Почему на наших дорогах так много хамов?
– Человек – это животное, которое не выносит своих сородичей.
Эжен Делакруа
Чтобы понять, почему на дорогах много хамов, надо бы вспомнить, кто такой хам.
Вообще-то, это библейское имя: именно Хам когда-то породил африканские народы. Он же своим поведением дал начало понятию «хамство», то есть наплевательскому отношению к культурным запретам. Есть версия, что именно за это его покарал Господь, раскрасив потомство в черный цвет…
По нынешним меркам, Хам ничего такого и не сделал. Увидев, как с папаши во сне свалилось одеяло, он ухмыльнулся и пошел описывать увиденное братьям, вместо того чтобы прикрыть наготу старика. Братьям стало стыдно за Хама… Впрочем, это всё давно изложено в ином источнике.
Идем дальше. Словарь Даля сообщает нам, что хам – это бранное прозвище лакеев, холопов или слуг. Там же приводится и поговорка: «Из хама не будет пана». И вот она-то и представляется мне самой важной. Потому что числиться «паном» сегодня совсем несложно: нужны только деньги.
Из хама не будет пана
С тем, что на российских дорогах царит хамство, я спорить не собираюсь. Только дело не в том, что российские водители – это, мол, генетические свиньи по определению. Те, кто считает иначе, пусть побыстрее уходят отсюда по известному адресу. Сваливать причины хамства на национальность – это просто неумно: хамов полно и среди англосаксов, и среди американцев.
Современное хамство, на мой взгляд, – это последствия разрушения сложившегося уклада жизни. Причем неважно, куда вынесет тебя волна очередной перестройки – в олигархи или на самое дно. В любом случае ты попадаешь в чуждый тебе мир, а потому с недоверием и озлоблением озираешься вокруг. Так ведет себя кот, которого хозяева вывозят летом на дачу, а осенью тащат в городскую квартиру. В обоих случаях животное недовольно.
Наше общество сегодня расколото так, как не снилось никакому другому. Вчерашние пэтэушники стали телеведущими, а бывшие кадровые офицеры вынуждены сидеть в будках охранников. И если раньше мы все были в какой-то степени равными – жили в одинаковых подъездах, учились в одних и тех же школах, ходили в одну и ту же булочную, то сегодня неравенство стало просто сумасшедшим. Причем все понимают: нынешнее расслоение – это не следствие чьих-то выдающихся талантов или, напротив, бездарности.
Академик Д. С. Лихачев пояснял: дескать, нетрудно прикинуться умным или добрым, но совершенно невозможно прикинуться интеллигентным! Ну и как к таким будут относиться те, кто отличает Маркса от Маркеса? И какое отношение они получат в ответ? В такой ситуации конфликты неизбежны: чего хотеть от людей, которые априори ненавидят друг друга? А когда человек, униженный на работе, а то и дома, добирается до руля, то ждать от него адекватности не стоит. Особенно когда из соседней полосы его опять «учат жить».
Дорога к хаму?
Дорога – это своего рода линза, которая фокусирует накопившуюся агрессию на соседе. Здесь сорваться куда проще, чем на работе, где тебя все знают. Атмосферу подогревает дорожный бардак всех мастей – пробки, вечные ремонты, шпионящие камеры, оголтелые шумахеры, пылящие обочечники, недостаток парковок…
Проблемы, конечно же, были всегда – пусть и несопоставимого уровня. Но в прежние времена мы были членами одного общества. Плохого или хорошего, не важно: оно было нашим, общим. И оно всеми силами пыталось давить агрессию с хамством в придачу на всех уровнях:
- скучающих подростков затаскивали в секцию Дома пионеров;
- безработных не было по определению;
- тунеядцев судили и высылали;
- пойманных последователей г-на Корейко лишали и сажали;
- профсоюзы раздавали путевки за десять процентов стоимости;
- по телеку и радио выступали не косноязычные троглодиты, а профессиональные дикторы и народные артисты;
- в фильмах и спектаклях не было столько агрессии.
Список может получиться довольно длинным. Но главное в том, что тебе всеми силами вбивали в голову, что такое хорошо и что такое плохо.
А кто учит хорошим манерам сегодня? И что может выбрать современный хомо сапиенс, обдумывающий свое житье перед экраном телевизора или компьютера? Протискиваясь между комедиклабами и рекламами прокладок, он вряд ли наткнется на канал «Культура». И концерт Дениса Мацуева или Хиблы Герзмавы он переключит мгновенно – как захлопывают книгу, написанную на неизвестном тебе языке. А вот шутки ниже пояса и мордобой в кино понятны без перевода, а потому демократичны и толерантны. Такое существо совершенно искренно не понимает, почему нельзя материться, хамить и раздеваться на глазах у всех. Тем более что ни один фильм без этого, в общем-то, не обходится. Правда, у Крокодила Гены все время пытаются отнять трубку, но на общем фоне это выглядит весьма неуклюже.
Средний хомо сапиенс – существо, в общем-то, очень недалекое, а потому изначально нуждается в защите и руководстве. Даже если не осознает это. И если бы того же Маугли не защитили добрые звери, его бы сразу сожрал не очень добрый полосатый зверь с папановским голосом. И если бы его не обучили хорошим манерам, исход был бы тем же.
Задача нормального государства – следить за несмышленышами, дабы чего не сотворили по недомыслию. По такому принципу инженеры создают любую технику: она изначально должна быть с «защитой от дурака». В автомобиле на ходу не должна втыкаться передача заднего хода, магнитофон должен исключать возможность случайного стирания записей, а циркулярная пила обязана мешать неумехе отпилить себе то, что трудно будет приделать обратно. Комплекс таких мер при этом должен подавлять помимо прочего и хамство. Но уже не подавляет. Подавили его самого.
Незащищенность и безнаказанность
- полицейский на ней почти всегда не благородный защитник, а разжиревший охотник;
- хама, несущегося мимо всех по обочине или пролезающего через закрытый шлагбаум, никто не ставит к позорному столбу;
- проехать «по понятиям» порой быстрее и проще, чем по ПДД;
- «золотая молодежь» только хихикает, когда ее представителям по десятому разу запрещают садиться за руль;
- а огромная пробка, застрявшая в безнадежных судорогах, легко доводит до кипения даже самого благовоспитанного ценителя высоких идеалов.
Право выбора
Ну, сейчас мне достанется ото всех… И все-таки выскажу крамольную мысль: для того, чтобы не было хамства, хомо сапиенсу необходимо резко ограничить то, что многие любят называть свободой. Потому что вовремя лишить хама самой возможности нахамить – это огромное подспорье для всех, кто искренно ненавидит хамство. Слышу недовольные голоса: мол, пусть мне сначала создадут нормальные условия, а потом что-то требуют! Да, я тоже ненавижу необоснованные знаки, раздолбанные дороги и бездельников в форме. Но тем не менее не надо...
- Не надо ставить автомобиль на трамвайные рельсы, тротуары, пешеходные переходы!
- Не надо парковаться во втором и третьем рядах, мешая мне ехать по правилам. Даже если я сижу в троллейбусе.
- Не надо лихо шнырять из ряда в ряд, не включая при этом указатели поворотов и голову.
- Не надо копаться в своем смартфоне, задерживая едущих сзади.
- Не надо… в общем, и так, наверное, понятно, чего еще не надо делать. Причем все это никак не должно быть платой за наведение порядка – типа «ты мне, а я тебе». Каждый склонен считать, что ему должны все, а он – никому. А при таком подходе дорожное хамство не иссякнет никогда.
Возвращаясь к Библии
Для победы над хамовым племенем, или как уж его лучше назвать, святая книга давно указывала верные пути. Соблюдай определенные каноны – не пьянствуй, не завидуй, не обжирайся, не шляйся по чужим женам, не ленись и т. п. Тогда у тебя все будет по-божески, то есть нормально. Примерно тем же должно быть озабочено и государство. Мол, веди себя нормально, милый. А мы со своей стороны постараемся оградить тебя от тех, кто мешает тебе спокойно ездить по дорогам, соблюдая ПДД.
Совсем уж пессимистом быть не хочется. Поэтому нужно отметить: что-то кое-где потихоньку меняется. К примеру, на пешеходных переходах давно пропускают пешеходов, а заправщики и кассиры на АЗС почти всегда желают нам счастливого пути.
Всех желающих, как обычно, приглашаю высказаться насчет хамства. Только без хамства, по возможности.