно и лишены какой-либо индикации. |
У Патриота – классический блок «климата» с дисплеем и двумя вращающимися рукоятками. Но эффективности отопителя едва хватает на огромный салон. Внизу разместился пульт управления предпусковым обогревателем. | Кнопки обогрева руля и сидений расположены на центральном туннеле и дополнены световой индикацией. |
Нива тоже ничего выдающегося не показала. Как уже было сказано, своеобразный алгоритм обогрева стекла вынудил нас направить весь поток воздуха вверх. Поэтому около головы водителя потеплело почти на восемь градусов, а ближе к полу температура поднялась лишь на два градуса. И все же «шнива» оказалась теплее Патриота: за десять минут мы протопили салон почти на четыре градуса.
Не подведет ли схожий алгоритм обогрева стекла Renault Kaptur? В ногах водителя потеплело всего на полтора градуса. Чуть лучше заднему пассажиру: три градуса прибавки. Зато в области головы водителя температура повысилась на рекордные десять градусов. Похоже, в Renault переосмыслили поговорку: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде». Тем не менее в среднем температура в Каптюре поднялась почти на пять градусов.
Chevrolet Niva | Хотя в «шниве» нити обогрева передних сидений проложены не слишком щедро, их вполне хватает для быстрого нагрева всего кресла. |
Hyundai Creta | У Креты наибольшая зона обогрева передних сидений, да и сами нити проложены плотно. |
Renault Kaptur | «Узор» обогрева передних сидений Каптюра эффективен – по двум фото видно, что кресло нагрелось не только в зоне нитей. |
УАЗ Патриот | Как и в Ниве, нити передних сидений УАЗа проложены редко. Но и этого хватает. |
Лучше всех выступила Creta. Она не требует перенаправлять воздух для обогрева стекла, а потому салон прогревается равномерно. Меньший объем салона вкупе с эффективным отопителем сделал свое дело: в ногах водителя воздух потеплел на три градуса, у головы – на шесть, в зоне заднего пассажира – на восемь градусов. Итого за десять минут средняя температура в Крете поднялась на шесть градусов. Так что в этой дисциплине побеждает Hyundai. Второе место занимает Renault, третье – Chevrolet. Вне подиума оказался УАЗ. На наш взгляд, не стоило переводить дополнительный отопитель в разряд опций.
В Патриоте дополнительный отопитель для заднего ряда перешел в разряд опций. А зря – эффективности основной печки не хватает для задних пассажиров. Тут же – «теплые» кнопки для сидящих сзади. | У Креты есть и двухступенчатый обогрев задних сидений. А ведь еще недавно подобную опцию можно было встретить лишь в премиум-классе. |
К слову, про опции. Еще одним пунктом в наших испытаниях стала оценка дополнительных средств обогрева, и в этом упражнении второй отопитель Патриота вывел его в лидеры. Кроме того, в списке опций УАЗа значатся обогревы лобового стекла, задних сидений и руля, а также однозонный климат-контроль. А еще в ульяновскую машину можно заказать предпусковой обогреватель с таймером. Про «грелки» зеркал и передних сидений не стоит и говорить.
У задних сидений УАЗа греется лишь подушка. Видно, что в зоне нитей температура через пять минут повысилась. А вот рядом холодно. |
В отличие от Патриота, в Hyundai задние сиденья «утеплены» щедро. Нити подходят вплотную к спинке. |
А вот Kaptur вовсе не знает, что такое обогрев руля и задних сидений. Небольшая компенсация – возможность дистанционного пуска двигателя.
Обиднее всего Ниве. У нее появились обогревы сидений и лобового стекла, но климат-контроль отсутствует как класс, нет предпускового обогревателя. Последнее место.
А как насчет сохранения добытого тепла? Алгоритм испытаний прост: после двухчасовой езды оставляем подопытных на улице и спустя двадцать минут смотрим, кто легче других расстается с теплом.
Ульяновцы не поскупились на обогрев руля и проложили нити по всему ободу. В инфракрасном спектре они выглядят как плетеные накладки на обод, столь модные в СССР. |
В инфракрасном свете руль Креты смотрится не столь ажурно, как у Патриота. Но нити тоже проложены по всему сечению обода. |
Хотя модернизация дала Патриоту дополнительные дверные уплотнители, его салон охлаждается быстрее всех: за двадцать минут остыл на четыре градуса. Вероятно, часть тепла улетучивается через щели в пятой двери, которая по-прежнему не обеспечивает герметичность. Нива выступила немного лучше – падение температуры составило чуть больше трех градусов. В Каптюре стало холоднее на два с половиной градуса. А Creta снова впереди всех: в течение двадцати минут она бережнее других хранила тепло – температура упала лишь на полтора градуса.
Динамика прогрева салонов автомобилей после ночной стоянки
«ТЕПЛЫЕ» ОПЦИИ
| CHEVROLET NIVA | HYUNDAI CRETA | RENAULT KAPTUR | УАЗ ПАТРИОТ |
Обогрев зеркал | + | + | + | + |
Обогрев форсунок омывателя | - | + | + | + |
Обогрев ветрового стекла | + | + | + | + |
Обогрев передних сидений | + | + | + | + |
Обогрев задних сидений | - | + | - | + |
Обогрев руля | - | + | - | + |
Климат-контроль | - | + | + | + |
Предпусковой обогреватель | - | - | - | + |
Дистанционный пуск | - | - | + | - |
Отопитель для заднего ряда | - | - | - | + |
Стоимость тестового автомобиля, руб. | 670 000 | 1 299 900 | 1 129 970 | 1 100 000 |
Грязные танцы
Дороги не всегда имеют ровный горизонт – неплохо бы и на подъем забраться. Мы нашли нужный – с уклоном примерно 20%, скользкий, с колеей. Нива без проблем забралась на него как ходом, так и с остановкой посередине. А вот Патриот на скользкой дороге нервничает. Полный привод у него непостоянный – на ровных дорогах и высокой скорости он заднеприводный. Поэтому автомобиль без предупреждения срывается в занос, а отловить его проблематично – руль длинный, обратная связь плохая.
Chevrolet Niva на скользкой дороге держится куда увереннее своей прародительницы. А с заблокированным «центром» позволяет и похулиганить. Ледяной подъем «шнива» уверенно берет как ходом, так и с места. | Hyundai Creta не пасует перед русской зимой. Задние колеса подключаются мгновенно. В арсенале есть и ассистент спуска с горы – полезная в наших условиях опция. На проселке Creta оказалась самым драйверским автомобилем в квартете.
Хорошо настроенное шасси с грамотно работающей электроникой вселяет уверенность. |
Renault Kaptur тоже справился с коварным подъемом. Но подключению задних колес предшествовала ощутимая пробуксовка передних.
Kaptur понятен как на льду, так и на укатанном снегу. Идиллию портит склонность к сносу передней оси. | Твердую и скользкую дорогу УАЗ Патриот не любит. Он склонен терять устойчивость, реакции на руль вялые и запоздалые. Электроника страхует, но полностью на нее полагаться не стоит. В заднеприводном варианте УАЗ не взял подъем. Чтобы заехать в гору, надо подключать передок. |
Кто-то скажет: чего вы, мол, хотели от рамного вседорожника? Но азартной управляемости мы и не требуем – достаточно стабильности. Электронные помощники спасают лишь отчасти: занос гасят, но их постоянная работа вскоре утомляет. В заднеприводном варианте УАЗ не справился с подъемом – не смог даже тронуться в гору. Но стоило подключить передний мост, как Патриот легко взял высоту. Попутно мы опробовали и ассистент подъема в гору, удерживающий автомобиль на склоне в течение двух секунд после отпускания педали тормоза. Работает, удобно!
На фоне «шнивы», не говоря уже про УАЗ, Kaptur – воплощение азарта. Пусть он тоже не блещет кристальной чистотой обратной связи, но на скользкой дороге понятен и неплох. Легкая склонность к сносу передней оси быстро пресекается электроникой. С подъемом Renault справился хотя и чуть тяжелее, чем Нива, – задние колеса подключались после заметной пробуксовки передних.