Ралли олдтаймеров глазами штурмана: молниеносное привыкание
Тульская «Автострада» демократична. Любителям олд- и янгтаймеров предназначена историческая часть экспозиции, размещающаяся в стенах кремля. Тюнерам отдают площадь перед зданием администрации области. Участие в фестивале бесплатное. И все довольны – редкость для таких мероприятий. Несмотря на большое количество участников и огромное число посетителей (как туляков, так и иногородних), там как-то уютно, по-домашнему. А уровень фестиваля растет: приезжает все больше редких машин. Среди тюнеров в этом году выбирали топ-32, и достойных кандидатур оказалось на удивление много.
Впервые «Автострада» была двухдневной. Сжалилась даже беспощадная в этом году погода – было солнечно и в воскресенье, 11 июня, в день фестиваля, и в понедельник, 12-го, во время ралли. Небеса разверзлись, как мы уже привыкли, только во время награждения победителей.
А днем ранее награждали малышей, победивших в гонке педальных машинок. Несмотря на небольшой возраст участников, от 4 лет, все было обставлено вполне серьезно, по-взрослому, с дипломами, призами, кубками. Больше того, у «педалек» есть свой чемпионат, кубок Sternauto, и в Туле прошла только середина спортивной серии.
Мы с моим другом и коллегой Олегом Алексеевым едем на Москвиче-2140 1979 года. Соответственно, в янгтаймерах. Он – пилотом, я – штурманом. А ведь сначала договаривались, что я проеду пассажиром, сделаю фоторепортаж о работе экипажа. Все равно буду в Туле, на даче. Но планы стремительно изменились — и вот мы уже клеим на машину стартовые номера и логотипы спонсоров (среди информационных — «За рулем»), регистрируемся в судейской палатке, проходим техинспекцию, получаем роудбук, контрольную карту. Стартуем! Уже? Уже! Пошел отсчет метров и времени.
«Косячить» стали сразу же после старта: не туда повернули, затем доверились гаишникам, стоявшим в перекрытии, они отправили нас по ложному пути… А дальше наши (больше мои) ошибки росли как снежный ком, постоянно увеличивая отставание от идеального времени. Напомню, что смысл ретроралли состоит в точном прохождении пунктов контроля времени (КВ). Мы не прошли в установленные для нас минуты ни один, кроме первого. Когда стало понятно, что никуда не успеваем, концепция изменилась: решили, раз уж так вышло, хотя бы попробовать пройти весь маршрут полностью. Но и тут не срослось – один КВ мы так и не нашли. До сих пор не понимаю, как и почему. Итог – штраф в 900 секунд, четверть часа. И слишком раннее прибытие на КВ тоже пенализируется: нужно отстаиваться.
Перед стартом и Олег, и другие «раллисты» пугали меня «рыбьими костями» — нарисованными в роудбуке то ли селедочными хребтами, то ли елками-палками, призванными обозначать дороги разных типов и направление движения. Проблема в логике прохождения. Видишь линию справа – нужно поворачивать налево, и наоборот. А на маршруте две «кости» подряд! «Спасибо» за это Евгению Сороке — секретарю Кубка РАФ по ретроралли и главному судье гонки, составлявшему легенду. Первой «костью» мы подавились, проплутав по тульским переулкам полчаса, хотя должны были уложиться в считаные минуты. Правда, вторую проскочили влет. Она шла поперек первой – мы там уже каждый камушек знали.
Говорят, к фирменному стилю Евгения относятся и «слепые» позиции – когда не прописывается расстояние между ориентирами, приходится гадать, сколько ехать. Например, по времени, вычисляемому от идеального, – его нужно держать в уме постоянно. Впрочем, если бы и прописывалось, мне бы это не помогло – не успевал сверять дистанцию.
А как вам нравится скоростной режим, обозначенный в процентах от требований ПДД? Например, 90% от 40 км/ч? Правильно, 36. Теперь попробуйте удержать такую среднюю на «Москвиче» с безбожно врущим спидометром! А если режимы все время меняются? 70% от 60 км/ч, после – 80% от 90 и так далее. Понятно, опытные раллисты просто держат значения в памяти. А неопытные считают. Судорожно.
Вроде и больших скоростей в ретроралли нет, средняя рассчитана так, что в городе она должна быть равна 20 км/ч, за городом – 40 км/ч. Но когда промахиваешься мимо позиции и наверстываешь упущенное время, спешишь на КВ, пилот от души крутит мотор, адреналинчик все-таки играет. По-моему, я меньше волновался, когда ездил на мощнейших тюнинговых или спортивных машинах. Даже с Кеном Блоком, сквозь елки боком. Там болела от напряжения шея и слегка дрожали пальцы – но я ни на что не влиял. А тут результат напрямую зависел от меня – каждого момента работы.
Как говорит Олег, он зарекается участвовать в ретроралли каждый раз во время гонки и сохраняет этот настрой несколько месяцев. Но приближается новый сезон, и его снова тянет за руль. А самое страшное, что эта зараза и меня зацепила. А ведь я вовсе не азартен! Был. «Прости, что втянул тебя, — с сожалением сказал Олег, когда мы в сотый раз пытались угнаться за убегающими минутами. — Сидел бы ты сейчас спокойно на даче...». Свой ответ не цитирую.
На финише пообщался с другими участниками, среди которых оказалось немало новичков. Никто из них, конечно, не победил – в этих соревнованиях имеет огромное, первостепенное значение опыт. Зачем ехали? Испытать себя. А это спорт? Ну точно не прогулка (мягко говоря). Понравилось? Нет, жесть. Еще поедете? Конечно!!!
Я же говорю, зараза. Даже не думайте пробовать.