Конкурс знатоков: задача про электронный газ, Логан и Дастер
ЗАДАЧА № 117
Электроника подвела
Сломалась у Сереги электронная педаль газа на Логане. Пришлось тащиться до гаража на буксире. Поделился с соседями – вот, мол, вляпался. А один возьми да и брякни: мол, машина у тебя негодная, не то что мой Duster! Ехал бы, мол, на Дастере – обошелся бы без буксиров. Крепко обиделся Серега. Но потом понял, что имел в виду сосед, и успокоился. Что же подразумевал сосед, ссылаясь на превосходство Дастера?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 ноября 2017 года по адресу: 107045, Москва, Селивёрстов пер., 10 – или по e‑mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.
Мы обязуемся прочитать все ваши сообщения по теме конкурса. Призом будет отмечено не просто правильное, но и наиболее полное решение конкурсной задачи с развернутым ответом.
А теперь подведем итоги «Конкурса знатоков» из июльского номера журнала «За рулем».
Напомним, в какую ситуацию попал герой нашего рассказа. В двадцати километрах от дома на Волге ГАЗ‑3110 порвались приводные ремни. Генератор не заряжает аккумулятор, помпа не качает охлаждающую жидкость, двигатель перегревается. А запасных ремней, как назло, с собой нет. На улице – пекло, двигаться удается только короткими «перебежками». Тогда Сергеич немного поколдовал под капотом, удалил одну деталь – и с грехом пополам добрался до дома. Читателям предлагалось ответить, какую деталь удалил Сергеич и почему после этого пробеги до перегрева существенно выросли.
Фраза об увеличении пробегов до следующего перегрева должна была навести читателей на мысль: нашему герою не удалось раздобыть замену ремням – иначе он ехал бы до дома без остановок. Да и практика показывает, что веревка вместо ремня работает разве что на холостом ходу. Чуть прибавляешь обороты – и ошметки веревки разлетаются в стороны. Тем не менее некоторые читатели задумались над тем, из чего мог Сергеич изготовить эрзац-ремни.
Одно из писем очень удивило: «Он снял глушитель для уменьшения сопротивления выходу горячих выхлопных газов». Но позвольте, где глушитель, а где перегревающийся мотор?
В ряде писем высказывалось такое предположение: Сергеич, дескать, избавился от… капота. Теплоотвод от двигателя при этом действительно немного улучшится, но игра явно не стоит свеч. Снять капот в одиночку, чтобы не поцарапать краску, довольно сложно. Да и как его везти? В салон ведь он не влезет.
Некоторые читатели посоветовали нашему герою обратиться к сервисменам. Этот вариант вполне имеет право на жизнь. Но неужели вы думаете, что такой ответ мы объявим лучшим? Ведь наш «Конкурс», да и в целом журнал, рассчитан на людей, которые не только интересуются техникой, но и любят что-то делать своими руками.
Расстроили авторы писем, которые посетовали, что «не хватает данных о том, как приводится насос системы охлаждения – ремнем навесных агрегатов или ремнем ГРМ». Уважаемые, да не было никогда на Волгах ремённого привода ГРМ!
Один из читателей предложил «снять ремень гидроусилителя руля». Согласитесь, что для двигателя это капля в море… Да и «демонтаж решетки радиатора» (это посоветовали несколько авторов присланных писем) не в состоянии сильно снизить температуру двигателя. Предлагали также демонтировать кожух вентилятора, а заодно и вентилятор. Вроде это должно улучшить обдув радиатора. Нет, это полумеры, существенно на охлаждение мотора они не повлияют.
А ведь в задании была подсказка. Помните о канистре тосола, притаившейся в багажнике? Что ж, переходим к правильным ответам. Однако варианты вроде «Термостат» или «Сергеич удалил термостат» не могут быть отмечены призом. Мы каждый раз напоминаем, что интересны развернутые и содержательные ответы, объясняющие суть того или иного явления.
Поэтому процитируем профессионала-дальнобойщика, попавшего в похожую ситуацию и с честью вышедшего из неё: «Много лет назад у меня был аналогичный случай: на КАМАЗе в дороге полетел валик гидромуфты вентилятора. Помпа не качает. И я удалил термостат из системы охлаждения! Тосол, разумеется, тоже в запасе имелся. Погода была нежаркая, шел порожняком, до дома оставалось чуть меньше 200 км, дорога – без особых подъемов. Так как система охлаждения при невращающейся помпе всё равно хоть немного, да работает (по принципу термосифона), а радиатор при движении охлаждается напором воздуха, то я с несколькими остановками – они понадобились для добавления тосола, выбегающего при нагревании через пробку расширительного бачка, – вполне благополучно добрался до дома».
Вот это – настоящий российский водитель: такой на одном колесе доедет. От себя добавим, что Сергеичу неплохо было бы заглушить (например, какой-нибудь деревяшкой) байпасный канал, который при закрытом термостате перепускает жидкость коротким путем, минуя радиатор (англ. bypass – обход). Тогда вся жидкость в этой термосифонной системе охлаждения будет нагреваться в двигателе и охлаждаться в радиаторе. Еще немного помогли бы делу открытый кран отопителя и включение его вентилятора на максимальные обороты.
Всем участникам конкурса спасибо. Александра Зубарева поздравляем с победой! Он получает от компании Autorolla комбоустройство «3 в 1» ParkCity CMB 800.