Все новинки Токийского мотор-шоу 2017 — онлайн-трансляция
Японская ассоциация автомобильных производителей Inc. (JAMA) объявляет 45-е мотор-шоу в Токио открытым для прессы! В течение двух пресс-дней, как обещают организаторы выставки, мы познакомимся с новыми Nissan и премьерами марки Honda, предтечей очередного Subaru WRX, двумя концептами Mazda и новым бензиновым мотором Skyactiv-X... Свои премьеры - как для внутреннего, так и для мирового рынка, а значит и для России тоже, - готовят Suzuki, Mitsubishi и другие бренды.
Торжественная церемония открытия мотор-шоу состоится в пятницу, 27 октября, в присутствии и при участии Ее Императорского Высочества принцессы Йохко. Но мы с вами узнаем все самое важное гораздо раньше - уже сегодня. Не пропустите самое интересное!
Всю информацию из Токио вы найдете в нашем спецпроекте.
***
Максим Кадаков
26.10 12:50 Электрическая зависть
Какое время – такие спорткары. Президент компании Honda Тахакиро Хатиго уверен, что именно электротяга позволит вернуть его фирме славу производителя задорных, настроенческих автомобилей. Не думаю, что спорткар в принципе может быть (и должен ли?) быть бесшумным, но внешность у двухдверки Honda Sports EV цепляющая, бодрая.
Непривычный для Хонды ностальгический облик – развитие дизайнерских идей, заложенных в хэтчбеке Honda Urban EV, который показали на сентябрьском автосалоне во Франкфурте. И если Urban EV явно тяготеет к европейским машинам (например, задняя стойка крыши – как у Peugeot 205), то купеобразный Sports EV напомнил мне о концепткарах Datsun двухлетней давности. Но не в этом суть. Главное, что двухдверка получилась по-настоящему броской, яркой машиной. Спорткару это и нужно.
А еще нужно соответствующее шасси и энерговооруженность. С этим сложнее. Японцы подробностей не раскрывали, но есть подозрение, что начинка принципиально не отличается от «нутра» январского концепткара Honda NeuV, который тоже привезли в Токио: у него скромная батарея емкостью всего 20 кВт*ч (запас хода около 240 км) и тяговый электромотор мощностью лишь 75 кВт. Принципиальная разница в том, что купе – заднеприводное!
Как едет? Неизвестно. Даже полноценного интерьера у машины нет: стекла наглухо затонированы, двери открывать запрещают. Ходят слухи, что хондовцы могут поставить подобную машину на конвейер – года через два. То ли с электромотором, то ли с бензиновым двигателем. Если так и случится, буду им искренне завидовать – хотя назвать Sports EV заменой почившему родстеру Honda S2000 даже близко нельзя.
***
Максим Кадаков
26.10 11:43 Традиции и современность Daihatsu
Фирма Daihatsu, которая принадлежит компании Toyota, специализируется на так называемых кейкарах - длиной до 3200 мм и с моторами объемом до 660 «кубиков». Их покупатели имеют налоговые льготы. В Токио кейкары теряются в море более крупных машин, а в регионах их очень много.
Новинки в этом сегменте появляются не так часто, как хотелось бы. Разработка компактной машины обходится немногим дешевле (или вовсе не дешевле), чем автомобилей гольф-класса, а доходность существенно ниже. Именно поэтому в этом сегменте японского рынка популярен бейдж-инжиниринг – когда компании сообща выпускают машины, различающиеся лишь нюансами и, конечно же, эмблемами.
Вот и на мотор-шоу среди пяти новых машин Daihatsu не оказалось ни одной серийной – сплошь концепткары! А центральное место в экспозиции заняла огненно-красная четырехдверка Daihatsu DN Compagno.
Даже среди японцев найдется мало знатоков, которые вспомнят, что полвека назад выпускалась милая глазу компактная машинка Daihatsu Compagno. Точнее, целое семейство машин: двух- и четырехдверные седаны, трехдверные универсал, купе и кабриолет. Так вот, концепткар Daihatsu DN Compagno – попытка поиграть на ностальгических чувствах.
Это «четырехдверное купе» цепляет, прежде всего, профилем: покатая крыша переходит в плавники задних фонарей. Для тех, кто сомневается в преемственности образа, рядом выставили Compagno полувековой давности – но, увы, не купе, а двухдверный седан. Есть ли между ними что-либо общее во внешности, каждый решит сам. Но сразу видно, что концепткар существенно крупнее: его длина 4200 мм. И начинка самая что ни на есть современная: индекс DN намекает на то, что в основе лежат узлы и агрегаты новой платформы DNGA (Daihatsu New Global Architecture), которая является производной от тойотовской платформы TNGA. На ней, в частности, созданы новый Prius и кроссовер C-HR. А интерьер примечателен сочетанием традиционных круглых основных приборов и V-образной центральной консоли, повторяющей по форме нижнюю спицу руля.
В группе поддержки – то ли кроссовер, то ли компактвэн DN Multisix (шесть мест, раздельные сиденья первых двух рядов и диванчик сзади) и весьма примечательный кроссовер DN Trec, который прочат в наследники изрядно устаревшему внедорожнику Terios. Не смотрите на распашные двери без центральной стойки: эта мишура стряхнется перед постановкой на конвейер. А вот жесткий задний мост, похоже, уйдет в историю – теперь уже навсегда: подобных решений современная платформа DNGA не подразумевает.
А еще два прототипа – это традиционные для Японии «кубики». Принцип прост: если хочешь сделать максимально вместительный автомобиль в габаритах кейкара, сооружай «холодильник на колесах» - высокий, с вертикальными боковинами и задней стенкой кузова. Вот такой «кубик» Daihatsu DN U-Space адресован молодым мамам, которые каждый день возят детей в ясли и в школу и мотаются по супермаркетам. Четыре места (на стоянке передние сиденья можно развернуть «лицом» к задним), ровный пол, сдвижные двери без центральной стойки, огромный дисплей перед водителем и – все тот же 660-кубовый бензиновый моторчик.
А Daihatsu DN Pro Cargo, как несложно догадаться, – машинка грузовая, хозяйственная. Как напоминание об утилитарной сущности таких автомобилей рядышком поставили трехколесный Daihatsu Midget MP5 образца 1957 года. Но на Миджеты ставили одноцилиндровые двухтактные моторы, а Pro Cargo – на электротяге. Плоский пол и опускной задний пандус позволяют закатить внутрь и тяжелую грузовую тележку, и инвалидную коляску. А выставочная машина — в медицинском варианте, в оснащении которого есть даже рентгеновский аппарат.
***
Артур Саруханов
25.10 18:09 Моторы Mazda Skyactiv-X сократят расход, но не удорожат машины
«Сейчас уже сложно сказать, где была отправная точка. Мы прошли несколько этапов на этом пути. Наша новая система воспламенения от сжатия в бензиновых моторах называется SPCCI (Spark Controlled Compression Ignition). Впервые всерьез над ее реализацией мы задумались в 2015 году. Но, поверьте, этому решению предшествовали множественные разработки. Как можно судить по названию системы, искра свечи в ней не исключена вовсе — она дозированно подается электроникой при необходимости. Например, при пуске двигателя (особенно холодном). Все компоненты мотора Skyactiv-X новые, если пытаться сравнивать его с текущими бензиновыми агрегатами. Но не стоит переживать насчет стоимости этого агрегата для конечных пользователей. Ведь, несмотря на уникальность его составляющих, при производстве используется уже наработанная цепочка. Самое важное — расход топлива в сравнении с нынешним бензиновым семейством двигателей линейки Skyactiv-G сократился, по нашим замерам, на 20-30% в зависимости от условий эксплуатации», — говорит Хиросе-сан.
***
Михаил Кулешов
25.10 16:07 Праздник на нашей улице
На стенд компании Volvo сложно смотреть без слез. На маленьком пятачке под эскалатором – словно это точка по продаже чехлов с AliExpress – выставлены три кроссовера XC60. Это самая свежая модель в линейке шведской марки, но дебютировала она в Женеве еще полгода назад и удивить кого-либо едва ли способна. Зато XC60 уже продается у нас! Первая партия из 150 автомобилей приехала к дилерам ровно пять дней назад. Цена в России – от 2 995 000 рублей. При первой возможности мы обязательно соберем сравнительный тест: бороться с новым XC60 готовы не менее новые Audi Q5 второго поколения и BMW X3 на платформе CLAR.
***
Артур Саруханов
25.10 14:56 Suzuki: выжить любой ценой!
А вот у Suzuki все строго по делу. И для своих. Дело в том, что на местных японских дорогах весьма популярны квадратные практичные автомобильчики, которые в любую дырку приткнуть можно (да, с парковками в Токио и его окрестностях беда). Выпускающемуся с 2013 года кейкару Spacia готовят замену — представленный в Токио концепт имеет уже почти продуктовое исполнение.
Машинка осталась верна себе: рубленые грани (передок решили еще больше обрубить, хотя габариты сохранены), минимум изысков в дизайне (разве что появившиеся боковые выштамповки смотрятся оригинально) и вместительный салон при кажущихся малых формах.
А вот что получится из багги Suzuki e-Survivor, даже на стенде никто толком не знает. Так, очередной смелый концепт. Правда, рамный и электрический.
Еще один автомобиль на стенде Suzuki — прототип. Речь о модели XBee, производство которой наладят уже через месяц в Макинохаре. Четырехместный малыш щеголяет любопытными решениями на каждый день, например трансформируемым багажником.
***
Михаил Кулешов
25.10 14:06 Лучше новых двух?
Пройти мимо экспозиции Porsche было непросто даже несмотря на отсутствие мировых новинок. Великолепный Porsche 356 Speedster привлекал столько внимания, что новые Cayenne и Panamera 4 E-Hybrid давились от зависти. На их фоне 911 GT 3 и 911 GT 3 CUP, кажется, остались незамеченными.
***
Михаил Кулешов
25.10 13:30 Быстрая КОЛЕОСница
Заряженная версия четвертого Мегана дебютировала месяц назад во Франкфурте и уже месяц спустя добралась до Японии. Megane RS построен на платформе CMF-CD, которую делит с нынешним Колеосом. Отличить заряженный хэтч от гражданских версий несложно по характерному диффузору в заднем бампере, жабрам в передних крыльях и трехсекционным светодиодным ходовым огням, напоминающим финишный флаг.
Под капотом «эрэски» 1,8-литровый турбомотор отдачей в 280 л.с. и 390 Нм. Трансмиссия – 6-ступенчатая механика либо преселектив EDC с двумя мокрыми сцеплениями. Жаль, до России Megane RS не доедет. Как и его младший брат Twingo GT. Хотя бы полюбуйтесь!
***
Артур Саруханов
25.10 13:00 Subaru VIZIV Performance Concept: ну сколько же ждать серийного автомобиля?!
На стенде Subaru испытываешь дежавю. Погодите-ка, мы же видели концепты Viziv на предыдущих выставках? И неоднократно! Но японцы непреклонны: знай себе клепают их один за другим. Вот и очередной подоспел. На сей раз — видение будущего седана. Габариты нашего стендиста — 4630х1950х1430 мм при колесной базе 2730 мм. Японцы не говорят, чье именно продолжение перед нами, — облик применим ко всем седанам будущего без исключения: как Legacy, так и Impreza.
Визуально концепт взял за основу новую философию Dynamic х Solid, которая и предлагается для будущих генераций спортседанов. Сыграть решили на стремительном внешнем виде. Седан вышел мощным (а оттого и тяжеловатым) и устремленным вперед, как бы намекая на безграничные драйверские возможности (победы Импрезы в WRC обязывают). Спереди трехмерная радиаторная решетка в окружении граненой оптики скрывает за собой оппозитный двигатель, а атлетичные боковины – фирменный симметричный полный привод.
К 2020 году в серийных моделях появится новое поколение системы помощи водителю EyeSight с использованием радара, а также продвинутая навигация с точно настроенным GPS — все эти изменения позволят сократить количество аварий с участием автомобилей Subaru, заверяет производитель.
***
Михаил Кулешов
25.10 12:12 Паркет и технологии
Компания Volkswagen обошлась без мировых премьер, но японцев порадовала. В Стране восходящего солнца впервые показали ностальгический «бус» Volkswagen I.D. Buzz. Без малого пятиметровый шоу-кар оснащен двумя электромоторами с суммарной отдачей в 374 силы. При этом его интерьер остается максимально игрушечным и «плюшевым», совершенно не намекая на какие-либо ездовые таланты.
Как и Mitsubishi e-Evolution, Volkswagen I.D. Buzz оснащен камерами вместо боковых зеркал и наделен «искусственным интеллектом». Вполне возможно, что производная этого милого автобуса однажды пойдет в серию. Ждем?
Стенд немецкого бренда также украшает фастбек Arteon и хэтчбек Polo шестого поколения. На первом мы уже поездили. На втором - скоро поездим!
***
Максим Кадаков
25.10 11:50 Toyota Century: третье поколение за полвека
Для японцев огромный седан Toyota Century – что Rolls-Royce Phantom для англичан. Это больше чем автомобиль. Это символ – успеха, достатка, положения в обществе. Премьер-министр ездит на Century. В императорском гараже – четыре Century, но сделанные по особому заказу: длиннобазные, с высокой крышей лимузины Century Royal, у которых водительский отсек отделен от пассажирского перегородкой.
История Century уходит корнями в 1955 год, когда появился седан Toyopet Crown. В те годы политические лидеры и крупные бизнесмены пользовались исключительно американскими большими седанами. В 1964 году появился Crown Eight – первый полноразмерный японский седан, предвестник Century. А собственно Century вышел в свет в 1967 году и выпускался без значительных изменений аж 30 лет. Машина второго поколения явилась миру в 1997 году. Стало быть, сыгравший на нынешнем Токийском салоне свой дебют Century – машина третьего поколения.
Конечно, Century чуть поменьше Роллс-Ройса: его длина 5335 мм, колесная база – 3090 мм. Но выглядит он столь же основательно. Линии – традиционные, благородные. Фары и задние фонари остались практически прямоугольными, но вся светотехника теперь на диодах. На заднее сиденье легко садиться даже в кимоно. Пневмоподвеска предельно смягчает ход.
Все машины – в одинаковом исполнении, с полным набором опций. Можно выбрать лишь обивку - ткань или кожу. На вкус и цвет товарищей не ищу, но плюшево-шерстяное нутро выставочной машины явно на любителя, причем японского. Потому что именно тканевый салон считается для Century более традиционным.
До последнего времени Тойота была единственной японской компанией, выпускающей легковые моторы V12, но их век прошел. Инженеры даже не скрывают, что им жаль потери, но тут же спохватываются и уверяют, что гибридный двигатель V8 5.0 Hybrid не хуже, и даже лучше. Отдача та же, расход топлива меньше. Я им верю, они ж не врут. А глаза-то грустные-грустные.
Уходящий на покой седан Century выпускали двадцать лет со средним темпом около 40 машин в месяц и постепенно апдейтили его электронную начинку, чтобы машина более-менее отвечала стандартам современной автомобильной жизни. Новый Century тоже будут делать около двух десятков лет – говорят, это традиция и даже философия, и незачем менять устои. Тем не менее в машину заложена возможность последующей адаптации под новые электронные системы. Инженеры понимают, что чем дальше, тем чаще придется модернизировать модель, но точного плана подобных обновлений у них сейчас нет.
В разработке нового Century принимало участие огромное количество инженеров – говорят, не меньше тысячи человек. А вот на сборке народу совсем мало. Это даже не конвейер, а постовая сборка, когда кузова постепенно перемещают вручную на подкатных тележках. Ручного труда – масса. Только на покраску кузова в семь слоев с ручной шлифовкой и полировкой уходит около 30 часов! Примечательно, что при таком подходе гарантия на Century такая же, как и на остальные Тойоты.
Новый Century тоже останется штучной машиной. В день можно собирать не более трех-пяти машин. Годовой производственный план – около 600 автомобилей. Первые машины появятся летом следующего года. Экспорт не планируется. Цены пока не оглашены, но понятно, что новый Century будет подороже прежнего, который продавался за 12,5 млн иен (около 100 тысяч долларов).
На прямые вопросы о том, приносит производство машин в таких объемах прибыль или оборачивается сплошными убытками, люди из Тойоты вежливо и улыбчиво не отвечают. Но дают понять, что Century для Тойоты – больше, чем просто автомобиль. Но мы это и так понимаем.
***
Михаил Кулешов
25.10 11:13 Mitsubishi e-Evolution: Еволюция
Одна из самых ожидаемых мировых премьер Токио-2017 – на счету компании Mitsubishi. Японцы впервые показали живьем концепт e-Evolution, который в ближайшие пять-шесть лет должен переродиться в серийный автомобиль и стать новым флагманом марки.
Нынешний концепт e-Evolution – это достаточно крупный пятидверный кроссовер. Задние боковые двери – «половинчатые» и открываются против хода, как на Mazda RX-8 или MINI Clubman предыдущего поколения. Внутри – четыре полноценных места для людей любого роста и комплекции. Третий сзади – лишний: салон от носа до хвоста «прошивает» массивнейший центральный тоннель.
Материалы отделки концепта хороши: много кожи и алькантары, приятный пластик. Впрочем, до серийного автомобиля это великолепие, скорее всего, не доживет. А вот «искусственный интеллект» нам обещают. Кроссоверный «эвик» сможет отслеживать дорожную обстановку с помощью датчиков и стереокамер и даже «тренировать» своего водителя путем голосовых подсказок.
В движение кроссовер приводят три электромотора – один из них «поселился» под капотом. Еще два – те, что управляют вектором тяги, – на задней оси. Кстати, ретроградам-поборникам ДВС едва ли стоит впадать в депрессию: в том, что свежеиспеченный альянс Renault-Nissan-Mitsubishi научит новый электрический EVO ехать как надо, нет никаких сомнений. Каждый из трех производителей давно упражняется в производстве электромобилей.
***
Максим Кадаков
25.10 10:34 Когда б вы знали, из какого Sora!
О развитии общества вполне можно судить по общественному транспорту. У нас даже в довольно крупных городах активно эксплуатируются «пазики» мезозойской эры, а японцы заглядывают так далеко, что за нашу дремучесть становится неловко. Вот свежий пример – водородный автобус Toyota Sora.
Дело даже не в водородной начинке, которая принципиально не отличается от той, что имеет седан Toyota Mirai – с поправкой на габариты, конечно. Например, у автобуса больше запас водорода: десять баков высокого давления суммарным объемом 600 литров. Топливные ячейки работают по такому же принципу (разложением водорода получают электричество и воду), но мощность установки 9 кВт, а если «выжечь» весь водород, установка выработает 235 кВт.ч электроэнергии! Не случайно японцы говорят, что такие водородные электробусы в случае энергетических аварий можно использовать как подстанции для питания домовладений.
Но, повторю, дело не в этом. А в том, что благодаря контролирующей электронике электробус с ювелирной точностью тормозит у автобусной остановки: продольная погрешность (недоезд-переезд) не превышает 10 см, а поперечная – 3-6 см! Это значит, что к бордюру остановки электробус паркуется практически впритирку – и закатить в него детскую или инвалидную коляску не составит труда. Где взять такие остановки, у которых бордюры идеально ровные, чтобы не изуродовать о них электробус? Как где – в Японии!
Sora длиной 10,5 метра вмещает 79 человек, включая водителя (сидячих мест - 22). Toyota планирует начать производство Соры в следующем году и к Олимпиаде сделать до сотни машин по цене около 100 миллионов иен каждая (около 900 тысяч долларов). Даже японским транспортным компаниям такие расходы не по карману, поэтому без субсидий со стороны государства не обойтись. И, конечно же, нужны заправочные станции, которых пока что не так много – на всю Японию их около сотни, а строительство каждой обходится в два миллиона долларов. Дорого, но японцы могут себе позволить.
***
Максим Кадаков
25.10 9:55 Задом наперед
Нет-нет, это не седельный тягач и не автокар для перевозки грузов в порту. Вы вообще смотрите на машину не с той стороны!
Когда дизайнерам дают волю, получаются такие странные машинки, как этот Wonder-Capsule Concept. Округлый «нос картошкой», совершенно плоское лобовое стекло (аэродинамика? О чем вы!) и небольшой двухместный салон-капсула с плоским сиденьем, рулем-штурвалом и полным отсутствием приборов, поскольку все показания, включая карту навигационной системы, проецируются на лобовое стекло.
Замутили эту машинку совместно с японским брендом дизайнерской одежды Anrealage, и адресована она, как несложно догадаться, молодежи. Точнее – тем, кто видит будущее в каршеринге. Бросил рюкзак за сиденье (багажника-то нет), подстроил под себя педали и штурвал – и вперед, по туристическим объектам города. Длина машинки – всего 2,5 метра. Ширина – и вовсе 1,3 метра! Приткнуться можно практически везде. Само собой – электропривод.
Остается добавить, что Капсула спроектирована подразделением Toyota Auto Body, которая выпускает различную спецтехнику (например, для инвалидов), а также Ленд Крузеры серий 70 и 200. И очевидно, что сия дизайнерская фантазия дальше выставочного подиума не двинется. А вот отделка салона люминесцентным покрытием вполне может найти применение на серийных машинах – опять же для молодежи.
***
Артур Саруханов
25.10 9:12 Mazda: «тройка», «шестерка», тузы
На стенде Мазды сразу три мировые премьеры: двух концептов, являющих собой новое видение дизайнерской философии Kodo (она уже вдохнула жизнь в такие актуальные поколения родстера MX-5 и кроссоверов CX-5 и CX-9) и новой линейки бензиновых моторов семейства Skyactiv-X. Кроме того, для местного рынка и рынка Китая маздовцы выкатили новый семиместный кроссовер CX-8.
Первый концепт — Mazda Vision Coupe — прообраз будущей «шестерки». Его вчера на закрытой вечеринке представил лично шеф-дизайнер марки Икуо Маэда. Четырехдверка поражает аэродинамичными формами, доведенными за два года работы над концептом до совершенства. Отдельно дотачивали боковины, играя с преломлением падающего на них света. Такие решения, как отсутствующие дверные ручки (двери открываются нажатием на кнопку автоматически) и видеокамеры вместо наружных зеркал заднего вида, до серийного исполнения вряд ли доживут. А жаль, ведь все это придает особый шарм автомобилю.
Второй концепт — компактный хэтчбек Kai. По нему уже можно предсказывать облик нового поколения Мазды 3. Причем у этого концепта те же обтекаемые формы (еще бы — философия Kodo вновь тут как тут!), и те же стилистические решения. Например, вертикальные полоски стоп-сигнала в верхней части заднего стекла и противотуманки — в бампере. Kai построен на новой платформе Skyactiv Vehicle Architecture. Про нее пока известно немного, кроме того, что она позволяет сосредоточить все важное в автомобиле вокруг водителя и пассажиров.
Масамичи Когаи, президент и гендиректор Mazda Motor Corporation, во время пресс-конференции напомнил о недавно принятой его компанией стратегии Zoom-zoom 2030. Ставка в ближайшие годы будет сделана на «зеленые» технологии, что породит на свет гибриды и электрокары под маркой Mazda.
Впрочем, не забыты, а лишь трансформированы традиционные ДВС. Под капотом концепта Kai — представитель новой бензиновой линейки моторов Skyactiv-X. Благодаря высокой степени сжатия в его цилиндрах стало возможно воспламенение смеси за счет сжатия, а также сокращение расхода, как у дизельных агрегатов. Я еще вернусь с новостями об этом агрегате после беседы с техническими специалистами Мазды здесь на стенде.
Наконец, нашлось место на стенде японцев и серийной премьере. Это семиместный кроссовер CX-8, внешне очень схожий с новой Mazda CX-5. Его габариты — 4900/1840/1730 мм (для сравнения у «девятки» они равны 5096/1936/1728 мм). Здесь на автосалоне он представлен в шестиместном исполнении со вторым капитанским рядом кресел. Машина поступит в продажу на японском рынке уже в декабре. Объявлена и цена — 4 066 200 иен (в рублях ровно половина) за выставочный автомобиль с турбодизелем объемом 2,2 л.
***
Максим Кадаков
25.10 8:45 Новое японское такси: они все поменяли!
Все-таки японцы – непонятный для нас народ. Взять хотя бы такси. На протяжении многих лет таксомоторами в Токио, да и в прочих городах и весях, служат крупные седаны Toyota Comfort, которые выпускаются с 1995 года (Toyota держит около 90% японского рынка таксомоторов). Фактически это старый седан Toyota Crown с увеличенной колесной базой, упрощенным интерьером (чтобы подешевле) и чахленьким двухлитровым бензиновым мотором, хотя есть и LPG-версии, на сжиженном газе. Водитель – в непременных белых перчатках. С помощью дистанционного рычажного привода он распахивает левую заднюю дверь (ту, что обращена к тротуару), и взору открывается просторный салон с кружевными белыми чехлами на сиденьях. Милота!
Так вот, накануне открытия Токийского автосалона представили новый кэб. Высокую машину нарекли Toyota JPN Taxi. Я был на этой закрытой презентации и недоумевал. Японцы приводили наиболее яркие примеры традиционных такси: вот, мол, в Америке есть знаменитые желтые кэбы, а в Англии – еще более известные черные лондонские кэбы. Так пусть и в Японии появится нечто особенное – синие, высокие таксомоторы!
Силуэтом Toyota JPN Taxi и впрямь почти лондонский кэб. Левая задняя дверь – сдвижная, с электроприводом. Правая – обычная, ею будут пользоваться реже. По раскладному пандусу через сдвижную дверь можно закатать инвалидную коляску.
Салон высокий: у меня над головой остается сантиметров двадцать до потолка. Заднее сиденье почти плоское – чтобы было проще перемещаться по нему в поперечном направлении. Обивка дверей – непритязательная, но с повышенными шумоизолирующими свойствами.
В багажнике с запасом умещаются два огромных чемодана и даже остается место для пары сумок. А еще один чемодан можно взять в салон, если пассажиров немного.
Быт водителя обустроен просто, по-рабочему. На центральной консоли – карта навигационной системы, таксометр и кассовый аппарат – их хорошо видно сидящим сзади пассажирам. А блок климат-контроля сиротливо расположился справа, между рулевой колонкой и дверью водителя.
Полуторалитровый двигатель питается сжиженным пропан-бутаном: бак размещен между задним сиденьем и багажником. Трансмиссия интересна электромеханическим вариатором, как на Приусе. Декларируемый расход топлива – около 5,2 л/100 км.
Дебют нового таксомотора приурочен к грядущим Олимпийским играм – 2020, которые пройдут в Японии. К тому времени Toyota планирует выпустить много таких машин – чтобы гости Олимпиады запомнили их. Цена – 3 277 800 иен (около 30 тысяч долларов).
Спору нет: удобная, вместительная машина. Вполне возможно, что однажды таксомоторы Toyota JPN Taxi станут столь же культовыми, как и лондонские черные кэбы. Но мне отчаянно будет не хватать простых и столь милых седанов Toyota Comfort, на которых я впервые проехался в далеком 1995 году, когда их только-только поставили на производство. Прощай, эпоха...
***
Кирилл Милешкин
25.10 8:37 Новый глава марки Datsun — о третьей модели в России
В рамках мотор-шоу я познакомился с новым руководителем марки Datsun Хосе Романом. Сенсационными заявлениями топ-менеджер не отметился, но некоторые планы на будущее раскрыл. Молодая марка несколько меняет стратегию. Изначально идея была предлагать для каждого крупного рынка автомобили на своей платформе, полностью местной разработки или локализованной. Теперь компания собирается в большей степени использовать глобальные «тележки». Значит, есть шансы, что модельная линейка через несколько лет подвергнется серьезному пересмотру.
Для этого есть и еще одна предпосылка. Молодой бренд пока нарабатывает опыт, завоевывает авторитет и клиентуру. Значит, неизбежна работа над ошибками, корректировки курса. Роман не питает ложных иллюзий: на становление потребуется два-три поколения моделей, то есть около двадцати лет. Пока же стоит радоваться и тем успехам, что есть. Хотя, конечно, японцы не перестают работать на увеличение продаж существующей гаммы.
Россия, по словам Романа, рынок с не самой сложной для Датсуна ситуацией. Наметилась тенденция к оздоровлению, но о третьей модели – кроссовере – пока никакой конкретики. Марка от нее не отказывается, но форсировать события с запуском в продажу не хочет. Можно лишь с большой долей вероятности предположить, что это окажется переднеприводный кроссовер, а не внедорожник. Главной проблемой для развития у нас новый топ-менеджер назвал масштаб дилерской сети. В стране с огромными расстояниями для завоевания популярности требуется иметь много представителей. Но заинтересовать их в кризисных условиях не так-то просто. А Datsun, напомним, дебютировал у нас аккурат под начало обвала продаж.
Подытоживая, можно сказать, что Datsun все еще находится в поиске правильной стратегии, в том числе и в России. Это означает, что нас ждут серьезные изменения.
***
Кирилл Милешкин
25.10 8:23 Nissan IMx - электрическое будущее
Посмотрите, как похорошели электрические Ниссаны! Новый Leaf весьма неплох, а концепт IMx – так вообще великолепен. Он является носителем новой модульной платформы для электромобилей. К 2022 году на ней будут базироваться 70% электрокаров альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, а их планируется сильно больше десятка. Деталей о ней пока нет, лишь общие слова об отменной управляемости, приличном запасе хода, гибкости конструкции и выдающемся уровне безопасности.
Сам IMx вооружен двумя электромоторами и может покрывать между зарядными станциями более 600 км. Это даже чуть лучший показатель, чем ставшие общепринятыми в последние пару лет 500 км. Насколько правдивы все обещания автоконцернов, проверить доведется не раньше конца 2018 года: в серию ни один «дальнобойщик» еще не пошел.
Nissan IMx, как водится, ездит без участия человека. Перейдя на автопилот, машина прячет руль под приборную панель, а всему экипажу предлагает развлекаться. Управлять многообразием функций можно жестами, голосом, прикосновениями к тачскринам или даже сменой направления взгляда. Автомобиль может предложить даже проекцию туристической и любой другой информации на всю площадь ветрового стекла: IMx расскажет вам о том, что вы сейчас видите за окном.
А еще электрокроссовер может становиться частью стационарной энергосистемы. Как вам такой сценарий? IMx высаживает вас у терминала аэропорта и сам уезжает на парковку и подключается к зарядному терминалу. Те несколько дней, что вы проводите в командировке или отпуске, он будет «социально ответственным»: запасенное ночью по льготному тарифу электричество он отдаст в сеть днем. За такие труды владелец может получить бонус реальными деньгами или как минимум право парковаться бесплатно.
***
Кирилл Милешкин
25.10 8:02 Nissan Leaf: прогресс по всем фронтам
Главная премьера Ниссана – это, конечно, второе поколение электромобиля Leaf. Первое с 2010 года разошлось тиражом более 280 тысяч экземпляров, став одним из самых массовых электрокаров в мире. Прогресс за семь лет очевиден: емкость аккумуляторов выросла с 24 кВт.ч до 40 кВт.ч, запас хода – с 200 до почти 400 км. И это при том, что Leaf остался сравнительно доступной машиной. Благодаря субсидиям властей в некоторых странах он стоит меньше Кашкая!
За дизайн ставлю пятерку. Электрическую сущность предшественника внешность выдавала с головой, и не сказать, что она была привлекательной. Новичок же стал стилягой. Фирменный V-образный вырез решетки радиатора и двухцветная окраска настраивают на боевой лад. Внутри, конечно, далеко не премиум, но, опять же, вспомним о цене.
Автопарковщиком и автопилотом начального уровня нас уже не удивишь, а вот возможность управлять всего одной педалью пока есть только у Лифа. Отпустив акселератор, водитель почувствует достаточно интенсивное замедление. Системе рекуперации помогают тормоза, а на корме зажигаются стоп-сигналы. В результате жать на левую педаль придется только в нештатных ситуациях. Реальная польза? Никакой, просто очередная «фишка», чтобы выделиться. Левая нога водителя, как и на любой машине с автоматом, все равно отдыхает, а перенести правую на соседнюю педаль – невелика трудность.
Вместе с обычной версией в Токио показали исполнение Nismo. На данный момент это концепт, но в серию «заряженный» электромобиль запустят гарантированно. Когда и с батареей какой емкости, вопрос пока открытый. Но и базовый Leaf неплох: разгон до сотни занимает у него 7,9 с.
Ниссановцы не скрывают, что хотели бы видеть Leaf и на российском рынке. На пробу к нам привозили и предшественника, но дальше тестов дело не пошло. Серьезных преград на пути электромобиля хоть отбавляй: отмененный льготный период с нулевыми таможенными пошлинами на электромобили, обязательная система ЭРА-ГЛОНАСС, серьезно удорожающая непопулярную модель, зачаточное состояние инфраструктуры, полное отсутствие стимулов покупать электромобиль (кроме платной парковки, на которой переплату за высокие технологии не отобьешь). Вот и выходит, что нам на Leaf остается только облизываться.