Автодизайн на халяву: двадцать одна история
Разумеется, мы на эту тему писали, и неоднократно. Например, здесь, здесь, здесь и здесь. И еще много раз.
Все помнят скандал по поводу первого Chery QQ, полностью и нелегально скопированного с Daewoo Matiz. Аналогичный случай был с Shuanghuan SCEO, который срисовали с BMW X5 первого поколения. Тут же вспоминаются пародия на Mini Cooper под названием Lifan Smily, и Fiat Panda, превращенный в Great Wall Peri, плутни с Huanghai Plutus (экс-Chevrolet Colorado) и прочие некрасивые истории, связанные, в основном, с китайским автомобилестроением.
Очевидно, китайцы до сих пор самые отчаянные автоплагиаторы. Хотя и не все: самые цивилизованные марки Поднебесной уже сотрудничают с европейскими дизайн-бюро либо берут в штат известных художников, а то и создают собственные студии. Остальные по-прежнему ходят по автосалонам с рулетками, делают сотни снимков каждой автомобильной новинки во всех ракурсах, даже через выхлопную трубу, щупают, нюхают и чуть не лижут отделочные материалы.
А теперь, кажется, и ходить никуда не надо: все можно скачать из интернета, куда подробную информацию о каждой новой машине и ее изображения сливают еще до официальной премьеры, несмотря на всю засекреченность. Например, чтобы подогреть интерес.
Такая страсть к копированию объясняется тем, что китайцам не хватает собственных автодизайнеров, а новинки нужны, и срочно, а также тем, что они не видят в «заимствовании» никакого криминала. Напротив, подражательство для них – форма признания авторитета, мастерства.
И почему только китайцы? Точно так же начинали корейцы, да и японцы. Не гнушались даже самые мощные сегодня бренды. В СССР автомобильные конструкторы и дизайнеры подробно или в общих чертах копировали наработки западных коллег. Да, ЗАЗ-965 = Fiat 600 и т.д. Еще пара случаев – в нашей подборке. Советская власть смотрела на авторское право сквозь пальцы, как теперь те же китайцы. Хотя бывало и наоборот, наши идеи несанкционированно утекали за рубеж. Яркий пример – английский Standard Vanguard, точь-в-точь Победа ГАЗ М20. А европейцы «списывали» и друг у друга, и у американцев. Сплошь и рядом. Кто только не повторял изгиб Хофмайстера, не пытался копировать Поля Брака…
В США чуть что — в дело вступают юристы. Но вспомните детройтское барокко, аэрокосмический стиль. Кто первым придумал гигантские хвостовые кили, как у ракет? Вирджил Экснер? Не Харли Эрл? А они работали рука об руку. И хотя по историческим меркам это было вчера, установить подлинного автора идеи уже невозможно. Принято считать, что это Экснер. Ок, пусть так.
Я верю, что идеи буквально витают в воздухе. К тому же есть мода, в том числе на автомобили, которая развивается. И если это не подтверждено документально, я не утверждаю, что кто-то что-то у кого-то стащил. Пусть даже иногда это кажется очевидным…
Говорят, что когда Микеланджело закончил свою Пьету и выставил ее в Соборе Святого Петра (естественно, без подписи), до него дошли слухи, что это произведение приписывают другому скульптору, миланцу Кристофоро Солари, известному также как Гоббо (Горбатый). И тогда автор за одну ночь сделал надпись на перевязи, идущей через плечо Девы Марии «Исполнил Микеланджело Буонарроти, флорентиец». А потом всю жизнь жалел об этом поступке и никогда больше не подписывал свои работы.
Можно погрязнуть в бумагах, описывая и патентуя каждую свою закорючку. Или идти вперед, каждый раз начиная с чистого листа. Кстати, это поможет избежать еще и самоцитирования – автоплагиата в буквальном смысле.