Летние шины 225/45 R17: сравниваем 12 комплектов
Есть спрос – будет и предложение. Выбор таких шин на нашем рынке огромен. В этой размерности представлены практически все бренды – от топовых до дешевых.
Шире круг
Давно у нас не было столь молодой «команды»: девять шин из двенадцати мы испытываем впервые!
Без топ-моделей не обойтись, ведь именно они задают верхнюю планку в итоговых результатах. К нашему великому сожалению, не успели попасть на тест новые шины Continental PremiumContact 6 и обновленные Pirelli P Zero (пришлось довольствоваться моделью предыдущего поколения по цене 8300 рублей за штуку, итальянского производства). Зато имеем пару других топовых новинок – покрышки Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 (6500 рублей) немецкого производства и Nokian Hakka Blue 2 (6200 рублей). Последняя пока финского происхождения, но в ближайшее время ее производство перенесут в российский Всеволожск.
Matador Hectorra 3, она же MP 47, – модель бюджетной марки компании Continental; изготовлена во Франции, продается за 5000 рублей. Прошлогодняя новинка Nordman SZ российской «варки» чуть дешевле: 4900 рублей. Среди бюджетных – полностью отечественный Cordiant Sport 3 за 4700 рублей. Модель далеко не новая, но в этом типоразмере только-только появилась.
Автомобиль-носитель выбрали под стать участникам теста – Volkswagen Jetta. Построенный на платформе Гольфа седан практически все шинники используют в своих внутренних тестах, поскольку для него характерны четкие реакции, хороший баланс управляемости и взаимосвязи с водителем.
Тесты проводили в конце лета 2016 года. Погода была жаркая, температура воздуха колебалась от 22 до 37 градусов. Место проведения испытаний – средняя полоса России, Поволжье, полигон АВТОВАЗа, расположенный на границе Самарской и Ульяновской областей.
На старт
К испытаниям приступаем, когда устанавливается безветренная погода. Начинаем со сложного заезда, объединяющего в себе несколько последовательных испытаний, – так удается сэкономить время на перестановке колес.
Первый и самый прецизионный тест – оценка сопротивления качению.
Наилучшую управляемость Джетты на высокой скорости обеспечивают шины Pirelli: на них машина идеально держит заданное направление, не требуя корректировки, и демонстрирует очень четкие реакции при малейших поворотах руля. Вместе с тем плотная, налитая тяжестью баранка с отличной информативностью позволяет даже с закрытыми глазами понимать по возрастающему усилию на руле, насколько ты поворачиваешь руль и как сильно автомобиль уходит в сторону. Честно заслуженные девять баллов – такую оценку мы ставим крайне редко!
Самой неуверенной в этом упражнении оказалась Belshina – у Джетты тут же образовался размытый «ноль», стал пустым руль, начались рыскания по дороге. При корректировке направления – задержки в реакциях, большие углы поворота руля и неприятное подруливание задней оси в поворотах – того и гляди сорвется в занос. Обычно такой эффект дают очень мягкие зимние шины.
Экономичнее всех оказались GT Radial, Matador и Nokian – с ними у Джетты расход при городском и загородном лимитах скорости наиболее скромный. Чуть бледнее выглядит Jetta на покрышках Triangle – эта модель конкурирует с ведущей тройкой лишь при 60 км/ч, а на «загородной» скорости уступает 0,1 л/100 км.
Позади всех – Cordiant: он проигрывает лидерам две «десятки» на сотню при загородном лимите скорости, и четыре – при городском. Конечно, разница незначительная, но она есть.
То яма, то канава
Результаты вполне закономерны: широкие низкопрофильные шины в силу конструктивных особенностей – как правило, шумные и жесткие. Поэтому шесть участников «нашумели» лишь на шесть баллов, а пятеро заработали по семь. Восьми баллов (оценка «норма») удостоились лишь Nokian (за низкий уровень шума) и Goodyear (за плавность хода).
Самыми жесткими оказались шины GT Radial – внушительные толчки и сильные вибрации от дорожных неровностей бегают по полу кузова, сиденьям и органам управления. И это единственные шины, на которых у Джетты гремела обивка салона.
Перед заменой комплекта колес водители съезжают с асфальта на сыпучую грунтовку. Здесь, на 12‑процентном подъеме, трогаясь и двигаясь с различной степенью буксования, эксперты оценивают эффективность тяги в различных режимах. Эта информация полезна для тех, у кого по дороге на дачу есть кусочек проселка. В итоговый зачет результаты не идут – мы их приводим исключительно для справки.
Увереннее всех гребут на грунтовом подъеме шины Cordiant, Matador, Hankook и Pirelli – все получили по семь баллов. А буксуют больше остальных Goodyear, GT Radial и Toyo – им эксперты поставили по пять баллов. Рожденный летать ползать не может!
Стой – раз, два…
Оценка тормозных свойств связана с повышенным износом шин. Несмотря на наличие АБС, при резком торможении передние грани шашек слегка скругляются. По этой причине сначала тормозим на мокром асфальте, где коэффициент сцепления ниже, а потому шины меньше «портятся», – затем повторяем тест на сухом. Но процедуры и на том и на другом покрытии схожи.
Скорость начала торможения на мокром асфальте составляет 80 км/ч, на сухом – 100 км/ч (это стандартные «вешки» во всех шинных испытаниях). Заканчиваем замер, когда скорость падает до 5 км/ч, поскольку на меньшей скорости АБС работает некорректно – автоматика не всегда успевает растормозить колёса, а юз, как известно, удлиняет тормозной путь. Зафиксировать длину тормозного пути с высокой точностью позволяет измерительный комплекс VBOX, который функционирует, опираясь на данные спутников GPS и ГЛОНАСС. Главное, чтобы над головой было чистое небо.
На торможении Pirelli обыгрывает всех, что называется, в одни ворота – и на мокрой дороге, и на сухой. На мокром асфальте Nokian повторяет ее показатель, но на сухом уступает чуть больше метра, откатываясь на четвертую позицию. Посуху второй результат с отставанием от лидера на 0,4 метра – у покрышек Goodyear. Примечательно, что по результатам и «сухого», и «мокрого» торможений в первой четверке собрались одни и те же шины – к трем вышеупомянутым присоединился Hankook.
Самый длинный тормозной путь на мокром асфальте – у шин Matador: они уступают лидеру более четырех метров. На сухом позади всех Cordiant, проигравший лидеру почти четыре метра.
Любопытно, что на сухом покрытии разница между участниками – чуть больше 10%. На мокром разрыв существеннее – свыше 15%. Именно мокрый асфальт является камнем преткновения при поиске производителями компромисса между результатом и затратами (разработка и изготовление смесей, стоимость компонентов).
Прыжки в сторону
Осталось проверить, как испытуемые относятся к экстремальному маневрированию. На наших дорогах это крайне важно – а иначе как ямы объезжать? Залог успеха – быстрые реакции на повороты руля, устойчивость и взаимопонимание между водителем и автомобилем. Смоделировать такую ситуацию нам помогает маневр «переставка», или «однократная смена полосы».
Выполняем самое короткое (и, соответственно, медленное) из бывших гостовских упражнений по оценке управляемости автомобиля: длина коридора, в котором надо перестроиться, составляет всего 12 метров. Есть также 16-, 20‑ и 24‑метровая «переставки», но в наиболее короткой шины максимально нагружены боковыми силами, поскольку маневр самый резкий, с большими углами поворота руля.
Упражнение «переставка» выполняем дважды – на мокром асфальте и на сухом. В обоих случаях испытатель делает по 15–20 повторов, последовательно увеличивая скорость. В итоге получаем максимальное значение, при котором автомобиль остается в пределах входного коридора, не сбивая вешки. Скорость автомобиля в выходном коридоре фиксирует беспристрастный VBOX.
Наибольшие сложности с удержанием автомобиля на мокрой дороге возникли на шинах Cordiant, GT Radial и Matador. Эксперты отметили задержки в реакциях, повышенные углы поворота баранки и низкую информативность, а также опасный глубокий занос во втором коридоре, требующий от водителя мгновенных парирующих действий рулем.
На сухом асфальте сложнее всего резко сменить полосу на шинах Cordiant – замечания те же, что и на мокром, но занос не столь глубокий, хотя и требующий незамедлительной корректировки.
Кто кого?
Прежде чем подводить итоги, напомним о корректировке системы подсчета итоговых баллов. В этом году мы подняли весомость оценки тормозных свойств до 500 баллов (увеличили до 260 баллов для мокрого асфальта и до 240 – для сухого), уменьшив весомость максимальной скорости на переставке. Суммарная оценка поведения автомобиля с учетом курсовой устойчивости, управляемости и скорости на переставке тянет на 330 баллов. Считаем, что теперь баланс между торможением и поведением при маневрировании более логичен.
Первое место со значительным отрывом от конкурентов занимает Pirelli P Zero – самые «драйверские» шины, способные дарить удовольствие от управления автомобилем в любых условиях и режимах. Если позволяет кошелек, а безупречный комфорт не является маниакальной идеей, это лучший выбор. Интересно, какой будет обновленная покрышка Pirelli P Zero, которая выходит на рынок этой весной?
Набрав одинаковое количество баллов и разделив третью и четвертую ступени расширенного пьедестала, скучковались шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 и Hankook Ventus S1 evo2, тоже попавшие в категорию отличных шин. Очень похожи одна на другую своими характеристиками, замечания к обеим незначительные. Чаша весов при выборе может качнуться в пользу более доступного Ханкука.
В категорию «очень хорошие шины» попали Toyo Proxes Sport (889 баллов и пятое место), Nordman SZ (882 балла) и Dunlop SP Sport FM800 (875 баллов). По всем показателям, вплоть до комфорта, они весьма близки. Но Toyo обеспечивает более высокую курсовую устойчивость и больше подойдет для дальних поездок, а грунтовка для всех шин допустима в минимальных дозах. По соотношению цены и качества Nordman соблазнительнее остальных.
Последние строчки занимают шины Matador Hectorra 3 (834 балла) и Cordiant Sport 3 (826 баллов). Они чуть дороже тех, что заняли более высокие позиции, и при этом уступают им в возможностях. В активе у Матадора – высокая топливная экономичность, удовлетворительные курсовая устойчивость и уровень комфорта, в пассиве – самые скромные тормозные свойства на мокрой дороге. Cordiant может похвастаться удовлетворительным сцеплением на мокром асфальте. Уверенное движение по грунтовке обеспечивают обе шины.
Результаты испытаний
| 12 место | 11 место | 10 место |
Марка, модель | Cordiant Sport 3 (PS-2) | Matador Hectorra 3 (MP 47) | GT Radial SportActive |
Страна изготовления | Россия | Франция | Китай |
Индекс нагрузки и скорости | 94V | 91Y | 91W |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,6–8,0 | 8,1–8,6 | 7,0–7,9 |
Твердость резины по Шору, ед. | 76 | 73 | 69 |
Масса шины, кг | 11,0 | 8,8 | 10,0 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, | 4700 | 5000 | 4500 |
Цена/качество* | 5,69 | 6,00 | 5,31 |
Сумма начисленных баллов | 826 | 834 | 847 |
Плюсы | удовлетворительное сцепление на мокром асфальте и на грунтовке | высокая топливная экономичность; удовлетворительные сцепление | высокая топливная экономичность при езде со скоростью 90 км/ч и 60 км/ч; четкое следование курсу |
Минусы | худшие тормозные свойства на сухой дороге; самая низкая скорость выполнения переставки на сухой дороге; худшая экономичность; проблемная управляемость при экстремальном маневрировании; замечания в адрес курсовой устойчивости и комфортности | худшее сцепление на мокром асфальте, посредственное – | посредственные сцепные свойства на сухом асфальте; проблемная управляемость при экстремальном маневрировании |
| 8-9 место | 8-9 место | 7 место |
Марка, модель | Triangle Sportex TSH11 | Belshina Artmotion HP (Bel-285) | Dunlop SP Sport FM800 |
Страна изготовления | Китай | Белоруссия | Таиланд |
Индекс нагрузки и скорости | 94W | 94W | 94W |
Глубина рисунка по ширине, мм | 6,6–7,1 | 7,3–8,4 | 7,4–8,3 |
Твердость резины по Шору, ед. | 66 | 74 | 74 |
Масса шины, кг | 9,4 | 10,0 | 10,6 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, | 4000 | 4000 | 5400 |
Цена/качество* | 4,62 | 4,62 | 6,17 |
Сумма начисленных баллов | 865 | 865 | 875 |
Плюсы | высокая экономичность при скорости 60 км/ч; четкое следование курсу; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании на сухой дороге | стабильная управляемость при выполнении экстремального маневра на сухом асфальте | стабильная курсовая устойчивость и управляемость при экстремальном маневрировании на мокрой дороге |
Минусы | невысокие тормозные свойства | серьезные замечания в адрес курсовой устойчивости; сложная управляемость при экстремальном маневрировании | сложная управляемость при выполнении экстремальных маневров на сухой дороге |
| 6 место | 5 место | 3-4 место |
Марка, модель | Nordman SZ | Toyo Proxes Sport | Hankook Ventus S1 evo2 |
Страна изготовления | Россия | Япония | Венгрия |
Индекс нагрузки и скорости | 94W | 94Y | 94Y |
Глубина рисунка по ширине, мм | 7,2–8,4 | 6,5–7,4 | 7,4–8,1 |
Твердость резины по Шору, ед. | 71 | 71 | 71 |
Масса шины, кг | 10,1 | 10,0 | 10,2 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, | 4900 | 5900 | 5700 |
Цена/качество* | 5,56 | 6,64 | 6,19 |
Сумма начисленных баллов | 882 | 889 | 921 |
Плюсы | умеренный расход топлива; стабильная управляемость при экстремальном маневрировании | хорошая курсовая устойчивость | лучшая скорость на «сухой» переставке, высокая – |
Минусы | замечания по поводу плавности хода, незначительные замечания в адрес курсовой устойчивости и управляемости при экстремальном маневрировании | незначительные замечания в адрес управляемости при экстремальном маневрировании | незначительные замечания в адрес управляемости при экстремальном маневрировании на мокрой дороге; замечания по поводу шума |
| 3-4 место | 2 место | 1 место |
Марка, модель |
Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 |
Nokian Hakka Blue 2 |
Pirelli P Zero |
Страна изготовления | Германия | Финляндия | Италия |
Индекс нагрузки и скорости | 94Y | 94V | 94Y |
Глубина рисунка по ширине, мм | 8,0–8,8 | 7,7–8,1 | 7,6–8,3 |
Твердость резины по Шору, ед. | 74 | 71 | 72 |
Масса шины, кг | 9,0 | 9,8 | 9,4 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, | 6500 | 6200 | 8300 |
Цена/качество* | 7,06 | 6,61 | 8,72 |
Сумма начисленных баллов | 921 | 938 | 952 |
Плюсы | высокие сцепные свойства; высокая скорость выполнения переставки; хорошая курсовая устойчивость; понятная управляемость при экстремальном маневрировании на мокром асфальте; самые мягкие | лучшие тормозные свойства на мокрой дороге; высокая скорость на переставке; скромный расход топлива; четкое следование курсу; понятная управляемость при экстремальном маневрировании; низкий уровень шума | лучшие сцепные свойства; наивысшая скорость выполнения переставки |
Минусы | незначительные замечания в адрес управляемости при экстремальном маневрировании на сухой дороге; шумные | незначительные замечания касательно плавности хода | нескромный расход топлива при скорости 90 км/ч; замечания по поводу комфортности |
Полностью результаты испытаний приведены здесь: 12-1 место.
Выражаем признательность шинным компаниям-производителям, предоставившим на тест свою продукцию, а также сотрудникам полигона АВТОВАЗа и тольяттинским компаниям Шинторг и Премьера за техническую поддержку.
Вместе с авторами шины испытывали Антон АНАНЬЕВ, Владимир КОЛЕСОВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ и Валерий ПАВЛОВ.
Тесты шин и необходимую информацию о сезонной смене резины вы найдете в подборке публикаций «За рулем» (по ссылке).