Давить иль не давить? вот в чем вопрос
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/НЕ ПО ПРАВИЛАМ
ДАВИТЬ ИЛЬ
НЕ ДАВИТЬ?
ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС
КАК ТРАКТОВАТЬ П. 10.1 ПДД
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ
Когда двигавшаяся по правому ряду кольцевой дороги "Волга" неожиданно повернула влево на его полосу, времени на раздумья у Владимира не оставалось: бить машину в бок или пытаться ее объехать? Чудом проскочив между автомобилей, мчавшихся рядом, он миновал злополучную "Волгу". Но на мокрой дороге ВАЗ занесло и с силой ударило об ограждение. Обидчик между тем спокойно удалился.
Первая мысль о сидящей рядом жене - скоро ожидалось пополнение семейства, - а повреждения машины это уже мелочи. Вызов "скорой", милиции... Неожиданно показалась та самая "Волга". Причем не одна - ее конвоировал джип с крепкими ребятами. Они, оказывается, видели, что произошло, догнали виновника аварии и вернули к месту ДТП.
Каково же было возмущение Владимира, когда оказалось... что в аварии виноват только он - нарушил п. 10.1 "При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства". В отличие от того, что было раньше, нынешние Правила не разрешают в экстренных случаях объезжать препятствия.
По Правилам Владимир должен был действовать однозначно - тормозить. Следы на асфальте тогда стали бы его алиби: он сделал все возможное. Ну а то, что в таком случае у водителя "Волги" оставалось мало шансов выжить - его ожидал удар на скорости 90 км/ч - это уже за пределами Правил. Впрочем, благодарности к своему спасителю водитель "Волги" не испытывал: оплатил пятидесятирублевый штраф (нарушил п. 8.4 - "при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения") и был таков. Даже не посочувствовал Владимиру.
Раньше в Правилах был пункт "создание аварийной ситуации". Трактовать его можно было по-разному, поэтому, наверно, отменили. Сейчас подход куда более упрощенный: нарушил Правила, произошло столкновение - виновен. Другой водитель, который хочет предотвратить это столкновение, должен действовать только на свой страх и риск. Можно говорить о несправедливости Правил. Но случаются аварии, когда требования п. 10.1 необоснованными не назовешь. Как же быть? Рассчитывать на новую редакцию Правил? Можно ждать долго, да и найдешь ли на каждый случай точную формулировку.
А вот помнить о том, что экстренное торможение, как и энергичное маневрирование, всегда связаны с риском, - надо всегда. Лишь немногие водители готовы к экстремальным ситуациям. Любая ошибка - и машина теряет управление. Вспомним, сколько ДТП происходит из-за братьев наших меньших - собак и кошек, перебегающих дорогу "в неположенном месте". Водитель инстинктивно тормозит или объезжает животное. Результат печален: разбитые машины, травмированные люди. И сотрудник ГИБДД, и суд при выяснении причин происшедшего не будут брать в расчет, что, объезжая кошку, кто-то въехал на автобусную остановку. Опытные водители единодушны во мнении - давить. Возможно, в Обществе защиты животных этим возмутятся, но во сколько кошачьих жизней оценивается одна человеческая? Между прочим, аварийные ситуации порой связаны с уже сбитыми животными. Особенно щепетильны в этом женщины - резко тормозят перед сбитой кошкой и собирают сзади "хвост" помятых машин. Конечно, будет виноват тот, кто бьет (п. 10.1 ПДД), но разве от этого легче?
Еще одна проблема связана со стоящим на дороге транспортом. Сломалась машина - что делать? Правила требуют: немедленно включить аварийную сигнализацию и установить знак остановки. Но знак еще нужно вытащить и отнести его на 15-30 м, а аварии нередко случаются именно в первые минуты. Виновным, как правило, признается тот, кто бил сзади - несоблюдение того же п. 10.1.
Повторим еще раз: Правила, даже самые-самые мудрые, не могут предусмотреть всех возникающих в реальной жизни ситуаций. А потому - будьте предельно внимательны на дороге. Зимой особенно.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА ЗР СЕРГЕЯ ВОЛГИНА
Зачастую определить нарушение пункта 10.1 может только экспертиза. Лишь специалист ответит, мог ли водитель обнаружить опасность, имел ли техническую возможность остановиться, учел ли состояние дороги... Все эти вопросы должны быть разрешены экспертом, назначенным соответствующим постановлением должностного лица. Только после этого можно говорить о виновности водителя в нарушении п. 10.1 и в ДТП.