Битва с Госуслугами — как удалить оплаченный штраф. Опыт ЗР
Наверняка многие уже знают о портале по предоставлению государственных услуг. Кто-то слышал, а кто-то вовсю пользуется его функционалом. Даже приложение соответствующее есть для смартфона. Все здорово. Однако не всегда информация на этом портале соответствует действительности. Речь, в первую очередь, о штрафах и различных задолженностях.
Поясню на собственном примере. Имеется штраф за стоянку в неположенном месте с последующей эвакуацией ТС… Да-да, штраф лично мой. Получен «за дело». Вину признаю. Проблема в том, что постановление об административном правонарушении было выписано еще в 2014 году. Сам штраф в положенные сроки оплачен. Но информация об оплате до нужной инстанции не добралась. Об этом я узнал, авторизовавшись недавно на портале госуслуг. Оказалось, что должен государству 3000 рублей. Как так? А очень просто. Штраф оплачивался в отделении Сбербанка. До сих пор не понимаю, какая муха меня укусила, ведь уже тогда все можно было сделать через интернет, не посещая офис. Не то что бы я не любил общаться с живыми людьми или страдал социофобией, просто онлайн-метод позволяет избежать человеческого фактора. А в данном случае проблема оказалась именно в нем.
Итак, поехали оспаривать несуществующие долги.
Госуслуги ни при чем
Для начала обратился непосредственно на портал госуслуг. Описал свою ситуацию в разделе обратной связи, даже скан квитанции об оплате вместе с постановлением приложил. Они каким-то чудом сохранились на «гугл-фото» в Сети (для тех, кто с Нокии перешел сразу на айфон: это аналог iCloud). Полезная, стало быть, штука. Ведь самого постановления и квитанции у меня давно нет — одни воспоминания.
Ответ последовал стандартный:
«Информируем вас о том, что Портал госуслуг не является государственным органом власти и не входит в их структуру…
…Данные, которые отображаются в Личном кабинете, основаны на информации, получаемой непосредственно из базы данных конкретного учреждения, оказывающего данную государственную услугу. Для уточнения подробной информации по штрафу вам необходимо обратиться в ГИБДД...».
Словом, «ничего не знаем», «мы тут ни при чем». Отфутболили, что называется.
Есть у них и еще один вариант отписки из серии «зайдите после праздников». Выглядит он так:
«Информация о штрафе поступает на госуслуги из базы ГИБДД и государственной платежной системы. Если произошла ошибка в обмене данными между системами, штраф отображается неправильно. Необходимо дождаться, когда со стороны ведомства будут завершены работы по архивированию извещений платежной системы. Данные работы запланированы на 2017 год. После завершения работ информация на Портале обновится».
Добро пожаловать в Сбербанк
Ждать в моем случае не имеет смысла, ведь если за 3 года штраф с портала госуслуг не исчез, значит проблема в чем-то другом. Пишу в «Сбер», параллельно делаю запрос о статусе штрафа в ГИБДД. Везде прикладываю фото квитанции об оплате.
Ответ из Сбербанка такой:
«По результатам проведенной банком проверки установлено, что совершенный Вами в дополнительном офисе №NN платеж на сумму 3000,00 руб. от 28.03.2014 исполнен. Денежные средства перечислены банком 31.03.2014 сводным платежным поручением №NN по подтвержденным Вами реквизитам. Вместе с тем сообщаем, что информации о штрафе по УИН №NN в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) не найдено. В сложившейся ситуации для урегулирования вопроса о наличии задолженности рекомендуем обратиться непосредственно в территориальное Управление ГИБДД с документами, подтверждающими факт оплаты. Дополнительно сообщаем, что банком подготовлено подтверждение о перечислении денежных средств, получить которое вы можете, обратившись в любой дополнительный офис банка, предъявив документ, удостоверяющий личность, и номер данного обращения».
Ишь ты, снова в офис к себе заманивают за какой-то бумажкой! Нет уж — чур меня, чур. Со штрафом-то что? Похоже, все дороги ведут в ГИБДД.
ГИБДД на проводе
На сайте www.gibdd.ru есть сервис по проверке неоплаченных штрафов. Чтобы им воспользоваться, нужно знать номер машины, а также серию и номер свидетельства о регистрации ТС. Проблема в том, что второго у меня и не сохранилось. Машина давно сменила владельца. Прежнее СТС утрачено. По номеру постановления тоже ничего не найти. Дело в том, что номер еще в старом — укороченном — формате. Онлайн-сервисы его попросту не воспринимают.
На этот случай на том же сайте имеется сервис для отправки электронных обращений граждан. Им-то я и воспользовался. Правда, разобраться, как правильно это сделать, полагаю, сможет не всякий. Без юридического образования за плечами осилить опубликованные там же рекомендации по подаче жалобы непросто. Оказывается, печатать саму жалобу в текстовом поле на сайте ГИБДД не нужно. Суть проблемы необходимо изложить письменно на бумаге (можно распечатать), поставить дату и подпись, сфотографировать свое творение и приложить файлом к сообщению. Вот тогда есть шанс, что оно не останется без ответа. Так что без бумажной волокиты не обошлось и в онлайне.
Вскоре из Госавтоинспекции пришел ответ, который меня и позабавил, и заставил призадуматься одновременно.
Обратите внимание на номер постановления, на который ссылается врио командира Бобков. В одном случае в номере допущена ошибка, в другом — ее нет. То есть инспектор зачем-то набирал номер постановления вручную (хотя он был указан и в электронном виде в описании моей жалобы), причем сделал это дважды. Ведь ошибка допущена только в одном случае! Бесплатный совет: ctrl+C – скопировать выделенный текст, ctrl+V – вставить текст. Все это заметно облегчает труд и снижает степень влияния человеческого фактора, из-за которого и возникают подобные проблемы у граждан.
Вот и думай теперь, номер какого постановления инспектор будет пробивать в ГИС ГМП — правильный или неправильный? И к чему все это приведет?
Позабавило же меня другое: спустя некоторое время мне снова пришло электронное письмо из ГИБДД. К нему было приложено уже два идентичных файла с этим же ответом. Словом, впечатление такое, будто абсурдность «службонесения» людей в погонах, раскрытая в кинотрилогии «ДМБ», вовсе не художественный вымысел. Наверное, фамилия вызвала у меня ассоциации с этим киношедевром: у одного из персонажей в исполнении актера Петра Коршункова была такая же.
Итог
Справедливости ради отмечу, что сотрудник ГИБДД, занимавшийся моей жалобой, оказался достаточно внимательным. Спустя несколько недель с портала госуслуг исчезла-таки пресловутая задолженность. Причем никаких дополнительных уведомлений или писем на этот счет мне больше не поступало.
Вывод: вам в аналогичной ситуации достаточно сразу написать в ГИБДД. Но только если штраф действительно был оплачен, а у вас имеются хоть какие-то подтверждающие документы. Если же квитанции об оплате не сохранилось, боюсь, придется сначала заручиться подтверждением из банка. А вот обращаться с подобными проблемами непосредственно на госуслуги бессмысленно - это исключительно информационный портал.
Победа! И достигнута она, что называется, не вставая с дивана - онлайн. Браво!.. Хотя стоп. Появилась новая проблема: 7 штрафов за превышение скорости с камер фотофиксации. Все нарушения совершены через пару дней после того, как я продал личный автомобиль. Видимо, новый владелец не привык ездить медленно. Придется снова воспользоваться онлайн-сервисом ГИБДД для обжалования ошибочных штрафов. О результатах обязательно напишу в следующий раз.
Фото: Константин Васильев, Сергей Фадеичев/ТАСС, Петр Ковалев/ТАСС