Большой тест маленьких хэтчбеков: Kia Picanto, Datsun mi-DO и Smart ForFour
Столь популярные в России автомобили класса В больно ударили по соседним сегментам. И если гольф-класс еще как-то держится, то по самым маленьким пора звонить в колокол. Зачем брать микрохэтчбек, когда за те же деньги есть автомобили покрупнее? Впрочем, жизнь в классе А еще теплится, о чем красноречиво говорит вышедший на наш рынок Kia Picanto нового поколения, который и стал зачинщиком этого теста.
Мы взяли 1,2‑литровый 84‑сильный Picanto с четырехступенчатым автоматом, в топовом исполнении Prestige. Стóит ли он своих 794 900 рублей, или лучше обратить внимание на машины побольше?
Ответ поможет дать Datsun mi-DO со схожим по мощности мотором 1.6 (87 л.с.) и четырехступенчатым автоматом. Такой mi-DO в максимальном исполнении Dream II с сенсорным дисплеем и электропакетом обойдется в 648 000 рублей. Это конкурент «снизу» – но только по цене, а не по размерам, поскольку mi-DO самый крупный в нашей компании.
А может, для города лучше подойдет пятидверный Smart? Мощность близка – 90 «лошадок», которые трудятся в связке с шестиступенчатым роботом. Тестовый Smart в комплектации Passion и с массой опций потянул на 1 388 000 рублей! Ничего себе, конкурент «сверху»! Поневоле задумаешься…
Smart – исключительно городской житель. Причем город ему нужен с отремонтированными улицами. В перекопанной Москве нежную подвеску легко пробить. Шоссе – чуждая среда. У Смарта высокая парусность: он шарахается в сторону от бокового ветра и встречных фур. Smart ForFourМашина второго поколения дебютировала в 2014 году. На российском рынке – с декабря 2015 года. Это пятидверная версия «короткого» Смарта, построенного на общей с Renault Twingo платформе. Кроме того, на российском рынке представлены трехдверный Smart ForTwo и кабриолет. Двигатели: бензиновые: | Datsun mi-DO неплохо чувствует себя в городе. Высокие бамперы позволяют парковаться вплотную к бордюрам. Mi-DO уверенно держит курс и спокойно переваривает плохие дороги. Тем и хорош. Datsun mi-DOПоявился в начале 2015 года. Фактически – перелицованная Лада Калина. С единственным мотором агрегатируется пятиступенчатая механика или четырехступенчатый автомат. Сборка – на АВТОВАЗе, в Тольятти. Двигатель: бензиновый:
| Юркий Picanto гармонично смотрится в большом городе. Еще бы клиренс побольше и бамперы повыше… На ровном шоссе Kia прекрасен: проворен в поворотах и стабилен на прямой. Kia PicantoВ нынешнем году представлено третье поколение. Хэтчбек выпускают с двигателем объемом 1,0 или 1,2 литра. Коробка передач – механика или автомат. Трехдверной версии нет. Сборка – на калининградском заводе Автотор. Двигатели: бензиновые: |
Умник каршеринга
Smart, даром что недешев, встречается частенько – правда, лишь в Москве и в серо-оранжевой ливрее столичного каршеринга.
Стою я рядом с этим «плюшевым чудом», и так и тянет его обнять. Кузов не просто компактный, он мегакомпактный. Пристроить такой хэтч на тесном паркинге не проблема даже ярко-зеленому новичку. Габариты чувствуются отлично – парктроник нужен только для того, чтобы вытянуть побольше денег из покупателя.
Салон – словно сказочный лес. Лишь вылупившиеся из изогнутой передней панели дефлекторы вентиляции и приборы напоминают, что мы сидим в машине. И еще руль, конечно, который чертовски удобен. С эргономикой вообще порядок. При всей мультяшности интерьера в Смарте удобно… спереди и одному. Стоит появиться кому-то справа, и «чувство локтя» быстро напомнит о габаритах машины.
Образец максимальной информативности при минимуме площади. Дисплей трип-компьютера хорош сочными красками. | Отдельный тахометр со встроенными часами – словно домашний будильник на столе. | Блок климат-контроля – маленький шедевр. Кнопки – с эффектной световой индикацией. А гляньте на шкалу температуры с ползунком и увеличительным стеклом! | |
Интерьер – словно дипломная работа молодых и дерзких дизайнеров. Каждый элемент тянет внимание на себя. Тканевая обивка передней панели вызывает сомнения: практично ли? | |||
Блок мультимедиасистемы похож на ретроприемник. Усилие на кнопках и звучание акустики напоминают, чей это бренд. | В торце центрального туннеля предусмотрено удобное потайное отделение для мелких вещей. |
Еще острее чувствуются размеры, когда садишься сзади. Неспроста доплата за дополнительную пару дверей и сидений составляет всего 40 000 рублей: на комфорт сидящих сзади – их может быть лишь двое – просто закрыли глаза. Вроде есть карманы, подстаканники и другие признаки полноценного автомобиля. Но сиденья такие низкие, что коленки подпирают уши. Если не хотите растерять друзей, ездите в Смарте, даже пятидверном, вдвоем и без багажа. Сумки класть практически некуда: 124 литра багажного объема, которые мы намерили по методике «За рулем», стали антирекордом наших тестов. ForFour хорош в коротких «пробежках» налегке в переполненном мегаполисе. Тут его таланты раскрываются в полной мере.
Задний привод позволил так сконструировать переднюю подвеску, что можно выкручивать колёса чуть ли не на прямой угол – Smart способен развернуться почти на месте, в чем мы убедились на импровизированной «тесной парковке», обозначенной конусами.
Смартовские передние сиденья с интегрированными подголовниками спрофилированы лучше, чем в Датсуне. | Хотя Smart ForFour даже названием подчеркивает свою четырехместность, долго сзади не высидишь: неудобно и тесно! |
Проворна машина и в потоке. Чуткий руль не испортили даже три с лишним оборота от упора до упора. На скорости баранка наполняется адекватным усилием, и Smart охотно реагирует на ее повороты.
Под стать и бодрый турбомоторчик. Три цилиндра жужжат необычайно вкусно, будто ты в Porsche. Но динамика отнюдь не поршевская, хотя мотор и самый мощный в трио. Малину портит излишний вес, да и робот Twinamic с двумя сцеплениями сжирает частичку моторной потенции. Лишь в режиме Sport практически исчезает задемпфированность акселератора, а коробка работает бодрее.
Между задними сиденьями примостили удобный бокс с подстаканником – одна из немногих радостей для задних седоков Смарта. | Подушки задних сидений при складывании вращаются на 180 градусов. Вместе со сложенными спинками образуется ровная грузовая площадка. |
Увы, вибрации силового агрегата не спрячешь. Зудящие руль и рычаг коробки – не этого ждешь от машины за миллион триста. На магистральных скоростях подмешиваются шараханья от бокового ветра и рыскания на асфальтовых колеях. Расход топлива карабкается к неприличным для такой малышни 9 л/100 км.
Нет, Smart должен жить в городской черте. Желательно – в богатом мегаполисе с хорошими дорогами. На разбитом асфальте нежная подвеска сдается, так что эпичная реконструкция центра Москвы с повсеместно снятым асфальтом машине вовсе не по душе. Мне, впрочем, тоже.
Калина красная
Не важно, что на решетке радиатора – японская эмблема, а переосмысленный кузов окрашен в ярко-рыжий цвет. Калину мы узнаем из тысячи! Автомобиль, скроенный по вчерашним канонам, неожиданно хорошо подходит для города – российского, желательно с незабитыми парковками. Широко распахивающиеся двери без внятных фиксаторов могут легко долбануть соседний автомобиль. Широкой душе mi-DO нужен простор. После Смарта маневры Датсуна «жирны» и неуклюжи. Зато какой клиренс! Бамперами mi-DO не заденет даже самые восхитительные гранитные бордюры.
Открывая и придерживая своевольную дверь, я окунаюсь в знакомый мир. Не столько качество (оно вполне сносное), сколько запах выдает Тольятти. Посадка высокая, линия остекления низкая, наружные зеркала огромные – всё в Датсуне создано для отличного обзора. Он заметно крупнее Смарта, но парктроник ему тоже ни к чему.
Простые приборы вполне удобны. Шкалы информативны, дисплеи не бликуют. На машинах дорогих версий есть окошко-указатель температуры охлаждающей жидкости. | Логика управления мультимедиацентром далека от идеала, экран в солнечную погоду становится слепым. Есть штатная навигация. | Однозонный климат-контроль прост во всех смыслах, но работает на совесть. | |
Жирные «линии», недорогой пластик, тонкий руль – mi-DO не претендует ни на что в разговоре о современном автомобильном дизайне. | |||
Мимо таких клавиш обогрева передних сидений не промахнешься, но световая индикация лишней не бывает. | Кто додумался так спрятать разъем USB? |
Четыре цилиндра выдают скромные атмосферные 87 сил (в ремонте mi-DO всяко будет дешевле), а пожилой четырехступенчатый автомат – это вам не продвинутый шестиступенчатый робот. Но Datsun не пасует и отлично распоряжается вверенной ему тягой. Невероятно эластичный мотор вывозит с самых низких оборотов, а четырехступенчатая гидромеханика Jatco шустра не по годам.
В потоке – без проблем. Главное – держать дистанцию, ибо приводу тормозов не хватает информативности. Как и производительности усилителю руля. А устаревшей передней подвеске без подрамника – угловой жесткости: усилие на руле меняется так стремительно, будто рулевой вал прикусывается при каждом повороте руля.
В Датсуне сиденья первого ряда регулируются по высоте. Спинка спрофилирована неудачно и неприятно давит в поясницу. | Задний ряд mi-DO нельзя назвать просторным. Посадку затрудняет сильно зауженный книзу проем. |
К счастью, крутить баранку требуется нечасто, ибо ямы и колдобины можно не объезжать вовсе. На фоне неженки Смарта ходовая mi-DO обладает буквально танковой живучестью. Чем крупнее препятствие, тем лучше она держит удар.
Колесные арки отлично изолированы от «пескоструйки», но дверные уплотнители никуда не годятся: пропускают любой шорох с улицы. Парни на периферии знают рецепт: музыку погромче – и она забивает все посторонние шумы. Огонь!
Пикантный выбор
Picanto – машинка маленькая, но вполне «взрослая». Ничего общего со скучным Датсуном, но и чрезмерной игрушечности Смарта нет. Дизайнеры под руководством Петера Шрайера доказали, что дерзкие кузовные росчерки старших моделей вполне применимы и в младшем классе.
Классическая панель приборов с бело-лунной подсветкой и красными стрелками отлично читается. Даже монохромный дисплей здесь в тему. | Мультимедиасистема – с кнопками и скромным дисплеем и при этом с простой логикой управления и достойным звучанием. |
Интерьер молодежный, смелый. Эргономика продумана на совесть, а руль достоин автомобиля парой классов выше. | |
Привет всем, кто вырос на приставках: блок отопителя выполнен в виде геймпада от PlayStation. | Сиденья и руль – с обогревом. |
На забитой парковке не нужно хвататься за сердце, если забыл придержать дверь: фиксаторы промежуточных положений работают отменно. В интерьере – ни вычурности, ни скуки. Жесткий пластик не обманывает ожиданий и не маскируется под мягкий. Всё просто, но качественно. А какое сиденье! С богатым профилем и широкими диапазонами регулировки.
Передние сиденья Kia – средней плотности, отлично спрофилированы, имеют «хваткую» боковую поддержку. | В просторе сзади Picanto не уступает более крупному Датсуну, а посадка даже лучше. |
Удивительно, но в маленькой машине нашлось много места для мелких вещей – вот что значит грамотная «точечная застройка»! Во втором ряду не теснее, чем в mi-DO, а посадка «человечнее». Но заклятие невидимого расширения бывает только в сказках о юном волшебнике: если пассажирам просторно, значит чемоданам тесно. Открываю багажник лишь для того, чтобы убедиться в этом: да, он раза в полтора меньше, чем у mi-DO.
Picanto – самый слабый в трио, но и самый легкий. Выжатые из атмосферного 1,2‑литрового мотора 84 «лошадки» смело разгоняют тонну живой массы, вопреки сопротивлению флегматичного четырехступенчатого автомата, не состоящего с двигателем в «хороших передаточных отношениях».
ГОРЯЧАЯ ОБЕРТКАТем, кому хочется погорячее, адресован Picanto GT. Правда, в отличие от Соула и Оптимы, особенности GT-версии Picanto сводятся лишь к стайлингу. Машину легко узнать по агрессивным бамперам с красными элементами. Из-под заднего торчит двустволка выпускной системы – это лишь насадка на выхлопную трубу, никакого «сверхзвука» она не дает. Только для Picanto в исполнении GT Line доступны камера заднего вида с динамической разметкой, мультимедиасистема с семидюймовым экраном и навигация. Сиденья обтянуты искусственной кожей с красными вставками. Едет Picanto GT абсолютно так же, как стандартный. Разве что асфальтовые стыки больнее проходят по кузову из-за низкопрофильных шин внушительной для этого класса размерности 195/45 R16. Доплата за псевдозаряженную версию – свыше 70 000 рублей. По цене Picanto GT стремится к пафосному Смарту: 869 900 рублей. | ||
| | |
Жаль, не бывает Picanto 1.2 с механикой! Ведь благодаря особенностям шасси он на удивление драйверский. Хорошо обученный усилитель, «короткая» рулевая рейка и молниеносные реакции провоцируют искать повороты и без нужды перестраиваться в потоке. Корейцы умудрились воткнуть в малыша задние дисковые тормоза, что вкупе с ювелирно настроенным приводом позволяет замереть хоть в сантиметре от стоп-линии. Отличная альтернатива Mini!
Маневрировать в тесном пространстве Kia тоже умеет – может быть, не так ловко, как Smart, но явно шустрее Датсуна. Однако парковаться вплотную к тротуарам опасно: бамперы висят низко, клиренс скромный (140 мм). И перед «лежачими полицейскими» или крупными выбоинами нужно сбрасывать скорость: энергоемкость подвески получше, чем у Смарта, но не идет ни в какое сравнение со всеядностью датсуновской.
На искусственной парковке из конусов Smart выступил лучше всех. Передние колёса поворачиваются на очень большой угол. (Радиус разворота 4,3 м.) | Пройти по следам Смарта на импровизированной парковке Datsun не смог – сбил первый же конус. (Радиус разворота 5,2 м.) | Kia куда маневреннее Датсуна, но коридор по следам Смарта тоже не прошел: сбил третий конус. (Радиус разворота 4,7 м.) |
Маленькие радости
По сумме основных потребительских качеств наиболее приспособленным к жизни в асфальтовых джунглях любого масштаба оказался Picanto. Он еще долго будет лидером медленно умирающего класса. Уже не повторит успех Матиза или Оки, но ведь времена нынче другие. Вдохнуть жизнь в класс А можно только хорошими льготами – как налоговыми, так и на парковку. Но о любых послаблениях в наше время можно только мечтать...
Smart ForFour – персона яркая, специфическая. За пределами гладких асфальтовых улиц ему некомфортно, а в каршеринге – вполне. В нашем тесте он оказался последним, но для покупателей с деньгами и нестандартными запросами Smart всегда будет на первых ролях.
Datsun mi-DO взял второе место. Прост как кочерга. И столь же надежен: прикончить подвеску даже на сельских дорогах не так-то просто. Конечно, mi-DO гораздо ближе к машинам В‑класса, но в качестве альтернативы городским «букашкам» его вполне можно рассматривать. Тем паче что самый дорогой mi-DO стóит как самый доступный Picanto с автоматом.
ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
| DATSUN mi-DO | KIA PICANTO | SMART FORFOUR |
Снаряженная / полная масса | 1160 / 1560 кг | 913 / 1370 кг | 920 / 1420 кг |
Время разгона 0–100 км/ч | 14,3 с | 13,7 с | 11,2 с |
Максимальная скорость | 165 км/ч | 161 км/ч | 165 км/ч |
Топливо / запас топлива | АИ-95 / 50 л | АИ-95 / 35 л | АИ-95 / 28 л |
Расход топлива: городской / загородный / смешанный цикл | 10,4 / 6,1 / 7,1 л / 100 км | 7,0 / 4,5 / 5,4 л / 100 км | 5,1 / 3,9 / 4,3 л / 100 км |
ДВИГАТЕЛЬ | |||
Тип | бензиновый | бензиновый | бензиновый |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | сзади, поперечно |
Конфигурация / число клапанов | Р4 / 16 | Р4 / 16 | Р3 / 12 |
Рабочий объем | 1596 см³ | 1248 см³ | 898 см³ |
Мощность | 64 кВт / 87 л.с. | 62 кВт / 84 л.с. | 66 кВт / 90 л.с. |
Крутящий момент | 140 Н·м при 3800 об/мин | 121,6 H∙м при 4000 об/мин | 135 Н∙м при 2500 об/мин |
ТРАНСМИССИЯ | |||
Тип привода | передний | передний | задний |
Коробка передач | А4 | А4 | Р6 |
Передаточные числа: | 2,86 / 1,56 / 1,00 / 0,70 / – / – / 2,31 | 2,92 / 1,55 / 1,00 / 0,71 / – / – / 2,48 | 3,91 / 2,43 / 1,44 / 1,02 / 0,87 / 0,70 / 3,51 |
Главная передача | 4,10 | 4,59 | 3,90 / 4,35 |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |||
Подвеска: спереди / сзади | McPherson / упругая поперечная балка | McPherson / упругая поперечная балка | McPherson / зависимая, De Dion |
Рулевое управление | реечное, | реечное, | реечное, |
Тормоза: спереди / сзади | дисковые, вентилируемые / барабанные | дисковые, вентилируемые / дисковые | дисковые / барабанные |
Шины | 185/55 R15 | 185/55 R15 | 165/65 R15 спереди, |
СЕРВИС В ЦИФРАХ
| Периодичность ТО | Гарантия | Дилеры (СТОА) |
DATSUN mi-DO | 15 000 км или 12 месяцев | 3 года или 100 000 км | 68 |
KIA PICANTO | 15 000 км или 12 месяцев | 5 лет или 150 000 км | 178 |
SMART FORFOUR | 15 000 км или 12 месяцев | 2 года без ограничения пробега | 23 |
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЕЙ
Модель | DATSUN mi-DO | KIA PICANTO | SMART FORFOUR |
Рабочее место водителя | Самое удобное сиденье – у Kia. Хороши и органы управления, но у селектора автомата не очень удобная схема переключения. У Смарта сиденье чуть хуже (боковая поддержка слабая), а разнесенные по панели приборы требуют привычки. Спинка кресла Датсуна спрофилирована неудачно, его руль самый неудобный в тесте (во всех машинах руль регулируется только по углу наклона). Зато в mi-DO великолепный естественный обзор благодаря низкой линии остекления и большим зеркалам – в Picanto и Смарте с этим чуть хуже. | ||
Сиденье | 7 | 9 | 8 |
Органы управления | 8 | 8 | 8 |
Обзор | 9 | 8 | 8 |
Салон | Передняя часть салона лучше организована у Picanto: много отделений, хороший запас пространства и широкий дверной проем. В Датсуне с отделениями для хранения похуже, но мéста тоже хватает. В Смарте в соседстве с передним пассажиром возникает острое «чувство локтя». По просторности в заднем ряду mi-DO и Picanto близки. Datsun предоставляет больше мéста для ног, но усаживаться неудобно. В Kia чуть менее просторно, зато посадка куда удобнее. Задним пассажирам Смарта приходится совсем несладко. Самый большой багажник – у Датсуна. Picanto и ForFour имеют багажники объемом меньше 200 литров (замеры проводили по методике ЗР). | ||
Передняя часть | 8 | 9 | 8 |
Задняя часть | 8 | 9 | 7 |
Багажник | 8 | 7 | 7 |
Ходовые качества | По динамике все соперники очень близки, и силенок для уверенного перемещения в городе хватает каждому. У Датсуна отлично спелись двигатель и коробка. Автомат Kia чуть задумчивее, но Picanto отыгрывается благодаря меньшему весу. Роботу Смарта также не помешало бы быть расторопнее. Привод тормозов Датсуна настроен не лучшим образом – дозировать замедление тяжело, эффективности на фоне конкурентов не хватает. Smart тормозит лучше, но и его привод настроен неоптимально. А вот к тормозам Kia вопросов нет. Как и к управляемости: Picanto отлично пишет дугу, рулевое управление информативное. Смарту не хватает стабильности на прямой, он боится ветра. Обратная связь по рулю в Датсуне сильно подпорчена нелинейной сменой усилия в поворотах. | ||
Динамика | 8 | 8 | 8 |
Тормоза | 7 | 9 | 8 |
Управляемость | 7 | 9 | 8 |
Комфорт | У mi-DO очень энергоемкая подвеска, пробить которую сложно. Ходовая Kia и Смарта намного жестче. По шумоизоляции все машины близки. У Датсуна похуже дела с аэродинамическими шумами – у дверей слабые уплотнители. У Kia и Смарта плохая шумоизоляция колесных арок. А еще в Смарте очень вибронагруженный двигатель – тремор передается на руль и педали. У всех машин – однозонный климат-контроль. В Kia есть обогрев сидений, в Датсуне – обогрев лобового стекла. | ||
Шум | 7 | 7 | 7 |
Плавность хода | 9 | 7 | 7 |
Климат | 8 | 8 | 8 |
Приспособленность к России | Больше всего дилеров – у Киа. К тому же корейцы традиционно сильны в вопросах гарантии. Сервисов для Датсуна меньше, однако родство с Калиной упрощает поиск запчастей. Наименее развита сервисная сеть Смарта. Силовой агрегат Датсуна прикрыт металлической защитой, и лучшие параметры геометрической проходимости у него же. Жаль, двери не имеют фиксаторов, что очень мешает на тесной парковке. Kia и Smart не имеют штатной защиты; оба не позволят приложить дверь о соседний автомобиль. | ||
Геометрическая проходимость | 9 | 8 | 8 |
Сервис | 8 | 9 | 7 |
Эксплуатация | 8 | 8 | 8 |
Общая оценка | 7,93 | 8,20 | 7,67 |