Президент РСА: «ОСАГО в нынешнем виде мало кому нравится»
Сейчас ОСАГО у большинства вызывает сплошной негатив. Есть какие-то предпосылки к тому, что обязательная страховка станет для автовладельцев удобной и надежной?
Да, мы признаем, что такой вот большой «лайнер» обязательного страхования создавал проблемы. Это и огромная сеть, и несбалансированность тарифов по ОСАГО. Но сейчас вектор развития принял правильную позицию.
В настоящее время и РСА, и Банк России закладывают основу фундамента будущего ОСАГО. Такого, чтобы автовладелец знал и четко понимал, как он покупает продукт, как будут происходить его отношения со страховой компанией и что за ОСАГО он как за каменной стеной.
Чтобы система покупки полиса работала без сбоев, а страховые компании, используя разные телематические устройства и программы, могли отслеживать и оценивать поведенческую модель водителя и предоставлять ему адекватную скидку (или надбавку). Чтобы водитель, используя приложение для смартфона, мог не только приобрести полис, но и оформить аварию и сообщить о страховом случае. И, конечно же, оперативно получить направление на ремонт.
Но без либерализации и персонификации тарифа изменить ОСАГО в лучшую сторону не получится.
В целом, я думаю, через год-два ОСАГО станет как раз тем продуктом, которого ждут автовладельцы.
Другими словами, нам опять ждать повышения стоимости ОСАГО?
Вовсе нет. Конечно, на первом этапе такое возможно. Но дальше баланс интересов страховых компаний и потребителей будет достигнут естественным путем. Страховые компании, с одной стороны, смогут предлагать наиболее интересные тарифы для тех же безаварийных и аккуратных клиентов, а тем, кто ездит агрессивно, будут предлагать другие условия.
Так что, аккуратным водителям опасаться повышения стоимости ОСАГО не стоит.
Вы говорите о доступности полиса. Так в регионах, в том числе в Крыму, купить полис попросту невозможно! Даже через интернет. Как вы это прокомментируете?
Нужно понимать, что почти четверть полисов продается онлайн. Да, «Единый агент» (система, при которой компании, имеющие филиалы в проблемных регионах, осуществляют продажи полисов в качестве агентов от имени всех остальных страховщиков. – Прим. ЗР) — вынужденная мера. Сейчас создана новая система - «Е-ОСАГО-Гарант»: при невозможности купить электронный полис в определенной страховой компании (например, когда исчерпан лимит продаж у конкретного страховщика или из-за технического сбоя) автовладелец приобретает полис через сайт РСА. Да, тут есть повод для недовольства автовладельцев. Понятно, что каждый имеет право выбирать конкретную страховую компанию. Но мы пока не можем решить вопрос проблемных регионов, где от деятельности криминальных автоюристов страховые компании несут убытки. Где-то региональные власти активно помогают, а где-то нет. Поэтому страховые компании стараются хоть как-то себя защитить. В таких регионах есть проблема с доступностью ОСАГО. И как раз здесь сработает «Е-ОСАГО-Гарант», которая без всяких проблем позволит купить полис. Повторюсь, что проблему может решить либерализация тарифов.
Что касается Крыма, то и здесь ситуация наладилась. Крупные компании в силу ряда политических причин действительно вынуждены были сократить свое присутствие в этом регионе. Но мы решили проблему. Страховым компаниям, которые работают исключительно на внутреннем рынке, мы увеличили квоты по продажам полисов в Крыму. И на сегодняшний день ситуация стабилизировалась. При этом мы вместе с Центробанком усиливаем контроль за такими компаниями, чтобы не было проблем с урегулированием убытков.
А не будет ли полис ОСАГО стоить запредельных денег, если отпустить тарифы в свободное плавание? Ведь и сейчас для большинства автовладельцев это достаточно серьезная нагрузка. Я вот, к примеру, плачу за полис 12 тысяч рублей…
В этом случае тариф станет запретительным и будет недоступным для большинства автовладельцев. Банк России этого попросту не допустит. Не справятся с этим страховщики? Тогда их уберут с рынка. Дальше ситуация может развиваться по разным сценариям. Если свободная рыночная модель не сработает, будет применена другая — государственное частное партнерство или передача урегулирования всех убытков РСА. А может, даже создание госкомпании. Но я уверен, что ни о каких запредельных ценниках на полис «автогражданки» речи и быть не может.
В целом, после введения свободного тарифа, когда «хорошие» водители будут платить меньше, а «плохие» — больше, когда страховая компания в конкурентной борьбе за клиента будет предлагать интересные условия, мы и увидим качественный продукт обязательного страхования. Но нужно понимать, что противостояние автовладельца, который желает заплатить меньше, а получить выплату побольше, всегда будет идти вразрез с интересами любой страховой компании. И здесь задача РСА и Банка России следить за тем, чтобы соблюдался баланс интересов. Хотя приоритет, конечно, на стороне автовладельцев.