Низкопольные автобусы ЛиАЗ: легким шагом
Панель приборов смотрится современно, при этом она функциональна. |
Урбан-эстетика
Красивый городской автобус – это фактически те же самые «малые архитектурные формы», которые украшают наши улицы. Были времена, когда ЛиАЗы не особо радовали глаз. И дело не в дизайнерских изысках – облезала краска, появлялись дырки в кузовных панелях, на ступенях и даже в полу. Теперь всё иначе. Сваренный кузов каждого автобуса проходит катафорезное грунтование в восьми ваннах с полным погружением. Боковины кузова – из стальных листов с двухсторонней оцинковкой; они натянуты с предварительным нагревом, а затем приварены. Получается очень ровно, без вмятин и пузырей, красиво и долговечно. Кроме того, на современных ЛиАЗах арки колес изготавливают из нержавеющей стали, поэтому завод гарантирует отсутствие сквозной коррозии кузова в течение двенадцати лет.
Современный облик ликинским автобусам придают вклеенные стекла. Такая технология к тому же повышает жесткость кузова. За микроклимат отвечают кондиционер и независимые отопители. Кресла – антивандальные, импортные или отечественные. Повредить пластиковые панели красивого интерьера сложно, а чистить и мыть — просто. Благодаря низкому полу шагнуть в салон нетрудно даже пожилым пассажирам. Кочки скрадывает пневмоподвеска.
Наши силы
В ноябре 2016 года в Ярославле поставили на конвейер двигатели ЯМЗ‑534 CNG и ЯМЗ‑536 CNG (от 150 до 312 л.с.). Аббревиатура CNG обозначает сжатый природный газ (англ. compressed natural gas). Оба мотора не склонны к перегреву и найдут применение на грузовиках и автобусах, предназначенных именно для эксплуатации в городе.
Топливная система – бошевский common rail, давление впрыска составляет 1800 бар (с возможностью увеличения до 2000 бар). Для соответствия требованиям экостандартов Евро‑4 и Евро‑5 моторы оснастили системой рециркуляции отработавших газов (EGR) с жидкостным охлаждением. По экономичности двигатели семейства ЯМЗ‑530 способны конкурировать с зарубежными, при этом на 20–30% дешевле. Заявленный ресурс дизельных «четверок» – не менее 700 тысяч километров, «шестерок» – 900 тысяч.
Новые моторы существенно снизили уровень шума и вибраций в задней части автобуса по сравнению с прежними моторами Cummins и Caterpillar.
Не переключайтесь
Автоматические коробки передач на новых ЛиАЗах импортные – ZF EcoLife с электронным управлением либо Allison Transmission Т2100 или Т270. Обе 6-ступенчатые, с блокировкой гидротрансформатора на каждой передаче. Гидротрансформатор используется и как тормоз-замедлитель, причем его интегрируют в рабочую тормозную систему, что позволяет беречь колодки. Еще один автомат – 4-ступенчатый Voith Diwa D 864. Импортные коробки заметно поднимают цену автобуса, но «Группа ГАЗ» уже работает над собственным семейством автоматов с гидротрансформатором.
На ликинских низкопольниках установлены ведущие портальные мосты ZF с хитрыми бортовыми редукторами. Схематически они схожи с армейскими мостами «уазиков» и вседорожников Benz Unimog. Такие мосты позволяют опустить пол с высоты 405 мм от земли до 205 мм – конечно, при использовании соответствующих шин.
Появятся ли отечественные портальные мосты? Есть надежда, что их выпуск освоят в Чувашии, на Канашском автоагрегатном заводе, входящем в «Группу ГАЗ».
ЛиАЗ-429260-60 4×2 | ЛиАЗ-529265 4×2 | ЛиАЗ-621365 6×2 |
Длина/ширина/высота | ||
9500/2500/2938 мм | 12 400/2500/2880 мм | 18 750/2500/2880 мм |
Радиус разворота | ||
8,9 м | 11,0 м | 12,2 м |
Снаряженная/полная масса | ||
н.д./13 150 кг | 10 500/18 000 кг | 15 730/28 000 кг |
Допустимая нагрузка на переднюю/заднюю ось | ||
4200/8950 кг | 6500/11500 кг | 7100/9700/11 200 кг |
Пассажировместимость/количество сидячих мест | ||
75 чел./18 + 1 | 108 чел./28 + 1 | 193 чел./33 + 1 |
Двигатель | ||
ЯМЗ-534030 (Евро-5), 4,43 л; 210 л.с. при 2300 об/мин; | ЯМЗ-53633 (Евро-5), 6,65 л; 276 л.с. при 2300 об/мин; 1250 Н·м при 1300–1600 об/мин | ЯМЗ-53613 (Евро-5), 6,65 л; 310 л.с. при 2300 об/мин; 1221 Н·м при 1300–1600 об/мин |
Запас топлива | ||
180 л | 220 л + 70 л | 220 л + 220 л |
Трансмиссия | ||
ведущий мост – ZF AV110, портальный, с центральным коническим редуктором; коробка передач – ZF 6AP-1000B, А6 с ГМП | ведущий мост – ZF AV133, портальный, с центральным коническим редуктором, с двухпоточными бортовыми редукторами; коробка передач – ZF 6AP-1400B, А6 с ГМП | |
Ходовая часть | ||
передняя подвеска – независимая, пневматическая, с двумя пневмобаллонами, задняя подвеска – зависимая, с четырьмя пневмобаллонами; тормоза – пневматические, двухконтурные, дисковые, с ABS и с ASR; шины – 265/70 R19,5 | передняя подвеска – зависимая, пневматическая, с двумя пневмобаллонами, задняя подвеска – зависимая, с четырьмя пневмобаллонами; тормоза – пневматические, двухконтурные, дисковые, с ABS и с ASR; шины – 275/70 R22,5 | передняя подвеска – зависимая, пневматическая, с двумя пневмобаллонами, задняя подвеска – зависимая, с четырьмя пневмобаллонами; тормоза – пневматические, двухконтурные, дисковые, с ABS и с ASR; шины – 275/70 R22,5 |