Lada Vesta универсал — он вам не «сарай»!
Долгожданные Весты
На российский рынок универсалов выходит новый игрок – Lada Vesta SW и его внедорожная версия Vesta SW Cross, производство которых налажено на Ижевском автозаводе. Дилеры уже принимают на них заказы, а в продажу новинки поступят до конца октября. Универсалу достались те же силовые агрегаты, что устанавливаются на седан Lada Vesta: это двигатели объемом 1,6 (106 л.с.) и 1,8 л (122 л.с.) в паре с 5-ступенчатой механикой или роботизированной трансмиссией. Объем багажника Lada Vesta SW по сравнению с седаном не изменился и составляет 480 л, однако при сложенных сиденьях второго ряда он увеличивается уже до 825 л. Стоит также отметить, что версия Cross отличается от стандартного универсала Vesta увеличенным до 203 мм клиренсом, пластиковым обвесом и 17-дюймовыми легкосплавными дисками.
Топ-5 универсалов на российском рынке (данные АЕБ за 8 мес. 2017 г.)
Модель | Продажи, шт. | Доля в сегменте, % |
Lada Largus | 19 262 | 48,2 |
Lada Kalina | 10 851 | 27,1 |
Kia cee'd SW | 4465 | 11,2 |
Ford Focus | 2611 | 6,5 |
Hyundai i40 | 616 | 1,5 |
Всего | Изм. к АППГ, % | Доля рынка, % |
39 980 | 7,3% | 4,1 |
Несмотря на отсутствие явных конкурентов в сегменте универсалов, стартовый ценник на Lada Vesta SW оказался вполне разумным – 639 900 руб. Остается только надеяться, что АВТОВАЗ будет удерживать эту цену и после того, как продажи новинки станут набирать обороты. Для сравнения, начальная стоимость седана Vesta выглядит, конечно, более привлекательной – от 554 900 руб. Однако за эти деньги покупатель получит автомобиль в менее оснащенной версии Classic, которая для универсала не предлагается. Если же сравнивать цены на седан и универсал Vesta в аналогичных комплектациях, разница будет не очень значительной – 32-42 тыс. руб. А вот внедорожный универсал Vesta SW Cross, доступный только в версии Luxe от 755 900 руб., в «полном фарше» может стоить почти на 100 тысяч дороже седана Vesta в таком же оснащении.
Как говорит директор по маркетингу Группы «Лада-Центр» Сергей Новосельский, отказ от минимальной комплектации для Lada Vesta SW продиктован экономической целесообразностью: производственные мощности на сегодняшний день ограничены, при этом седаны Vesta даже не в самых доступных комплектациях пользуются стабильным спросом. Таким образом, АВТОВАЗ получает возможность продавать более доходные автомобили, ограничивая выпуск недорогих версий.
Универсальный выбор
«Базовая версия Lada Vesta не комплектуется кондиционером, что, конечно, влияет на комфорт. Универсалы без кондиционера популярны у компаний, приобретающих автомобили для своего парка, но, с учетом стоимости самого автомобиля и запчастей на него, такие покупатели чаще выбирают Largus. Мы ожидаем, что универсалы Vesta, скорее всего, будут наиболее востребованными с механической коробкой передач и мультимедийной системой. По крайней мере, именно в таком оснащении чаще всего покупатели выбирают седаны этой модели (порядка 60% продаж)», – комментирует директор по продажам ГК «Терра Авто» Игорь Бадер.
Как прогнозируют на Ижевском автозаводе, обычный универсал Lada Vesta и его кроссовая версия будут пользоваться примерно равным спросом у покупателей. В свою очередь, в «Лада-Центре» ожидают, что более эффектная и лучше оснащенная Cross-модификация может занимать до 65% продаж в мегаполисах, тогда как в небольших городах соотношение будет диаметрально противоположным.
По словам Игоря Бадера, большую часть машин, продаваемых ГК «Терра Авто» в Санкт-Петербурге, покупают городские жители, поэтому основной объем продаж неизбежно приходится на обычный универсал. Его дорожный просвет и электронные системы позволяют также использовать этот автомобиль для активного отдыха. И, конечно, более низкая цена и более широкий выбор комплектаций играют свою роль в окончательном выборе.
Первый парень на деревне
На АВТОВАЗе заявляют, что у новичка нет явных конкурентов в своем классе. Действительно, иномарки в сегменте массовых универсалов представлены лишь несколькими моделями, причем они относятся к более высокому С-классу и стоят несколько дороже. Так, самый популярный в России иностранный автомобиль с этим типом кузова – Kia cee’d SW – предлагается от 900 тыс. руб. К его преимуществам по сравнению с новым универсалом Vesta можно отнести больший объем багажника – 528 л. Второй по популярности «иностранец с рюкзачком» – Ford Focus – оценен в 926 тыс. руб. в базовой версии.
Как говорит финансовый аналитик ГК «Автомир» Алексей Кузьмич, богатые комплектации Kia cee’d SW и Ford Focus переваливают психологическую отметку в миллион рублей, и часть потребителей делают выбор уже в пользу кроссоверов, а в сегменте 700-800 тыс. руб. у Весты в кузове универсал нет конкурентов на рынке. С точки зрения позиционирования модели основными конкурентами будут Lada XRAY и Renault Sandero.
Стоит отметить, что помимо привлекательной цены Lada Vesta SW выгодно отличается на фоне конкурентов более высоким клиренсом даже в стандартном исполнении (178 мм против 150 мм у Kia cee’d SW и 160 мм у Ford Focus), что с учетом российских условий эксплуатации может стать одним из определяющих факторов покупки. А вот очевидным недостатком вазовской новинки, безусловно, является отсутствие полноценного автомата, который доступен на иномарках.
«В настоящий момент АВТОВАЗ предлагает комплектации с механической коробкой передач либо с роботизированной трансмиссией на основе МКП. На последнюю достаточно много жалоб со стороны покупателей с точки зрения характеристик комфорта при переключениях, а также есть нарекания на небольшую износостойкость сцепления в данной версии. Комплектация с автоматом ожидаема рынком и могла бы существенно укрепить позиции модели Lada Vesta SW и бренда в целом, но, к сожалению, готовых решений для внедрения у АВТОВАЗа сейчас нет, хотя периодически озвучиваются планы по установке и адаптации автоматической трансмиссии от партнеров альянса Renault-Nissan», – комментирует Алексей Кузьмич.
А вот Сергей Новосельский считает, что полноценный автомат мог бы дать дополнительное преимущество универсалу Lada Vesta, но тогда уменьшился бы ценовой разрыв между ним и иномарками, а этого пока допускать не следует.
Внутренняя борьба
Как показывает статистика, наибольшим спросом на рынке универсалов пользуются сравнительно доступные Lada Largus и Kalina универсал, и новой Весте предстоит соперничать, прежде всего, с ними. Впрочем, универсал Kalina имеет меньшие габариты и играет в другой ценовой категории – 450-600 тыс. руб. Самый популярный в России универсал Lada Largus также дешевле – от 530 тыс. до 700 тыс. руб. (с учетом Cross-версии), но уступает новой Весте по уровню оснащения и комплектуется более слабыми моторами. При этом Ларгус выигрывает по объему багажника, который у него составляет 560 л. Добавим также, что Largus и Kalina универсал также имеют внедорожные модификации, отличающиеся увеличенным клиренсом и защитным обвесом кузова.
По словам Алексея Кузьмича, и Largus, и Kalina по сути уходящие модели, что подтверждается постепенным снижением спроса на них в последние годы. Цены на максимальные комплектации данных универсалов заканчиваются на уровне, где начинаются цены на новые Весты. При этом АВТОВАЗ планирует начать их продажи с богато оснащенных версий, чтобы привлечь покупателей и продемонстрировать все возможности новинок.
В свою очередь, консультант-аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко отмечает, что внедорожная версия Vesta SW Cross будет соперничать не только с универсалами, а также с паркетниками, как, например, Hyundai Creta и Renault Kaptur. «Покупатели, которые мечтают о внедорожнике и имеют ограниченный бюджет, могут переключить свое внимание на Vesta SW Cross. Преимуществом универсала Vesta является довольно богатое базовое оснащение, даже в сравнении с седаном этой же модели», – констатирует эксперт.
Убийца Ларгуса?
В целом, универсалы никогда не пользовались особым спросом у российских автомобилистов. В лучшие времена отечественного авторынка доля этого сегмента едва доходила до 7,5%, а в последние годы неуклонно снижается и сегодня составляет порядка 4%. Во многом этому способствует растущая популярность кроссоверов, а также сокращающийся выбор самих универсалов. Сегодня россиянам предлагается немногим более десятка моделей с этим типом кузова, включая нишевые автомобили премиум-марок.
Неудивительно, что, в отличие от более массовых сегментов кроссоверов и седанов, на рынке универсалов господствуют модели АВТОВАЗа. Так, каждый второй проданный автомобиль с этим типом кузова – это Lada Largus, а вместе с универсалом Kalina их общая доля достигает уже 75%. В тройку самых продаваемых иномарок входят Kia сee’d SW (доля – 11%), Ford Focus (6,5%) и Hyundai i40 (1,5%), при этом они в разы уступают по объему продаж продукции АВТОВАЗа. Что касается последней модели, то дилеры сейчас распродают последние экземпляры корейских универсалов в связи с прекращением продаж «ай сороковых» в нашей стране. О планах вывода на российских рынок других моделей с этим типом кузова в Hyundai пока умалчивают.
По мнению Ивана Кондратенко, низкая популярность универсалов на российском рынке вкупе с кризисом последних лет демотивируют автопроизводителей продвигать этот сегмент в нашей стране. Даже несмотря на достаточно активное восстановление общего спроса, говорить о потенциале развития сегмента универсалов не приходится: его доля будет оставаться на стабильном нынешнем уровне 4% – максимум 5%. В то же время наиболее заметный рост будет показывать сегмент бюджетных седанов и хэтчбеков, а также активно растущий класс кроссоверов.
«На мой взгляд, выход Lada Vesta SW не изменит сложившуюся ситуацию на рынке, а только лишь отберет потенциальных покупателей у нынешних лидеров сегмента, таких как Lada Largus или универсал Kalina. При этом за счет своей новизны, более богатого оснащения и привлекательного внешнего вида универсал Vesta имеет все шансы стать новым бестселлером в своем сегменте, обойдя уже довольно устаревший Largus. Однако это будет зависеть, прежде всего, от стабильной экономической ситуации и сохранения хотя бы части программ господдержки, поскольку Vesta все же дороже, чем Largus, а покупатель, как известно, голосует кошельком», – рассуждает Иван Кондратенко.
Европейские замашки
Кстати, в отличие от России гораздо большей популярностью универсалы пользуются в Европе. Здесь на них приходится более 12% всех продаж. В связи с этим АВТОВАЗ возлагает надежды на Lada Vesta SW, который должен помочь ему закрепиться на европейском рынке. Напомним, в Старый Свет уже поставляется седан этой модели, и, как заявляют на АВТОВАЗе, пользуется там хорошим спросом. Новый универсал, как ожидается, появится на европейском рынке в первой половине 2018 года, после того как пройдет сертификацию Евро-6.
По уровню оснащения и характеристикам Lada Vesta SW и Vesta SW Cross – лучшее, что сегодня может предложить АВТОВАЗ европейскому потребителю. Однако поскольку эти модели будут совершенно новыми для европейской аудитории, на агрессивный старт и повышенную популярность рассчитывать не приходится, считает Алексей Кузьмич. По его оценкам, объем экспорта обеих моделей в 2018 году составит 1200-1500 автомобилей. При этом популярность новинок в Европе будет зависеть от ценовой политики АВТОВАЗа, а также от государственных мер по стимулированию экспорта отечественных машин.
Сомневается в успешных продажах универсала Vesta в Европе и Иван Кондратенко: марка Lada плохо известна европейцам, и к тому же они традиционно предпочитают автомобили местных производителей. «Lada Vesta SW, в теории, могла бы завоевать европейских покупателей своей низкой ценой, но на практике, после всевозможных ввозных пошлин, стоимость модели будет уже не такая привлекательная. В то же время на других рынках в развивающихся странах новый универсал АВТОВАЗа может иметь некоторый успех», – резюмирует эксперт.
Фото: АВТОВАЗ