Автогражданку увели в автосервис
Сама по себе идея перехода на натуральное возмещение вполне здравая. Ведь главная задача пострадавшего в аварии – починить машину. В этом, собственно, и смысл Закона об ОСАГО — гарантированное возмещение ущерба.
Сейчас, когда на восстановление разбитого автомобиля дают деньги, пострадавшему приходится доплачивать за износ. Такое положение закреплено в законе. А тут предлагают ремонт без доплат. Почему же страховое сообщество вышло с подобным предложением? Ведь финансовая нагрузка на страховые компании в этом случае сильно увеличится.
Страховые компании начали сокращать свое присутствие в некоторых регионах, что породило проблемы и с доступностью полисов, и с урегулированием убытков. Поэтому и подняли тему перехода на натуральное возмещение.
«Версия закона, принятая Госдумой в третьем чтении и одобренная Советом Федерации, получилась не в той редакции, за которую изначально выступало страховое сообщество. В ходе рассмотрения в Госдуме в документе появились жесткие требования (по срокам ремонта, гарантии на ремонт, использованию новых запчастей), существенно ограничивающие количество станций, которые будут использованы страховщиками для организации ремонта. Закон получился реальным лишь для крупных городов, для городов-миллионников», — пояснил Евгений Уфимцев.
Страховые компании рассчитывали, что смогут направлять большое количество автомобилей для ремонта на СТО, с которыми уже налажено сотрудничество, однако теперь их число будет сильно ограничено из-за излишней детализации и высоких требований. А ведь многие страховые компании и до принятия поправок давали пострадавшим направление в автосервис. И по моей практике, такой ремонт вполне себя оправдывал.
Как отмечает Евгений Уфимцев, по автокаско (более дорогому продукту) требования к станциям мягче и по качеству, и по гарантийному сроку, и по сроку ремонта — все это не так детализировано.
Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, уверен, что как раз жесткие требования к СТО, равно как и использование только новых запчастей при ремонте, позволят автовладельцам получить качественную услугу.
«Ответственность за качество ремонта будут нести страховые компании, а сам ремонт может производиться или на СТО из списка страховщика, или в предложенном потерпевшим автосервисе, по договоренности со страховой компанией», — говорит Антон Шапарин.
На мой взгляд, конкретный автосервис все же должна выбирать сама страховая компания. Иначе как можно возлагать на нее ответственность за качество ремонта и за сроки восстановления машины, если к выбору конкретной СТО она не имеет никакого отношения?
По оценке РСА, 5,3 тысячи СТО на сегодняшний день имеют договора с страховыми компаниями для урегулирования страховых случаев по автокаско и ОСАГО. Страховое сообщество как раз собиралось задействовать эти ресурсы при реализации закона плюс постараться подключить к системе новые станции. Это подтверждает и Татьяна Федосеева, директор по урегулированию убытков в автостраховании СК «Согласие»: «Мы уже давно предлагаем всем нашим клиентам натуральную форму возмещения. Процесс этот отлажен, СТО работают быстро и качественно».
«Изменения в законодательстве, устанавливающие достаточно серьезные требования к автосервисам, безусловно, потребуют от нас корректировок внутренних процессов, — поясняет Татьяна Федосеева. – Да, будет трудно организовать возможность ремонта во всех регионах, ведь есть множество мест, где вообще отсутствуют СТО».
К слову, именно с новыми запчастями могут возникнуть проблемы. Судите сами: отремонтировать машину обязаны в течение 30 дней. Но как быть, если запчасти отсутствуют на складе в России? Ведь для доставки может потребоваться дополнительное время. Не могут же страховые компании заставлять СТО держать огромный склад запчастей. А ответственность «повесили» опять же на страховые компании.
Или взять, к примеру, 50-километровый барьер. Во многих регионах некоторые дилерские станции, отвечающие этим и ряду других требований, находятся только в столице региона. Получается, если новый автомобиль эксплуатируется где-то вдали от областного центра, то натуральное возмещение ему уже не «светит». Да и обычные СТО, где можно качественно отремонтировать машину, есть далеко не в каждом населенном пункте. В итоге законодатели сделали натуральное возмещение недоступным для многих автовладельцев. А шишки посыплются на страховые компании...
Тем не менее, по словам Татьяны Федосеевой, сейчас наблюдается определенный ажиотаж среди СТО, желающих заключить договор на ремонт транспортных средств по ОСАГО.
«Предложения о сотрудничестве в нашу компанию поступают ежедневно, — рассказывает Татьяна. – Но многие компании попросту не соответствуют нашим требованиям, и мы не можем заключить с ними соглашения».
Пока сложно говорить, насколько поможет новый вид Закона об ОСАГО автомобилистам. Но уже сейчас можно сделать вывод, что те поправки, которые появились при обсуждении законопроекта и вроде бы были направлены на защиту интересов автомобилистов, могут сыграть с пострадавшими злую шутку.
Хотел бы отметить еще один момент, который тоже не способствует стабилизации рынка ОСАГО. Закон вступает в силу уже скоро, да вот только с одной оговоркой. Приоритет натурального возмещения распространяется лишь на вновь заключенные договоры ОСАГО. То есть по старым договорам будут выплачивать по старинке, деньгами. Это значит, что положительный эффект от поправок откладывается – ожидать его менее чем через год не придется. Возможно, времени потребуется еще больше.
Ну а страховые компании будут еще как минимум год сталкиваться с деятельностью криминальных автоюристов и все так же нести дополнительную нагрузку в виде нестраховых выплат. А чем это заканчивается, мы прекрасно знаем.
Фото: Валерий Матыцин, Юрий Смитюк, Дмитрий Рогулин, Роман Пименов/ТАСС