Хитрить - себе дороже!
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ПОТРЕБИТЕЛЬ
ХИТРИТЬ - СЕБЕ ДОРОЖЕ!
ЗА ЧТО НЕ ПЛАТИТ СТРАХОВЩИК
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ
"Кошелек - не резиновый" - утверждают апологеты экономного образа жизни и ищут, где можно застраховать подешевле. Таких сегодня большинство. Граждане поопытнее и не стесненные в средствах, скорее, обращают внимание на надежность. "Доверять судьбу первой попавшейся компании, пусть и предлагающей супервыгодные тарифы, неразумно", - рассуждают они. Однако тех и других объединяет одно - элементарное пренебрежение к "Правилам страхования", необходимости их внимательно читать и помнить. А только там содержится информация: в каких случаях страховщик может отказать в выплате возмещения.
Откуда же такое пренебрежение? Да, текст напечатан мелким шрифтом, а при нынешнем темпе жизни чтение "талмудов" - сущий подвиг. Но главная причина все же в другом - "деликатность" страхового агента. Он не склонен фиксировать внимание клиента на неприятных, способных вызвать сомнение моментах. Его задача - продать полис. Вот он и стремится изо всех сил вселить в вас уверенность, что страховка - это индульгенция, заплатил - и обо всем забудь.
ОТ РАДИАЦИИ ДО... УКУСОВ
"Отказные" пункты рассредоточены по разным параграфам "Правил". Первая группа - случаи, исключенные из разряда страховых. Например, радиация, военные действия или маневры, народные волнения, забастовки, терроризм. Правда, в последнем случае, с оговоркой. Агрессивные действия не всегда попадают под понятие терроризм. Они могут исходить и от домашних животных.
Однажды владелец "Ниссана-Премьера" потребовал от страховой компании возместить вред от поведения бультерьера. Собаке, закрытой в автомобиле, что-то не понравилось... Пострадала обивка дверей и сидений - пластиковые панели. Увы - это не страховой случай, владелец "Ниссана" невнимательно читал "Правила".
ЗВОНИТЕ ИЗ ЛЕСА
Вторая группа: клиент не выполняет свои обязанности застрахованного лица. Скажем, по договору вы ночью должны хранить автомобиль в определенном месте (на охраняемой стоянке или в гараже). Оставили машину впотьмах возле дома, ее повредили - значит, денег на возмещение ущерба не видать.
Важнейшая из обязанностей клиента - сразу вызвать на место ДТП (если оно произошло) сотрудников патрульной службы и позвонить страховщику. На письменное заявление в страховую компанию обычно отводят 1-3 дня. Если вы за городом, можете послать телеграмму. Оказывается, часть клиентов этим пренебрегает. Кто-то сильно торопится, а тут ему помяли крыло или разбили фару. "Стоять и ждать инспектора? Но я же застрахован - после разберусь", - рассуждает он. Или же на даче не вписался в железные ворота, помял дверь. "Кто же ко мне в лес из ГИБДД поедет? Бесполезно..." - И ничего не предпринимает. За что потом и расплачивается. В такой ситуации нужно хотя бы срочно дать знать страховщику о случившемся.
После ДТП вы обязаны сделать все возможное, чтобы причиненный вам вред не возрастал. Допустим, вы бросили попавшую в аварию машину без присмотра и "добрые люди", воспользовавшись этим, ее "раздели". Легкомысленная уверенность иных из нас в том, что "после ДТП обо всем должна заботиться страховая компания", - заблуждение, за которое уже очень многие поплатились.
Другая обязанность - предъявить пострадавший автомобиль эксперту страховой компании для осмотра. Нельзя сразу после ДТП тащить машину в сервис! Это потом обойдется вам в копеечку.
Надо помнить и о том, что вы должны содействовать страховщику в таком неприятном (и нелегком) деле, как... получение денег с вашего "обидчика". Если думаете, что это не так - ошибаетесь: передавать всю необходимую информацию страховщику и участвовать в суде - ваша обязанность. Кстати, страховщик может воспользоваться своим правом на судебный иск в течение двух лет, так что не удивляйтесь, если через год-полтора от вас потребуют помощи. Откажетесь? Придется вернуть страховку.
ПОЕЗД НЕ ТАРАНИТЬ!
Третья группа отказов связана с обязанностью клиента бережно относиться к своему имуществу. "Правила страхования" могут ограничить лихачество: не оплачивается ущерб от ДТП, если вы выехали на полосу встречного движения, сбили пешехода на "зебре", пролетели перекресток на "красный", протаранили поезд на железнодорожном переезде.
Сюда же можно отнести требование ездить только на технически исправных машинах (с талоном о пройденном техосмотре). Случай из практики: клиент страховой компании не справился с управлением и попал в ДТП. Во время осмотра пострадавшего автомобиля эксперт отметил, что на задних колесах шины с разным рисунком протектора. Пришлось водителю самому оплачивать ремонт.
МОШЕННИКИ
Четвертая группа отказов - мошенничество. Не случайно после угона страховщик просит предоставить полный комплект ключей и брелоков сигнализации, а также все регистрационные документы (не забывайте их в "бардачке").
Чаще всего мошенничество все же мелкое. Притерли застрахованную машину в пробке. Владелец смог получить от "обидчика" деньги на месте. После этого он едет к страховщику и требует еще и от него. Помните - смысл страхования не в том, чтобы извлекать прибыль, а в том, чтобы иметь возможность восстановить свое имущество. Так что любые умышленные действия клиента, направленные на симуляцию страхового случая, приведут к отказу в выплате.
ПРАВДА, ТОЛЬКО ПРАВДА
Пятая группа - заведомо ложные сведения, сообщаемые страховщику. В полисе названы все лица, кому вы можете "доверить руль". Дали "порулить" стороннему человеку - считайте, что рискуете. Теперь, если он попадет в ДТП, о возмещении забудьте. Впрочем, делать это не возбраняется, если заранее предупредить страховщика. Он не откажет - только потребует доплатить (за больший риск) 5-10 процентов от цены полиса.
Хитрить - себе дороже. В полисе написано, например, что машина используется для личных целей. Берегитесь, в случае чего, если выяснится, что вы перевозите грузы или заняты частным извозом (один как-то приехал за возмещением, забыв снять с крыши желтый фонарик с шашечками. Денег, конечно же, не получил).
Правдивой должна быть и оценка вашего автомобиля. Вы говорите: ваш " Опель Кадет" стоит 4 тысячи долларов, хотя на самом деле купили его за 2,5 тысячи. Страховая компания узнала об этом, разыскав продавца. Значит, и возмещение будет никак не больше реальной стоимости "Опеля".
Сообщить ложные сведения можно и по незнанию. Вы ставите отметку в полисе, что автомобиль стоит на охраняемой стоянке (имея в виду дяденьку, что поднимает и опускает шлагбаум на въезде), но при этом договор охраны вашего имущества вы ни с кем не заключали. Во избежание недоразумений всегда будьте внимательны к подобным сведениям.
* * *
У каждой компании - свои "Правила" (одни могут совпадать с общепринятыми отказами, другие - нет). Так что повторим совет: не ленитесь очень внимательно их прочесть, прежде чем решить вопрос о приобретении полиса.
Вам могут отказать в выплате страхового возмещения, в частности, если вы:
попали в ДТП в состоянии опьянения;
авария произошла в "чистом поле" вне дороги;
признали свою вину в ДТП без согласия на то страховой компании;
сняли автомобиль с учета, не уведомив страховщика;
перевозили опасный груз без соответствующего разрешения;
нарушили правила пожарной безопасности;
автомобиль не прошел таможенного оформления;
использовали автомобиль для обучения вождению без разрешения страховой компании.
БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ "ПРОГРЕСС-ГАРАНТ", "ПРОМЫШЛЕННО-СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ",
"РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ", "СОДРУЖЕСТВО "ЗА РУЛЕМ", "ИНГОССТРАХ", РОСНО, "ГЕОПОЛИС", "ИНТЕРРОС СОГЛАСИЕ".